Тема 1: Понятие и предмет теории государства и права

Т 33

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

Т 33 Теория государства и права: метод. указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030900.62 Юриспруденция В 2 ч. Ч. 1./ сост.: Н.Н. Штыкова – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010. – 60 с.

Содержат указания по подготовке к семинарским занятиям, прилагаются контрольные вопросы, практические задания в соответствии с программой курса, рекомендуемая литература и тестовые задания для студентов образовательных программ 030501.65 и 030500.62 «Юриспруденция».

УДК 340(075.8)

ББК 67.0я73

Ó Муромский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

Тема 1: Понятие и предмет теории государства и права - student2.ru высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права имеет своим предметом изучение общих закономерностей возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Курс «Теория государства и права» – необходимый и очень важный предмет в системе высшего юридического образования. Его изучение нужно для понимания закономерностей развития государства и права, воспитания юридического мышления, научного правосознания, широкого политико-юридического кругозора, качеств, присущих настоящему юристу.

Теория государства и права обычно вызывает у студентов большой интерес. Вместе с тем, ее усвоение сопровождается немалыми сложностями, вызванными большим объемом материала и относительно кратким периодом изучения. Для их преодоления, в частности, учебным планом предусмотрен годовой срок обучения (250 часов), чтение лекций (68 или 72 часа), проведение семинарских занятий (68 часов или 72 часа) по основным или трудным темам, а также самостоятельная работа (114 часов). Промежуточная (полугодовая) аттестация проводится в виде зачета. Учебная дисциплина заканчивается принятием экзамена.

Успешное усвоение данной учебной дисциплины предполагает большой, упорный, серьезный, систематический труд студентов. Важнейшая его составная часть – подготовка к групповому занятию и активное участие в его работе. Семинарские занятия проводятся с целью углубленного изучения студентами определенных тем, закрепления и проверки полученных знаний, овладения навыками самостоятельной работы, публичных выступлений и ведения полемики.

Подготовка к групповому занятию начинается ознакомлением с его планом по соответствующей теме, временем, отведенным на данный семинар, перечнем рекомендованной литературы. Затем следует главный этап подготовки к занятию: студенты в соответствии с планом семинара изучают соответствующие источники.

Последовательность изучения источников, как показывает опыт, должна быть следующей:

1. Отрабатывается лекция по теме семинара;

2. Изучается учебник или учебное пособие;

3. Изучаются правовые акты (тексты кодексов, конституций, деклараций, законов);

4. Завершается подготовка чтением дополнительной литературы.

К каждой теме рекомендуется несколько литературных источников, значимость которых для изучения конкретной темы занятия неодинакова. Поэтому в планах семинарских занятий литература делится на две главные части: основную и дополнительную. Слушатель обязан изучить основную и ознакомиться с дополнительной литературой.

Групповое занятие состоит в живом обсуждении вопросов его плана семинара. Поэтому каждый студент в процессе подготовки к нему должен отработать все вопросы темы, а на занятии быть готовым ответить на них, дополнить и исправить ответы других студентов, вести полемику по затронутым вопросам (проблемам). На занятии студент обязан, там, где это, возможно, использовать текст нормативного акта, приводить соответствующие его части или статьи для доказательства тех или иных положений.

В качестве формы работы на семинарском занятии возможно использование докладов или рефератов с целью добиться от студентов углубленного изучения отдельных вопросов, совершенствования их навыков самостоятельной работы, устного или письменного изложения мыслей по определенной проблеме. Кроме того, по темам курса студенты составляют толковые словарики.

Групповое занятие – действенное средство усвоения курса теории государства и права. Поэтому студенты, получившие на занятии неудовлетворительные оценки, а также пропустившие его по любой причине, обязаны отработать возникшие задолженности.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Понятие и предмет теории государства и права

Предмет теории государства и права. Политико-юридический характер государства и права. Задачи теории государства и права как юридической науки. Эмпирико-аналитический характер государства и права. Функции теории государства и права Функции теории государства и права. Основные категории теории государства и права.

Контрольные вопросы:

1. Что является объектом исследования теории государства и права?

2. Что является предметом исследования теории государства и права?

5. Какие функции присущи теории государства и права?

6. В чем заключается специфика гносеологической функции теории государства и права?

Практические задания

1. Составьте таблицу, в которой определите сходства и различия предмета теории государства и права и других юридических наук.

2. Подготовьте научные сообщения по темам «Становление и развитие теории государства и права как науки в России XVIII- XXI века», «Современное состояние, проблемы и перспективы развития теории государства и права как науки в России».

3. Проведите сравнительный анализ закономерностей становления и развития науки о государстве и праве в зарубежной и российской политико-правовой мысли.

4. Сгруппируйте и проанализируйте различные подходы, имеющие место в современной литературе, к определению предмета теории государства и права.

5. Приведите примеры юридических категорий и понятий.

Рекомендуемая научная литература

1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи. – М., 2000.

2. Байтин М.И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. – 2007. – № 4. – С. 5-9.

3. Гегель Г.В. Философия права / Г.В. Гегель. – М., 1990.

4. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции / Д.А. Керимов. – М., 1977.

5. Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науки и учебной дисциплины // Государство и право. – 2009. – №4. – С. 80-85.

6. Липень С.В. Развитие общей теории права как процесс конкретизации научного знания// Государство и право. – 2009. – №10. – С.74-79.

7. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки// Правоведение. – 2006. – №4. – С. 18-28.

8. Протасов В.Н. К вопросу о «специальной» теории государств и права // Государство и право. – 2007. – № 11. – С. 28-32.

9. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. – СПб., 2003. – С. 108-188.

10. Поцелуев Е.Л. Современное состояние теории государства и права: кризис или поиск собственной идентичности // Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 154-164.

Наши рекомендации