ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями
Форма государственного устройства показывает:
1) из каких частей, состоит внутренняя структура государства;
2) каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
3) как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
4) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, округов и т.д.), не имеют статуса государственных образований, не обладают признаками государственного суверенитета.
Признаки унитарного государства:
1) единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
2) на территории государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, одна денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;
3) составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешне-политических органов и других атрибутов государственности.
4) в тоже время местные органы обладают иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным:
а)Централизованное государство – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчиненя местные органы самоуправления;
б)Децентрализованное государство – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства с централизованными и децентрализованными признаками – например Япония, Турция.
5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную автономию. (Унитарные государства могут иметь и однонациональный состав – Франция, Швеция, Норвегия и др. и многонациональный состав – Великобритания, Бельгия.)
6) Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
7) Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
2. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (ФЕДЕРАЦИЯ) – представляет собой сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Федерацией называется союз государств, основанный на договоре или конституции.
Признаки федерации:
1) территория федерации состоит из территории ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик;
2) в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
3) субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
4) в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
5) при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
6) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.
а) Территориальная федерация – характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации: (признаки)
1) Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется на основе конституции.
2) Субъекты территориальной федерации конституционно лишены прямого представительства в международных отношениях.
3) Конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
4) Управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.
б) Национальная федерация – характеризуется более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.
Основные признаки:
1) субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией;
2) национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Один из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение, независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
3) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Все субъекты обладают признаками государственного суверенитета, имеют свои высшие представительные органы, самостоятельную исполнительную власть, независимую национальную судебную систему. Национальные государства, объединившиеся в федерации устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешне политическую и экономическую деятельность.
4) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав.
5) Правовое положение субъектов федерации, т.е. право наций на самоопределение, вплоть до отделения (это право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности; каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные отношения или перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.
Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Можно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации; и союз государств – по национальному признаку. Союзное государство – является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.
Россия имеет уникальное государственное устройство, где сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. По Конституции РФ (ст.5. п.1) «Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ»; (ст.5 п.3) «Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ».
КОНФЕДЕРАЦИЯ – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов или для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
В отличие от федерации конфедерация имеет следующие черты:
1) не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство);
2) не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
3) конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан значительно упрощен (без виз и других формальностей);
4) конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а т.ж. единой межгосударственной кредитной политике;
5) конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерацию.