Тема 4. Политическая система общества
- Понятие, структура и типы политической системы
- Функции политической системы.
- Политическая система Беларуси.
І. Для того, чтобы осуществлять власть, проводить определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого какую-то организационную структуру, механизмы. Такой структурой является политическая система. Она представляет собой механизм, орудие организации и осуществления власти, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют различные структурные элементы, функции и роли.
Политическая система является одной из систем общества наряду с экономической, социальной и духовной. Ее специфика в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой ее системы.
В определении содержания политической системы сложилось несколько подходов, что обусловлено сложностью и неоднозначностью данного политического явления.
Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуется власть. Такой подход позволяет детально изучать институциональные элементы системы, их возникновение, развитие, функционирование. Однако при нем в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъектов политики, в частности, политические отношения.
Системный подход, который получил широкое распространение, преодолевает односторонность и фрагментарность институционального подхода к анализу политической системы. Он рассматривает политическую систему как совокупность различных политических элементов, взятых вместе с существующими между ними отношениями.
Структурно-функциональный подход, который тесно связан с системным, особое значение придает факторам окружающей среды. При этом подходе политическая система рассматривается весьма широко как совокупность элементов окружающей среды (имеется в виду население, их объединения, профессиональные, национальные слои и т.д.), экономических, социальных, духовных и других явлений, институтов и учреждений, тесно связанных и взаимодействующих с политической системой.
Все эти подходы, хотя несколько и абстрактны, по-своему правильно отражают различные стороны политической системы.
Политологами Беларуси политическая система определяется как система, комплекс политических государственных и негосударственных институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм, традиций, отношений, политической культуры и других специфических элементов, с помощью и на основе которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее.
Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Она характеризуется властным верховенством, с ее помощью осуществляется верховная власть в обществе. Обладая властным верховенством, политическая система ориентирована на объединение, интеграцию всех систем общества на основе баланса интересов, консенсуса. Получая импульсы из окружающей общественной среды, политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» их и на выходе принимает авторитетные решения и политические действия власти по поводу поступающих сигналов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, силовых актов и т.д.
Как сложное общественное явление политическая система имеет свою структуру, внутреннюю организацию ее основных элементов. Причем по мере развития и усложнения общественной жизни эта структура претерпевает изменения, модифицируется, усложняется. Она должна постоянно изменяться с изменением окружающей среды, адаптироваться к ней или опережать общественную среду. При отсутствии таких изменений могут произойти перевороты, революции и другие социальные потрясения.
Политологи Беларуси выделяют следующие структурные компоненты (подсистемы) политической системы:
1. Институциональнуюподсистему, состоящую из общественно-политических институтов и организаций. Главное место среди этих институтов занимает государство. Располагая разветвленной системой учреждений, в том числе и медицинских, государство сосредотачивает в себе максимальную политическую власть, является центром притяжения всех социальных сил. Последние всегда стремятся захватить, удержать и упрочить государственную власть, которая позволяет организовать управление всеми общественными процессами.
Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Объединяя различные социальные слои и группы вокруг своих идей, партии ведут борьбу за власть, отстаивают интересы народа, стимулируют нормотворчество. Придя к власти, они участвуют в ее осуществлении.
Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают общественные организации и движения. Без них невозможны ни надлежащий учет и реализация интересов народа, ни эффективное управление, ни развитие демократии. Они являются посредниками между властью и народам, под их влиянием происходит формирование государственных органов, осуществляется корректировка политического курса страны.
На политическую жизнь общества оказывают значительное влияние и такие институты политической системы, как средства массовой информации, религиозные конфессии, политические ассоциации.
2. Нормативно-регулятивную подсистему. Она включает совокупность политико-правовых норм, традиций. Основу их составляет право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, основой функционирования не только государственных, но и общественных организаций, развития всей политической системы.
Право, закрепленное в Конституции, других правовых актах, является одним из средств закрепления и осуществления власти. В нем выражается государственная воля, установленная властью. Право определяет порядок отношений в различных сферах общественной жизни.
В систему политико-правовых норм выходят уставы партий, общественных организаций, которые регулируют отношения внутри них, а также политические традиции, обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.
3. Функциональную (коммуникативную)подсистему, основу которой составляют политические отношения и политический режим. Данная подсистема включает в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью). Отношения могут быть правовыми, авторитарными, демократическими, вербальными и невербальными, письменными и т.д.
