ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения между его частями.

Теории происхождения государств.

1. В Древней Греции преобладали теории естественного происхождения государства (или патриархальная). Аристотель считал, что развитие семьи, разросшейся до селения, а затем до города-государства (полиса) явилось основной причиной возникновения государства. Оно возникает не только для взаимного общения, но и для морального совершенства. Оно состоит из людей, но сильнее любого человека, группы, объединения.

2. В средние века большое распространение получила теория божественного происхождениягосударства. Бог выбирает правителя и дает ему абсолютные полномочия по отношению к поданным, которые должны ему подчиняться.

3. Договорная теория(Г .Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Руссо). Ее главная идея в том, что властители и подданные имеют друг перед другом обязательства: народ отказывается от части своей свободы в обмен на индивидуальную безопасность, должны быть обеспечены естественные права и свободы личности. Если это не происходит, люди могут аннулировать правительство и государство.

4. Органическая.Английский социолог Г. Спенсер полагал, что государство по своей структуре подобно живому организму, и каждая его часть выполняет функции, сходные с функциями органов живого организма.

5. Теория насилия(Шан Ян, Е. Дюринг, К.Каутский и др.). Суть теории – государство порождено насилием одной группы людей над другой. Оно (насилие) может быть внутренним и внешним.

6. Психологическая.(Л. Петражицкий, Г. Тард). Главная причина образования государства – психологическая потребность жить в обществе.

7. Классовая или марксистская(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Основная причина возникновения государства – закономерности экономического развития общества: развитие производительных сил - общественное разделение труда – излишки – появление частной собственности – дифференциация членов общества – образование классов – образование государства. Здесь видно инструментальное отношение к государству: государство рассматривается как инструмент группового господства и власти, используемый в интересах господствующего класса.

ГОСУДАРСТВО – это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем, как официальный представитель всего общества.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти (особой системы органов и учреждений).

2. Определенная территория, на которую распространяются законы данного государства.

3. Система правовых норм и законов.

4. Наличие армии, защищающей территориальную целостность и независимость государства.

Свойства государства:

1. Распространение власти государства на всех граждан.

2. Суверенность, т.е. независимость и признание государственной власти в качестве выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной политической деятельности и отношениях.

3. Право окончательного решения всех спорных вопросов.

4. Монопольное право на легальное применение принуждения (насилия).

5. Выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.

Структура (механизм) государства:

1. Представительные органы (парламент).

2. Исполнительно-распорядительные органы.

3. Надзорно-контрольные органы.

4. Судебные органы.

5. Органы охраны общественного порядка.

6. Органы общественной безопасности.

7. Вооруженные силы.

Функции государства

Внутренние функции:

1. Экономическая. Выражается в выработке и проведении экономической политики, в организации, координации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики и т.д.

2. Социальная.

3. Правовая.

4. Культурно-воспитательная.

5. Политическая.

Внешние функции:

1. Защита Отечества.

2. Укрепление его положения в мировом сообществе.

3. Обеспечение безопасности народов.

4. Поддержание мира на Земле.

5. Налаживание многообразных видов сотрудничества с другими странами.

II

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государства различаются формой правления, под которой понимается тип организации верховной государственной власти, порядок образования ее центральных органов и их взаимоотношений с населением.

По форме правления выделяют монархии и республики. Определяющим отличительным признаком является положение главы государства. При монархической форме правления он имеет наследственный статус, а при республиканской – действует принцип его выборности и сменяемости.

МОНАРХИИ БЫВАЮТ:

1. Абсолютные.В них монарху принадлежит вся полнота власти. Он самостоятельно формирует органы государственного управления, назначает и смещает чиновников, расходует государственные финансы и т.д. (Саудавская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2. Конституционные.Власть монарха в различной степени ограничивается конституционными нормами, законами и традициями. Они подразделяются на:

А) парламентские. В них власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом. Реальная власть в управлении принадлежит правительству, которое несет ответственность перед парламентом. Монарх в конституционной монархии – это символ и дань традиции (Великобритания, Швеция, Дания, Япония и т.д.).

Б) дуалистические. В них монарх самостоятельно формирует правительство независимо от воли парламента. Отчасти он имеет и законодательные функции: имеет право вето, назначает верхнюю палату парламента (Иорданское Хашимитское Королевство, Марокко, Кувейт).

РЕСПУБЛИКИ существуют трех типов и различаются способом формирования и взаимодействия различных ветвей власти.

Парламентские республики(Италия, Германия, Швейцария, Греция, Индия). В них правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и по конституции несет перед ним ответственность. Эта ответственность за политику. Она выражается в разных формах, и самая сильная – это вотум недоверия со стороны парламента. В этом случае возможны два варианта: либо правительство уходит в отставку, либо предложит президенту распустить парламент и назначить новые выборы. В целом парламент контролирует правительство.

Президент в такой республике – только номинальная глава государства. Формально у него могут быть значительные полномочия, но осуществлять их он может лишь по указанию главы правительства или с одобрения соответствующего министра. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Ведущую роль в политической жизни страны играет правительство во главе с премьер-министром или канцлером.

