Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр

ФИПИ. ЕГЭ-2017. Вариант 2.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте ра­боты, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров со­ответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

виды ОБЪЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ
Биологические (естественные) Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
... Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальная эволюция, 2) общественное развитие 3) регресс общества 4) реформа 5) революция

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.

1) представление; 2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) ощущение; 5) восприя­тие; 6) суждение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу циф­ры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о при­роде, обществе, человеке.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмо­циональное воздействие на человека.

5. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) анонимность произведений Б) ярко выраженный коммерческий характер

В) коллективность творческих процессов Г) стандартизация содержания

Д) сложность содержания

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

1) массовая культура 2) народная культура 3) элитарная культура

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

6. В стране Н. развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельству­юто том, что она развивается как общество индустриального типа? Запишите циф­ры. под которыми они указаны.

1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.

2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

3) Формируется класс промышленных рабочих.

4) Существует разделение труда. 5) Происходит механизация производства. 6) Развивается сельское хозяйство.

7. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите циф­ры, под которыми они указаны.

1) Монопсония – это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.

2) Олигополией называют рыночную структуру, когда рынок поделен между несколькими крупными фирмами

3) Монополист самостоятельно устанавливает цены на рыночную продукцию с учетом рыночного спроса.

4) В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок для новых участников

5) Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенной конкуренцией.

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Б) деятельность людей по производству товаров и услуг пу­тём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

В) факторный доход — заработная плата Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.

Д) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1) труд 2) земля 3) капитал

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. В стране Г. активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Г. рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Г. Существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.

2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.

4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

5) Валюта страны Г. высоко ценится на международном валютном рынке.

6) В стране Г. Цены и зарплаты определяются на основе конкуренции.

10. На графике отражена ситуация на рынке легковых авто­мобилей: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике Р — цена товара, Q — объём спроса.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое из­менение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование технологии производства автомобилей

2) уменьшение издержек производителей автомобилей

3) сокращение объёма услуг общественного транспорта

4) увеличение доходов населения 5) снижение цен на бензин и дизельное топливо

11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочеред­ного воинского звания.

2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

3) Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

4) Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у разных поколений.

5) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с согласия са­мих людей или без их согласия.

12. В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Х. им задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени

это у Вас занимает?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм­мы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

мало времени затрудняюсь ответить

1) Пятая доля отвечавших мужчин не выполняет работу по дому.

2) Среди мужчин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3) Наибольшая доля опрошенных женщин ответили, что работа по дому занимает много времени.

4) Равные доли опрошенных женщин отметили, что не выполняют работу по дому и что работа по дому занимает мало времени.

5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди мужчин выше, чем среди женщин.

13. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.

2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов органи­зации.

3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными ка­чествами.

4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъесте­ственных качеств лидера.

5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, че­ловек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной си­туации.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению ко­торых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца

ВОПРОСЫ

А) судоустройство Б) денежная эмиссия В) оборона и безопасность

Г) разграничение государственной собственности Д) адвокатура, нотариат

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты

А Б В Г Д

15. В стране Н. правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетель­ствующие, что в стране Н. выборы парламента проходят по пропорциональной си­стеме, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.

4) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голо­сов, поданных за партию на выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждани­на РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов 3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства 5) выбор рода деятельности и профессии

17.Выберите верные суждения об источниках права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Источниками права называются формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой.

2) Судебный прецедент закрепляет то, что складывалось в результате деятельной практики в обществе.

3) Нормативно-правовой акт, как и обычай, имеет письменную форму.

4) Современный нормативный акт издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке

5) Юридический прецедент – это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел

18. Установите соответствие между субъектами и участниками уголовного судопроиз­водства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ

А) мировой судья Б) законные представители несовершеннолетнего подсудимого

В) эксперт Г) начальник подразделения дознания Д) понятой Е) защитник

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

1) сторона обвинения 2) сторона защиты 3) суд 4) иные участники

А Б В Г Д Е

19. Гражданин Р. заключил с фирмой «Надёжный замок» договор об установке межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, ка­чество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завы­шенными и отказалась переделать работу. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) истец 2) ответчик 3) трудовое право 4) органы внутренних дел

5) гражданское судопроизводство 6) уголовно-процессуальный кодекс

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосоче­таний).

«Политическая элита относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем ………….(А). Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках ………..(Б) различных слоев общества. Политическая элита создает ………….(В) воплощения политических замыслов.К характерным чертам элиты относят также организаторские способности и ………….(Г). Гарантиями против деградации политической элиты являются широкая гласность, ……….(Д) разделение властей, открытость элит для ………..(Е) строгое соблюдение законности и демократической процедуры политического процесса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использо­вано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­пуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1) Акции 2) талант 3) семейное положение 4) политическая власть 5) социальная стратификация 6) механизм 7) политический плюрализм 8) социальная мобильность 9) интерес

А Б В Г Д Е

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его про­извольное и несправедливое распределение богатства и доходов...

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологи­ческие оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нуж­ные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых тре­буются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал...

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов... и, возможно, другими способами... Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социа­лизация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить прибли­жение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компро­миссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, кото­рая охватила бы большую часть экономической жизни общества... Если бы госу­дарство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресур­сов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо...

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения пол­ной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функ­ций правительства...

Вспомним на минуту, в чём заключаются традиционные преимущества индиви­дуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализа­цией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вы­текающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственно­сти, возможно, даже более значительны, чем полагали в XIX в., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм, если он может быть очищен от дефектов и злоупотребле­ний; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со все­ми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в пе­реливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта в такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для до­стижения лучшего будущего.

(Дж. Кейнс)

21. Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста на­зывает индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет?

22. Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы жи­вём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

23. Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склон­ность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.

24. Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рас­смотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя текст и обществоведче­ские знания, укажите две опасности.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

26. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во вза­имодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

27. Вступающие в брак Роман и Полина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный дого­вор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясни­те. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Правительство РФ как ин­ститут исполнительной власти РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из кото­рых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в фор­ме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изуче­нии курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргумента­ции приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

29.2. Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять су­щества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

29.3. Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточит­ся, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасброд­ные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)

29.4. Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не ста­нет хорошим гражданином». (В.А. Сухомлинский)

29.5. Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)


Наши рекомендации