Политический режим характеризует способы и методы осуществления политической власти, формирует политический климат страны.
4. Культурнуюподсистему. Главным ее элементом выступают политическая культура и политическое сознание. Политическая культура – это комплекс знаний, представлений, ценностных ориентаций, политической символики, политического поведения граждан, адекватных потребностям развития данного общества.
От уровня политической культуры во многом зависит политическая практика, поведение субъектов политики, способы и методы утверждения общественного порядка и другое.
Политическое сознание также играет большую роль в политической системе, ибо политика предполагает сознательное участие в ней. Политическое сознание – это осознание политики на эмпирическом и теоретическом уровне, осознание своего места и роли в ней.
5. Идеологическаяподсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Идеология воплощает идеалы субъектов политики, легитимизирует и защищает их. В Беларуси идеологическую подсистему составляет идеология белорусского государства, других политических институтов.
Помимо обозначенных элементов, сторонники системного подхода в политическую систему включают избирательную систему, которая участвует в формировании политической системы, а также персональных субъектов политики (президента, главу правительства, министров, руководителей партий и т.д.). Называется и такой элемент политической системы, как территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.
Политическая система является чрезвычайно сложным, богатым по содержанию явлением и зависит от многих факторов: от способа производства, политического режима и т.д. Исходя из критерия, положенного в основу классификации, выделяют следующие ее типы.
Марксистские ученые, которые исходят из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Каждая из них характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти.
Ученые западных стран, которые внесли наибольший вклад в разработку политических систем, выделяют другие критерии их типологизации. Например, американские ученые Г. Голдмен, Д. Миллер и другие предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые – с жесткой фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Открытые системы присущи западным демократическим государствам, закрытые – странам с недемократическим режимом (Куба, Северная Корея и др.).
В соответствии с типом политического режима распространено деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократической системе характерно наличие механизмов контроля граждан за властью (разделение властей, наличие независимых СМИ, суда и т.д.), ограничение сферы действий власти Конституцией, законами. В недемократических системах власть обладает неограниченным контролем не только над государственными и общественными структурами, но и частной жизнью людей.
Некоторые западные политики (Д. Коулмэн, Р. Арон и др.) дифференцируют политические системы на традиционные, патриархальные (для обоих характерен авторитаризм), смешанные (полусостязательные) и современные (состязательные).
По политическим культурам (Г. Алмонд) и их выражениям в формах организации власти различают англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частичную – индустриальную политические системы.
Широко распространено деление политических систем на командную (присущ командный, административный стиль управления), соревновательную (рыночную) и консоциональную (социопримирительную). Показателем второй является противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Основная черта третьей системы – поиск компромисса и консенсуса.
Существует и множество других типологий политических систем.
ІІ. Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций. В функциях выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.
Один из основоположников теории политических систем Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия на достижение этих целей.
Большинство других ученых (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Поппер и другие) выделяют функции на «входе» и на «выходе» политической системы. «Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, (например, акции протеста, наказы), группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ и т.д. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, социальных групп политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами, которые перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе. Причем происходит постоянная конверсия вход – выход – вход и т.д.
К функциям на «входе» в политическую систему относятся:
– политическая социализация, т.е. формирование знаний и представлений о политике, усвоение личностью политики как особой сферы деятельности. Социализация формирует определенный тип личности как субъекта политики и обеспечивает стабильность политической системы, преемственность в ее развитии, формирует необходимый уровень поддержки – основы самосохранения политической системы. Данная функция реализуется государственными и негосударственными структурами, всей социально-политической средой;
– рекрутирования – приобщения граждан к политике в качестве избирателя, гражданина, партийного, профсоюзного и т.д. функционера, депутата, судьи. Эта функция предусматривает «заселение общества» личностями, которые выполняли бы определенные роли, что будет создавать социальную базу функционирования политической системы;
– артикуляции (формулирования, определения). Это процесс, посредством которого выражаются политические интересы, требования тех или иных общественных групп в программах, петициях, запросах, требованиях. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, депутаты, делегаты, различные ассоциации (например, требования предпринимателей и т.д.);
– агрегирования – превращения выработанных требований в альтернативные государственной политике заявления, программы, предвыборные платформы, законодательные предложения, акции;
– политической коммуникации, которая представляет собой развитие связей и отношений между политическими субъектами, между политической системой и средой.
