I. Понятие, признаки и виды конституций

Конституция – важнейший институт демократии. В современном значении она возникла в конце XVIII века. Первая конституция, действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В настоящее время практически во всех странах мира имеются свои ссобственные конституции.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, от других правовых актов отличают следующие черты:

1)особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа;

2)имеет учредительный, первичный, основополагающий характер конституционных (обязательных для исполнения) установлений;

3)всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4)её особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и др.

Виды конституций.

По сроку действия Конституции бывают временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия: в ней прямо указывается период её действия. Обычно Конституции принимаются на неопределённый срок, то есть являются постоянными.

В зависимости от установленного в них порядка их изменения различают гибкие и жёсткие Конституции. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими.

Те Конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жёсткими.

Конституции большинства стран мира - это единый нормативный правовой акт высшей юридической силы (Основной закон). Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. В связи с этим различают писаные и неписаные Конституции. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших Конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме - это самостоятельные акты, не включающиеся в текст Конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений Конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой Конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Такие конституционные или органические законы по своей юридической силе уступают Конституции и не являются её частью.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения Конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие Конституции именуются фиктивными. Фиктивные Конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами.

Поспособу принятия различают конституции:

1)принятые путём всенародного голосования (референдума);

2)принятые законодательным органом. Это наиболее распространённый способ принятия Конституции. В этих случаях действует более жёсткая процедура, требуется более высокое (квалифицированное) большинство проголосовавших за её принятие;

3)принятие Конституции специально создаваемым для этих целей органом (Конституционная ассамблея, учредительное собрание и др.);

4)введение Конституции посредством октроирования (дарования, пожалования монархом) - одностороннего акта (монарха). В настоящее время такие конституции встречаются очень редко.

Наши рекомендации