Морфологическим нормам срля

Задание 1

Определите род существительных.

Торнадо, хинди, авеню, иваси, кольраби, салями, боа, какао, кофе, леди, такси, шампунь, мозоль, тюль, толь, рояль, фальшь, лебедь, бандероль, вуаль, евро, Сочи, Капри, Баку, Мехико, Дели.

Задание 2

Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Значения заимствованных слов посмотрите по словарю.

Вульгарн… арго, рискованн… антраша, выдержанн… бри, опасн… динго, красив… драпри, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, остроумн… конферансье, уважаем… кюре, сочн… манго, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшенн… ранчо, справедлив… рефери, установленн… эмбарго, типичн… инженю, густ… контральто, истинн… денди, эт… парвеню, жирн… иваси, заморск… кольраби, ярк… бикини, больш… медресе.

Задание 3

Употребите данные имена существительные в творительном падеже единственного числа:

А.С. Пушкин, город Пушкин, Петя Ростов, город Ростов, Бородино, Н.А. Некрасов, Петрова, Чарльз Дарвин, А.И. Герцен, Чернигов, Тихвин, Г.Р. Державин.

Задание 4

Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа именительного падежа.

1.(Вексель) предъявлены к оплате. 2. Все (директор) прибыли на совещание. 3. На кафедре работают (профессор, кандидат наук).4. Для воздвигающегося храма отливают (колокол). 5. Над городом возносятся золоченые (купол). 6. Территория делится на отдельные (округ). 7. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер). 8. (Загранпаспорт) оформляются в ОВИРе. 9. На конвертах ставятся (штемпель). 10. (Инженер) нужны повсюду. 11. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 12. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 13. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 14. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 15. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 16. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 17. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 18. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож).

Задание 5

Составьте словосочетания, поставив существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), семь (бадья), урожай (баклажан), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет чистых (бланк), пара (боты), лихорадка трудовых (будни), играть без (бутсы), десять (ватт, вольт), пачка (вафля), идти с дальних (верховье, взгорье), засеять пять (гектар), нет больших (гнездовье) птиц, нет (грабли), двести (грамм), пять (графин), пять (графиня), отряд (гренадер, драгун), поджарить шесть (гренок), группа (грузин), много (дел), нет (деньги), нет (джинсы), несколько (доля), несколько (калмык), много (калория), несколько (киловатт), много (килограмм, километр), несколько (клешня), пара (клипсы), оставить без всяких (комментарий), пять (копье), несколько (корыто, корытце), пять (коромысло), пять (кочерга).

Задание 6

От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, простую сравнительную и простую превосходную степени сравнения. Укажите причины отсутствия форм степеней сравнения.

Дорогой, большой, плохой, гладкий, огромный, лесной, карий, сердечный, знатный, гористый, страстный, дружеский, мелкий, ласковый, разговорчивый, новый, кровный, исхудалый, беловатый.

Задание 7

Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных.

1. В этом журнале печатается всё самое наинтереснейшее. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 4. Швабрин был более образованнее Гринёва. 5. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 6. Эта задача стала более легче. 7. Чилийский соус острее и горчее китайского.

Задание 8

Исправьте ошибки и неточности в употреблении местоимений. В тех случаях, когда возможно двоякое понимание контеста, подберите несколько вариантов высказываний, исключив двусмысленность.

1. Выросло целое поколение, для которых война – только история. 2. Ихний дом за этим углом. 3. Я застал помощника в своём кабинете. 4. Возле его собралась целая толпа любопытных. 5. Комедия «Горе от ума» написана в начале XIX века. Оно сохранило актуальность и сейчас. 6. Жизнь Олега стала похожа на жизнь своего отца.

Задание 9

Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных.

1. (Два, две, двое) американцы, сутки, сирота, дом, здание, дети, военный, преподаватель, президент.

2. (Три, трое) женщина, мужчина, люди, щипцы, ножницы, страна, ясли, государство.

3. Смотреть (оба, обе) глазами; держать (оба, обе) руками, приложить к (оба, обе) ушам, взять из (оба, обе) рук, пройти по (оба, обе) сторонам дороги; это верно в (оба, обе) случаях.

Задание 10

Напишите предложения по модели ЧТО РАВНО ЧЕМУ, поставив числительные в нужном падеже.

1. Произведение 727 и 58 равно 42166, сумма этих чисел равна 785, а разность – 669.

2. Частное от деления 42166 на 58 равно 727, сумма этих чисел равна 42224, а разность – 42108.

3. Произведение 84 и 95 равно 7980, сумма этих чисел равна 179, а разность – 11.

4. Разность 2347 и 684 равна 1663, а сумма равна 3031.

Задание 11

Образуйте сложные слова от следующих сочетаний.

90 лет (юбилей), 859 километров (перелёт), 500 лет, 1500 лет, 365 дней (переход), 254 километров (расстояние), 56 градусов (мороз), 175 квартир (дом), 300 тысяч долларов (инвестиции).

Задание 12

Исправьте ошибки в употреблении числительных и существительных при них.

1. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 2. Деревня находится в полтора верстах от станции. 3. Фирма выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 4. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра. 5. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.

Задание 13

Выберите нужную глагольную форму. При выборе буквы учитывайте вид, спряжение, переходность глагола.

1. Дети обезденеж…ли родителей. Мы обезденеж…ли после отпуска. 2. Враги кровав…ли руки. Нарывы кровав…ли. 3. Кожа шершав…т от мороза. «Черная» работа шершав…т руки.