Президентские республики(США, Россия, Мексика, Бразилия, Аргентина). В них президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он назначает правительство не подотчетное парламенту. И парламент и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет. Он и его кабинет формально не нуждаются в доверии парламента. Но это только внешне. На практике отношения между ними строятся на основе сдержек и противовесов, т.к., во-первых, парламент утверждает бюджет страны, а, во-вторых, президент не может распустить парламент. Достоинство президентской республики в том, что независимо от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви вынуждены сотрудничать, что придает режиму особую устойчивость.

Смешанные республики,которые делятся на:

1. Суперпрезидентские республики(Боливия, Колумбия, Гондурас). В них институт президентства сосредотачивает в своих руках полномочия основных ветвей власти и является практически бесконтрольным в государстве. Полномочия законодательных и судебных ветвей власти сильно ограничены.

2. Президентско-парламентские или полупрезидентские республики (Франция, Австрия, Португалия). В них президент избирается народом, но своими значительными полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по парламентскому типу. Правительство ответственно и перед президентом и перед парламентом. Это ведет к тому, что сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Таким образом, главное отличие существует между парламентской и президентской республиками. При парламентской республике исполнительная власть зависит от законодательной, а последняя – от избирательного закона. А при президентском правлении глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Он сам формирует правительство и сам может его возглавить.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения между его частями.

1. Простые или унитарные государства – не имеющие внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Они отличаются внутренним единообразием. Все держится на одной оси: правительство – территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В них единые Конституция, право, гражданство, судебная система, система управления. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

2. Сложные – состоящие из обособленных государственных образований:

А) Федерация.Федеративное государство представляет собой союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. При федеральном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, правовую и судебную системы. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия), или смешанному (РФ) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Б) Конфедерация (ЕС).Это форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Центральные органы власти создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических). В их состав входят представители всех государств – членов. Их решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством и обычно вступают в силу после ратификации государствами-членами. Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в нее государств. Единой налоговой, а также правовой системы в конфедерации, как правило, нет. Конфедерация обычно создается на основании договора между заинтересованными сторонами, которые, будучи суверенными государствами, делегируют определенные полномочия союзу государств. Причем центр не имеет иных полномочий, кроме переданных ему учредителями конфедерации.

III

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО представляет собой такую политическую организацию общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества.

Основные принципы правового государства:

1. Верховенство права.

2. Соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов.

3. Суверенность личности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона.

4. Обеспечение и охрана прав человека.

5. Подконтрольность всех органов публичной власти.

6. Принцип разделения властей.

7. Высокий уровень правосознания граждан, эффективная форма контроля за осуществлением законов.

Говоря о реализации прав граждан закон не предопределяет того, каким образом эти права будут реализованы. Фактические гарантии, особенно социально-экономических прав и свобод, зависят от возможностей государства. В промышленно развитых странах после II Мировой войны создаются социальные государства.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО представляет собой такую форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания.Оно основано на принципах социальной справедливости и гражданского согласия. Его функции не сводятся к обеспечению малоимущих. Главное поддержание стабильного социально-экономического положения граждан и социального мира в обществе.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные общественные интересы.Властные полномочия гражданское общество передает государственным органам, формируя и контролируя их. Решение важнейших вопросов оно оставляет за собой (референдумы). Тем не менее, гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого.

IV

Начиная с 90-х годов XX в. в России началось становление демократического федеративного государства:

1. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России.

2. 12 июня 1991 г. введен институт президентства.

3. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор.

4. 12 декабря 1993 г. принята Конституция РФ, по ней Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

По форме правления Россия представляет собой президентскую республику, а по типу государственного устройства – федеративное государство, в состав которого входят 83 (89) субъектов, трех разновидностей:

1. Национально-государственные образования (автономные республики – 21)

2. Административно-территориальные образования (края – 9 (6), области – 46 (49), города – 2).

3. Национально-территориальные, не имеющие государственности (автономная область – 1, автономные округа – 4 (10)).

Федеративное устройство России основано на следующих принципах:

1. Государственной целостности, т.е. РФ цельное, единое и нераздельное государство, включающее в себя другие государства и государственные объединения.

2. Единства системы государственной власти, предполагающий общефедеральные органы государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны.

3. Разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст. 71 - определяет вопросы ведения РФ; ст. 72 – совместно РФ и субъектов; ст. 73 – ведение субъектов).

4. Равноправия и самоопределения народов РФ, т.е. права на национальное развитие, развитие своей культуры, языка и т.д.

5. Равноправие субъектов федерации, т.е. равные права и обязанности всех субъектов, а так же равное их представительство в Совете федерации.

Новые субъекты РФ:

1. Пермская область и Коми-Пермятский АО = Пермский край с 1.12.05

2. Красноярский край, Таймырский АО и Эвенский АО = Красноярский край с 1.01.07

3. Камчатская область и Корякский АО = Камчатский край с 1.07.07

4. Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО = Иркутская область с 1.01.08

5. Читинская область и Агинский Бурятский АО = Забайкальский край, 1.03.08.

Наши рекомендации