На «выходе» политическая система выполняет функции:
– нормотворчества или законодательная функция. Она включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворчество – это выбор общих целей и стратегии для их достижения в целях стабилизации, нормального функционирования и развития политической системы. Реализация этой функции осуществляется институтами государственной власти, нижестоящими органами властвования (например, ректоратом, деканатом, студсоветом общежития, которые, реагируя на возникающие требования, принимают властные решения);
– исполнения законов и норм (исполнительная функция), подразумевающая приведение их в действие, социальную практику. Совершенно ясно, что судьба любого решения зависит от его реализации. Применение норм и правил не только означает их реализацию, но и стимулирует действия администрации, законодательных и иных структурных элементов политической системы на изменение среды, возникновение новых условий, вызванных реализацией, необходимостью адаптации;
– адаптации, приспособления политической системы к меняющимся условиям общественной жизни, международной, геополитической обстановки. Это очень важная функция, пренебрежение ею, как уже отмечалось, может привести к социальным потрясениям;
– оценки и контроля. Она включает в себя интерпретацию законов, анализ фактов общественной среды, применение соответствующих санкций за их нарушение.
Входящие и выходящие функции тесно взаимосвязаны между собой, конвертируется в результате этого политическая система, реагируя на возникающие в обществе импульсы, обращенные к власти; вырабатывает и реализует необходимые решения и действия, адаптируется. Функционирование политической системы можно представить в виде следующей схемы:
К о н в е р с и я
Вход политическая выход
Система
граждане (население) республики
| Связующие механизмы: выборы, референдумы, партии, общественные организации, СМИ, ре- лигиозные объединения | Центры принятия решений: Президент, Парламент, Правительство, суды, силовые органы, административно упра- ческий аппарат | Публичная поли- тика центра, принятие решений: - законы - указы - постановления - награды - полемика - силовые акты и т.д. |
Из схемы видно, что сигналы от граждан прямо через систему выборов, наказов, обращений, акций протестов и других форм или объединения населения поступают в политическую систему (центры принятия решений) и возвращаются в общество в виде решений, других актов, оказывают влияние на общество и опять возвращаются в виде ответственной реакции и т.д.
В политической литературе существуют другие подходы к выделению функций политических систем. В частности, выделяют внутрисистемные и внесистемные функции.
К внутрисистемным относят – координационную (связанную с определением места каждого элемента в политической системе, поддержанием связи между ними), воспитательную (связанную с созданием системы воспитания).
Внесистемные функции – это функция политического представительства, интеграции, регулятивная, коммуникативная и другие.
В политической литературе Беларуси в большинстве источников функции политической системы определяются более обобщенно, исходят из институционального подхода и не разделяются на входящие и выходящие. Называются такие функции, как:
– определение целей и задач общества на ближайший период и перспективу;
– организация всех систем общественной жизни (экономики, здравоохранения);
– мобилизация материальных, финансовых и людских ресурсов на выполнение намеченных целей и задач;
– управление и регулирование деятельностью всех государственных и общественных процессов;
– распределение материальных и духовных ресурсов общества;
– обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности страны;
– воспитание, формирование политической культуры, сознания масс, приобщение их к управлению;
– контроль.
В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и их лобби, общественные организации).
Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. С изменением экономических и социальных отношений изменяются и политические отношения, модифицируется политическая система, ее функции.
ІІІ.Политическая сестема Республики Беларусь, как самостаятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.
Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.
Политической системе Беларуси советского периода было присуще:
– отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;
– институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер, выполняли функции статистов, по принципу “одобрямс”;
– главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;
– демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;
– отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;
– права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на получение информации и многое другое), отсутствовал механизм их реализации;
– отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;
– отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.
Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.
Приход к власти Горбачева М.С. в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.
В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д.
Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали – принятие новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.
Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.
Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.
В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации.
Вместе с отмеченными положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем, трудностей, многие социальные проблемы обострились, приобрели конфликтный характер, возникли новые. К их числу следует отнести необходимость более четкого разделения властей, повышения роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в систему власти, создания более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.
Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование политической системы связано с повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению экономического и социального развития регионов.
Осуществление обозначенных вопросов приведут к образованию нового динамического типа политической системы, качественно новой системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами. Совершенствование политической системы Республики Беларусь продолжается.