ТЕСТЫ

1. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) убедить, принести

b) победить, уходить

c) ощутить, беречь

d) пылесосить, чудить

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) дудеть, мыслить

b) переубедить, писать

c) смутить, идти

d) очутиться, дерзить

3. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) вечереть, расписаться

b) столпиться, видеть

c) победить, разлетаться

d) убедить, читать

4. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

a) лебезить, думать

b) дерзить, умываться

c) чудить, рисовать

d) галдеть, разлетаться

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

a) воспаленные десны

b) стопка полотенец

c) три студентки

d) новые драйверы

6. Укажите, в каком ряду оба глагола не имеют формы повелительного наклонения.

a) лазить, хотеть

b) пахать, видеть

c) сыпать, слышать

d) ехать, мочь

7. Укажите, в каком ряду оба глагола не имеют формы повелительного наклонения.

a) мочь, читать

b) ехать, полоскать

c) хотеть, щипать

d) жаждать, гнить

8. Укажите, в каком ряду оба глагола не имеют формы повелительного наклонения.

a) хотеть, видеть

b) гнить, писать

c) слышать, рисовать

d) ехать, думать

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

a) до двух тысяч седьмого года

b) пять банок шпрот

c) залезай выше

d) модный тюль

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

a) наиболее уместный

b) директора школ

c) прочный тюль

d) рисунок более красивее

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

a) семисот книг

b) много дел

c) пачка макарон

d) двое армянов

12. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Инженер Дивнич предложила новое решение этого проекта.

a) женский

b) мужской

c) средний

d) общий

13. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Куда убежала эта забияка Катя?

a) общий

b) мужской

c) средний

d) женский

14. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

В витрине были выставлены банки с иваси.

a) средний

b) общий

c) женский

d) мужской

15. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Новый концертмейстер – это протеже нашего директора.

a) общий

b) средний

c) женский

d) мужской

16. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Шимпанзе – это представитель рода человекообразных обезьян, обитающих в тропической части Африки.

a) средний

b) женский

c) мужской

d) категория рода не определяется

17. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Брокколи – овощное растение семейства крестоцветных.

a) средний

b) общий

c) женский

d) мужской

18. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.

a) женский

b) мужской

c) средний

d) общий

19. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Куда убежала эта непоседа Маша?

a) общий

b) женский

c) мужской

d) средний

20. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Австралийскиекенгуру – это сумчатые млекопитающие с удлинёнными задними ногами.

a) общий

b) мужской

c) средний

d) женский

21. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело девяноста два суток.

b) Аршин – старая русская мера длины, равная одной третьей сажени или шестнадцати вершкам.

c) Смотрите, один, два, три … девять рыцарей убито.

d) На земле обитает полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений.

22. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Монета оказалась старой, стёртой с обоих сторон.

b) Здесь сэкономлено двадцать пять тысяч тонн авиационного керосина, что позволило спланировать выполнение шестисот дополнительных рейсов.

c) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре льготные путёвки.

d) Спиро опускался у Белых камней на глубину до сорока саженей.

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) За два года урожайность возросла с девяноста шести до ста тридцати пяти центнеров.

b) У кузницы стояло двое саней и трое телег.

c) Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам, или двум целым ста тридцати четырём тысячным метра.

d) Семеро одного не ждут.

24. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Четверо ножниц лежало на столе.

b) Нас у матери шестеро, а у соседа трое детей.

c) Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги и в двадцать пять верстах от большого торгового села.

d) Он вспомнил и описал сто сорок три человека.

25. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Все двадцать две бригады, обслуживающие тысячу триста гектаров виноградников, на подряде.

b) Вершок – старая русская мера длины, равная одной шестнадцатой аршина, приблизительно четырём целым сорока четырём сотым сантиметра.

c) Прошло полторы недели.

d) Семеро бед, один ответ.

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Двести десятый сезон открывает Большой театр.

b) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны.

c) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

d) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.

27. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

a) Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.

b) В тысяча девятьсот восемьдесят первом году в Москве проживало восемь миллионов триста две тысячи человек, в Новосибирске – около миллиона трёхсот шестидесяти тысяч человек.

c) Из девятисот шестидесяти трёх участников съезда иногородних шестьсот девяносто восемь человек.

d) В плен было взято двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок солдат противника и захвачено около пятидесяти танков.

28. Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении:

Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками.

a) двумястами шестьюдесятью пятью

b) двустами шестьюдесятью пятью

c) двумстами шестидесятью пятью.

d) двести шестьюдесятью пятью

29. Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении:

В отчете было упоминание о 374 студентах-участниках различных конкурсов и олимпиад.

a) о триста семьдесят четырех

b) о трехстах семидесяти четырех

c) о трехстах семьдесят четырех.

d) о триста семидесяти четырех

30. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Заявление подано от…

a) Ирины Прессы (Пресс)

b) Андрея Шпака (Шпак)

c) Татьяны Нечипоренко (Нечипоренко)

d) Ивана Гуся (Гусь)

31. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Цветы переданы для…

a) Дмитрия Черных (Черных)

b) Виталия Ремень (Ремень)

c) Натальи Шабинаго (Шабинаго)

d) Антонины Шевчук (Шевчук)

32. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Квартира продана…

a) Валентине Шевченко (Шевченко)

b) Сергею Чутких (Чутких)

c) Павлу Дубяге (Дубяго)

d) Светлане Дивнич (Дивнич)

33. Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Посылка для…

a) Марины Колбаса (Колбаса)

b) Михаила Иващенко (Иващенко)

c) Натальи Сигле (Сигле)

d) Александра Хват (Хват)

34. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Заявление от…

a) Виктории Нерознак (Нерознак)

b) Андрея Пройдак (Пройдак)

c) Ольги Сухих (Сухих)

d) Сергея Форостянко (Форостянко)

35. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Букет от…

a) Михаила Павловских (Павловских)

b) Натальи Овсиенко (Овсиенко)

c) Романа Гуревич (Гуревич)

d) Анны Рейслер (Рейслер)

Наши рекомендации