Тема: «Лексические нормы СРЛЯ»

Задание №1.Напишите словосочетания, из смещения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Одержать успехи; оказать внимание; поставить вечер, концерт; потерпеть потери.

Поднять тост; играть значение; оказать вред; занять звание чемпиона; за­щитить степень.

Задание №2. Отметьте случаи лексического плеоназма. Исправьте пред­ложения.

1. Сейчас в компании нет свободных вакансий. 2. Наши средства строго лимитированы и ограничены. 3. Нам нужны специалисты по проверке и тести­рованию программного обеспечения. 4. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 5. Не нужно пользоваться упрощенными, схематизированными, общепринятыми стереоти­пами и представлениями об авангардных работах скульптора Михаила Шемя­кина. 6. В творческой манере художника Врубеля наблюдается константное по­стоянство мотива русской народной сказки. 7. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 8. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 9. Реформа ведется при одновременном сосуще­ствовании старых и новых структур управления. 10. Участники творческой экспедиции рассказали о пер­спективах на будущее. 11. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Задание №3. Найдите случаи тавтологии, исправьте предложения.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были сформированы в форме акционер­ных обществ. 4. Подводя итоги, можно подытожить следующие соображения. 6. Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно. 7. В прошлом году выдался неурожайный год. 8. Мы каждый месяц платим абонентскую пла­ту за радиоточку. 9. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

Задание №4. Укажите случаи «смешения стилей» в следующих фра­зах.

1. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 2. На предприятии системати­чески хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. 4. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 6. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 7. По наблюдению автора на­стоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8.У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха.

Задание №5. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Ис­правьте предложения.

1. Народ терпел двойственный гнет. 2. Он одел праздничный костюм. 3. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 5. В конце собрания слово представили профессору Попову. 6. Бывшие заслуги здесь во внима­ние не принимаются. 7. Ученый стоял у источников ракетостроения. 8. Артист завоевал признательность зрителей. 9. Главное для писателя - душевный мир человека. 10. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

Задание №6. Объясните значение фразеологизмов. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю.

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни; ахиллесова пята; белая ворона; гордиев узел; дамоклов меч; дары данайцев; объятия Морфея; прокрустово ложе; сизифов труд; со щитом или на щите.

Задание №7. Определите значения следующих иностранных слов. Составьте с ними словосочетания.

Афера, этика, прагматичный, дизайн, имидж, виртуальный, картбланш, стресс, коллоквиум, менеджер, меркантильный, перманентный, эстетика, априори, лояльный, меценат, ноу-хау, парадокс, постулат, пацифизм, раритет, латентный, саммит, тотальный, тоталитарный, фиаско, цинизм, дилемма, альма-матер, ажиотаж.

Задание № 8 (самостоятельная работа).

Наши рекомендации