Тема: «Орфоэпические нормы СРЛЯ»

Практическая работа №1

Тема: «Орфоэпические нормы СРЛЯ»

Задание №1. Распределите слова на две группы: [o] и [э] под ударением.

Образец: безнадёжный, опека.

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, затекший, маневренный, отцветший, одноименный, платежеспособ­ный, афера, шофер, истекший год, недоуменный, женоненавистник, крестный ход, блеклый.

Задание №2 Распределите слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е.

Образец:

Твердое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
гантели декларация депо

Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, музей, акаде­мия, крем, пресса, бизнес, компьютер, альтернатива, кофе, темп, кларнет, сес­сия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, террор, прессинг, Одес­са, паштет, декада, фанера, дебаты, де-факто, дельта, орхидея, свитер, текст, анестезия, компетенция, дефицит.

Задание №3 Прочитайте слова. Постарайтесь избежать ошибок, вызван­ных вставкой лишних звуков либо пропуском гласных или согласных. Напишите транскрипцию слов.

Прецедент, компрометировать, юрискон­сульт, интриганский, конкурентоспособный, компетентный, флюорография.

Задание №4 Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на закономерности расстановки ударения.

Образец: брать - брал, брала, брало, брали.

Взять, начать, отнять, понять, врать, начаться, класть, принять, нанять, отозвать, проспать.

Задание №5 Расставьте ударение в словах.

Повестей, отраслей, прибылей, местностей, областей, должностей, возвышенностей, глупостей, новостей, очередей, теней, пядей, ведомостей.

Задание №6 Образуйте формы множественного числа существительных, расставьте ударения.

Образец:бант-б'анты

Бант, зонт, серп, шофер, шарф, пруд, бинт, сват, торт, шрифт, каталог, договор, квартал.

Задание №7 (самостоятельная работа).

Расставьте ударение в словах.

А) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, ревень, селянин, таможня, танцовщица, упрочение, факсимиле, щавель, электропровод.

Б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, премированный, подростковый.

В) балансировать, баллотировать, баловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, копировать, маркировать, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

Практическая работа №2

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Практическая работа №5

Тема: «Ораторское искусство»

Задание №1.

Подготовьте убеждающую речь на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему аргументации.

Материалы к заданию.

I. План убеждающей речи

1. Привлечь внимание, вызвать интерес.

2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

3. Привести аргументы для доказательства тезиса.

4. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

II. Примерные темы для убеждающей речи

1. Можно научиться быть счастливым

2. Я люблю русское кино

3. Не в деньгах счастье

4. Книга, которую каждый должен прочитать

5. Занимайтесь спортом

6. Научитесь зарабатывать деньги

III. Схема оценки агитационной речи(max 2 балла за позицию)

1. Тема и цель

Подходят ли они аудитории?

2. Введение

Интересно? Вызывает ли желательную реакцию?

3. Главная часть

Интересен ли материал? Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы?

4. Заключение

Ясно? Убедителен ли призыв к действию?

5. Произношение

Произнесена ли речь с убеждением?

Правильна ли поза?

Уместны ли жесты?

Удачен ли темп речи?

Есть ли речевые ошибки?

Задание №2 (самостоятельная работа).

Прослушайте ораторское выступление в массовой аудитории. Обратите внимание, удалось ли оратору установить контакт с аудиторией? Как она реагировала на слова оратора? Расскажите, какими приемами установления контакта пользовался оратор. Представьте письменный отзыв об этом выступлении (на выбор).

https://rutube.ru/video/0d7bf092dae7d191dc0c5ec68415ff6d/

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156640/video_id/156640/

https://www.youtube.com/watch?v=7dcMG4652WA

Практическая работа №6

Практическая работа №1

Тема: «Орфоэпические нормы СРЛЯ»

Задание №1. Распределите слова на две группы: [o] и [э] под ударением.

Образец: безнадёжный, опека.

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, затекший, маневренный, отцветший, одноименный, платежеспособ­ный, афера, шофер, истекший год, недоуменный, женоненавистник, крестный ход, блеклый.

Задание №2 Распределите слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е.

Образец:

Твердое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
гантели декларация депо

Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, музей, акаде­мия, крем, пресса, бизнес, компьютер, альтернатива, кофе, темп, кларнет, сес­сия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, террор, прессинг, Одес­са, паштет, декада, фанера, дебаты, де-факто, дельта, орхидея, свитер, текст, анестезия, компетенция, дефицит.

Задание №3 Прочитайте слова. Постарайтесь избежать ошибок, вызван­ных вставкой лишних звуков либо пропуском гласных или согласных. Напишите транскрипцию слов.

Прецедент, компрометировать, юрискон­сульт, интриганский, конкурентоспособный, компетентный, флюорография.

Задание №4 Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на закономерности расстановки ударения.

Образец: брать - брал, брала, брало, брали.

Взять, начать, отнять, понять, врать, начаться, класть, принять, нанять, отозвать, проспать.

Задание №5 Расставьте ударение в словах.

Повестей, отраслей, прибылей, местностей, областей, должностей, возвышенностей, глупостей, новостей, очередей, теней, пядей, ведомостей.

Задание №6 Образуйте формы множественного числа существительных, расставьте ударения.

Образец:бант-б'анты

Бант, зонт, серп, шофер, шарф, пруд, бинт, сват, торт, шрифт, каталог, договор, квартал.

Задание №7 (самостоятельная работа).

Расставьте ударение в словах.

А) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, ревень, селянин, таможня, танцовщица, упрочение, факсимиле, щавель, электропровод.

Б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, премированный, подростковый.

В) балансировать, баллотировать, баловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, копировать, маркировать, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

Практическая работа №2

Наши рекомендации