Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства, раскры­вающее характер взаимоотношений между его составными

Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства, раскры­вающее характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства, их право­вое положение;

- как строятся отношения между центральными и местными государ­ственными органами;

- каким образом выражаются интересы каждой нации, проживающей

на территории данного государства.

По форме государственного устройства государства можно разделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собствен­ной государственностью. Унитарное государство имеет единую конститу­цию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие стра­ны. Большинство унитарных государств имеет мононациональное населе­ние, но есть исключения - Испания, Китай, Вьетнам.

Федерация — это сложное, союзное государство, состоящее из государ­ственных образований, обладающих определенной политической самостоя­тельностью (штатов, кантонов, республик, земель).

Можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть при­надлежит федеральным органам государственной власти;

- конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федера­ции;

- субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, по­становления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые дей­ствуют только на территории субъекта данной федерации;

- обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти, эти представители в своей со­вокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее, одну его часть (палату), вторая часть (палата) всегда избирается народом. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя;

- внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации;

- федерации строятся по территориальному и национальному признаку. По своему замыслу федеративный принцип федеративного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодей­ствие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и иными особенностями, создать оптимальные возможности для выражения их интересов, комфорт­ного проживания и развития.

Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия), так и на национально-территориальной (Россия).

Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т. е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее, один из важнейших принципов федеративного устройства — это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, так как это может подорвать целостность и стабильность федерации в целом и на­нести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации.

Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных го­сударственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства — члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему орга­нов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи. Такого рода объединение суверен­ных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, обычно в конфедерациях создаются «про­зрачные» границы, для пересечения которых не требуется специальных до­кументов.

Конфедерация — неустойчивая форма государственного устройства, как правило, она либо распадается после реализации целей, ради которых соз­давалась (как это произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР)), либо превращается в федерацию. Конфедерации имели место в США (1776-1787), Швейцарии (1291-1848), Германии (1815-1867), сейчас эти страны имеют федеративное устройство.

Политический режим

Политический режим — реально сложившиеся в об­ществе формы, методы и способы осуществления политической власти. Исходя из самой общей классификации, принято выделять демократиче­ский и недемократический, или антидемократический, режимы.

Характерные признаки современных демократических режимов сле­дующие: конституционное провозглашение и осуществление прав граждан, существование различных (в том числе и оппозиционных) партий, разви­тие идеологического плюрализма, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти. Важными принципами де­мократического режима являются защищенность личности, ограничение деятельности государственных должностных лиц рамками закона. Свобода личности при демократическом режиме небезгранична, но в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений. Регулятивную функцию го­сударство осуществляет в нормативно-правовой форме, т. е. вырабатывает правила, законы, единые для всех граждан, что исключает произвол со сто­роны государства.

Необходимым признаком демократического режима является наличие гражданского общества. Граждане имеют реальную возможность самостоя­тельно создавать общественные организации и объединения для удовлетво­рения и защиты своих интересов.

При демократическом режиме существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует кон­центрации всей полноты власти в одних руках.

Граждане имеют возможность влиять на формирование политических элит с помощью системы всеобщего избирательного права, благодаря от­крытости работы высших государственных органов и независимости средств массовой информации.

Антидемократические режимы характеризуются ликвидацией или зна­чительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппози­ционных партий, независимых средств массовой информации, усилением роли исполнительных органов и сведением выборных органов до положе­ния совершенно формальных институтов.

Одним из видов антидемократических режимов является авторитарный. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) — политический режим, при кото­ром власть сосредоточивается в руках одного человека или одного органа. Граждане не допускаются к процессам управления государством, формиро­вание политической элиты осуществляется путем назначений сверху, а не в ходе конкурентной электоральной борьбы. Существование политической оппозиции и средств массовой информации невозможно. Относительная свобода и автономия граждан хотя и существуют, но они ограничены рамка­ми неполитической сферы. Для авторитарного режима характерно наличие яркого, сильного лидера, вождя, обладающего огромными полномочиями и сильным влиянием на массы.

Другой вид антидемократических режимов – тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый). Государство осуществляет полный (тотальный) кон­троль над всеми сферами социальной жизни. Особенностью тоталитариз­ма является выдвижение правящей партии на роль ведущей политической силы. Партийный аппарат фактически сращивается с государственным, происходит соединение сил государства, опирающегося на мощные мате­риальные ресурсы и репрессивные органы, и сил партии, имеющей развет­вленную сеть партийных организаций практически во всех социальных, профессиональных, возрастных и т. д. группах. В итоге создается сверх­мощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль за гражданами страны, подавлять любое нарушение установленного по­рядка. Государство занимается всем: оно определяет приоритеты эконо­мического развития, направление научных исследований, культурную политику (в такого рода государствах обязательно существует цензура). Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации и утверждает принцип единой идеологии («кто не с нами – тот против нас»).

Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется рядом объективных и субъек­тивных обстоятельств: национальными и историческими традициями, осо­бенностями культуры, религии, территориальными размерами и т. д.

Функции государства

Функции государства – это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Функции государства могут классифицироваться по раз­личным основаниям. В зависимости от сферы обществен­ной жизни, выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функции; функ­цию финансового контроля; функцию налогообложения и т.д. Внешними признаются, например, такие функции, как функция обороны страны (в зависимости от характера го­сударства это может быть и функция агрессии); экологи­ческая функция; функция поддержки мирового порядка.

По продолжительности действия функции подразделя­ются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Выделение временных функций свя­зано с появлением чрезвычайных ситуаций, т.е. они на­правлены, на решение важных, но при этом временных задач. Например, функция ликвидации последствий той или иной аварии.

Различают правовую и организационную формы осуще­ствления функций государства. Правовая форма заключа­ется в принятии различных юридических актов. К ней относят: правотворческую, правоприменительную, право­охранительную деятельность.

Организационная форма осуществления функций госу­дарства охватывает большой объем подготовительной ра­боты, не влекущий за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не падает, так как данный вид дея­тельности создает необходимые условия для успешной ре­ализации политики государства.

Наши рекомендации