Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».

Концепции:

1. Концепция корпоративного управления (Corporate governance) 1990-е гг. Основное содержание концепции – согласования интересов управляемых и управляющих. В рамках данного направления вырабатываются решения в области наблюдения, контроля, оценки деятельности, подотчетности органов управления перед народом.

2. Концепция “governance” 90-е гг. XX в.— это такое управление, которое отвечает требованиям открытого, демократического и справедливого общества. Управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма и транспарентности, партиси- пативности, независимости средств массовой информации, имеет демократический характер.

3. Концепция политических сетей (Networked government), концепция «управления без правительства» Self-organising network, начало XXIв. - Рыночные агенты действуют не независимо и произвольно, а в рамках устойчивых сетей. Т.е. они контактируют на постоянной основе с одними и теми же контрагентами. Информация, ресурсы также вырабатываются в рамках сетевой структуры. Огромную роль выполняют личные и неформальные контакты. Связи – это действительно ценный ресурс в реальном мире. Хотя они подрывают привычные взгляды на эффективность рынков, создают дополнительные барьеры, но они существуют и оказывают огромное влияние на экономические процессы и потому их нельзя игнорировать. То же самое относится и к госуправлению. Чиновники действуют не в пользу абстрактного общества. Они окружены конкретными людьми, некоторые из которых оказывают на них влияние. С некоторыми они состоят в дружественных или иных отношениях. Все это оказывает влияние на принимаемые решения и проводимую политику. При этом сети имеют значительную автономию от государства, но ими можно управлять, направляя их в нужное русло. Сети являются альтернативой рыночному механизму и иерархии. В государстве сети могут выражаться различными понятиями: элиты, диаспоры, профессиональные группы и т.д.

4. Концепции виртуального государства, начало XXIв. Большая часть взаимодействий с правительственными органами может протекать на высокотехнологичной основе с применением возможностей компьютерной техники. Точкой взаимодействий выступает правительственный портал. Механизм связи – электронный документооборот и электронная почта&

Концепция нового государственного менеджмента (New public management). Основные принципы концепции New Public Management можно выделить следующее:

· децентрализация: передача ряда полномочий с федерального уровня на региональный уровень исполнительной власти;

· передача ряда функций по выполнению госуслуг независимым агентствам, государственным корпорациям и ведомствам;

· внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат;

· демократизация: повышение открытости процесса принятия управленческих решений;

· оптимизация: сокращение количества государственных служащих и передача части госуслуг в частный сектор;

· конкуренция: конкурсное замещение должностей, внедрение контрактной системы на государственной службе, которая замещает действующий ранее принцип пожизненной карьеры;

· эффективность: внедрение оценки по результатам. К середине 2000-х годов примерно в 2/3 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития в той или иной степени была внедрена система оплаты труда госслужащих по результатам их деятельности;

· адаптация бюрократии к запросам рынка и гражданского общества, защита интересов частных лиц.

Принципы New Public Management можно разделить на два ключевых направления. Одни исследователи считают, что данная концепция касается структурных преобразований системы государственного управления: реструктуризация управленческих полномочий, децентрализация, сокращение количества служащих, демократизация, повышение эффективности работы государственных служащих, повышение качества предоставляемых государственных услуг; внедрение системы аудита и подотчетности. Также преобразования направлены на сокращение централизованных иерархических структур, что предполагает уменьшение размера государственного.

Другие авторы утверждают, что принципы New Public Management предполагают внедрение в систему государственного управления механизмов системы менеджмента, характерной для частного сектора, в целях создания конкурентного рынка. В этой связи бюрократический аппарат выступает в роли посредника между хозяйствующими субъектами при минимальной роли государства в экономической сфере, что обеспечивается передачей части полномочий по предоставлению государственных услуг частному сектору на рыночных условиях.

В соответствии с концепцией New Public Management за государственным аппаратом закреплялась функция формирования общественного заказа для выполнения частным сектором на правах аутсорсинга. Этот подход требовал применения принципиально иного способа бюджетирования, а именно - перехода от бюджетирования по расходам к системе бюджетирования, ориентированной на результат. Поэтому реформа государственного управления включает, в том числе, бюджетную реформу, целью которой было снижение жесткого контроля, расширение финансовой автономии ведомств. Однако грань между бюджетированием, ориентированным на результат, и плановой экономикой достаточно сложно соблюсти.

Наши рекомендации