Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Прочитайте текст. Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров - появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево

Прочитайте текст. Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров - появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семёнове, в селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже. В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение, только изменилась внешность куколки.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Матрёшка является одним из самых популярных русских сувениров, и появилась она лишь в конце XIX века.

2) В 1900 году матрёшка - игрушка из России - на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

3) Матрёшка, появившись в России в конце XIX века, приобрела мировую популярность и переживает в наши дни своё второе рождение.

4) Массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, а в наши дни она переживает своё второе рождение.

Ответ: _______________________________

2. (1). .. (2)Целый миллион лет действия каких-то отсутствовавших ранее сил потребовался для того, чтобы гиганты Земли ушли в небытие. (3)Что происходило во внешнем мире за этот огромный с точки зрения жизни отдельного животного отрезок времени - вот что главное, и вот на что наука ещё не нашла ответа. (4) ... , основная причина крылась в нарушении генетического кода, в вырождении страшных ящеров? (5)Возможно, но и наследственное вырождение было бы вызвано какими-то внешними причинами, изменившимися условиями существования. (6)Царство великих ящеров, просуществовавшее 50 миллионов лет, ещё ждёт своих исследователей.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? Выпишите это слово.

А может быть

Например

Безусловно

Кстати

Ответ: ____________________________

3. Укажите значение слова УСЛОВИЕ (УСЛОВИЯМИ) (предложение 5). Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) обстоятельство, от которого что-либо зависит

2)требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон

3)устное или письменное соглашение о чем-либо

4)правила, установленные в какой-нибудь области деятельности

Ответ: ______________________________

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

намерЕние

оптОвый

пАхота

экспЕрт

Ответ: _______________________________

5. Укажите ряд, в обоих словосочетаниях которого нет тавтологии. Запишите цифру

1) сатирическая карикатура, местный абориген

2) ладонь руки, соединить воедино.

3) коллеги по работе, мемориальный памятник

4) подарить сувениры, оправданный риск

Ответ: _______________________________

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. Выпишите слово.

семь килограмм баклажан

наиболее удобным способом

новые драйвера

пятеро учениц

Ответ: _______________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) это блюдо характерно не только для эстонской, а также для финской кухни 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  
Б) глобализация современного мира, вопреки ожиданий и прогнозов, не облегчила бремя нищеты и бесправия на планете 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым  
В) анализируя творчество Пушкина, литературоведов ждёт ещё много открытий 3) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Г) никто из тех, кто его слышали. Не мог забыть этого сильного, звучного голоса 4) ошибка в построении предложения с однородными членами  
Д) приезжий спросил у случайного прохожего, что есть ли поблизости почта 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  
  7) неправильное построение предложения с прямой и косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

8. В словах какого ряда на месте пропусков пишется Е-Е? Выпишите эти слова.

в ... р…ница, д ... з ... ртир, д…ц…метр

р...п…тиция, м…ц... нат, ц…р…мония

с…р…нада, д…л…гация, д…р…ктория

д…л…атный, д…пр...ссивный, д.. .л…катес

Ответ:_______________________

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Р…зыграть, р…скошный, в... оружение

Ра…делать, и…дание, чре ... вычайно

Пр…двинуть, пр ... вилегия, пр ... ломление

Без…дейный, пост... мпрессионизм, сверх ... нтересный

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слово, в котором пропущена буква О?

Реч... нка

Туш ... нка

Выкорч ... вывать

Запряж .. .н

Ответ: _________________________________________

11. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Я?

они гре ... т воду

кле…щий обои

они ничего не вид…т

помн ... щий о прошлом

ветры ве ... т

вид ... щий результаты своего труда

внемл ... щий просьбам

Ответ: ___________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО, так как есть зависимое от него слово? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)построенное к сроку здание стало постепенно разрушаться.

Просёлочная дорога (не)изъезжена машинами.

(Не)законченные сборы помешали нам вовремя прийти в школу.

Эта задача никем из учеников (не)решена.

Ответ: __________________________________

13. Раскройте скобки и выпишите слова, слова, которые пишутся слитно.

Он сидел (НА)ПРОТИВ двери ..

С грустью он посмотрел (В)СЛЕД поезду.

Хор выступит (ЗА)ТЕМ ансамблем, который уже вышел на сцену.

Трудно было понять, что он имел (В)ВИДУ. _

Ответ: _____________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ветре(1)ый, утре(2)ий, блаже(3)ый доклее(4)ый, зачисле(5)ый, решё(6)ый, наклее(7)ый, дровя(8)ой, деревя(9)ый, овся(10)ый, сбережё (11)ый, обеде(12)ый

Ответ:______________________________________

15. Укажите предложения, в которых нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1)Весь вечер и всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.

2)По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской ценности.

3)Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про всё на свете.

4)Наберёшь ты здесь целое лукошко подберёзовиков и подосиновиков боровиков и груздей.

Ответ: _____________________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) к нему навстречу.

Ответ: ______________________________

17. Укажите предложение, в котором нет вводных слов (знаки препинания не расставлены).

1)Она видно хотела поглядеть в воду.

2)Здесь вся биография моего отца и пожалуй моя.

3)Он был более молчаливым и очевидно чувствовал себя старшим.

4)Эта работа подвернулась ему как нельзя кстати.

Ответ: _______________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несмотря на то (1) что солнце уже поднялось (2) и тучи немного рассеялись (3) в степи было тихо (4) и пасмурно.

Ответ: __________________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С простором обычно связано и безлюдье (1) и я знаю таких людей (2) которые в одиночку уходят в леса и горы (3) и бывают счастливы (4) если не встретят за весь отпуск ни одного человека.

Ответ:________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

БАВАКЛАВА

(1)Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить: никто не открывал. (2)Что она, уснула? (3)Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей своё недовольство, но дверь открыл отец.

(4)- Почему ты трезвонишь? - тихо, но с укором произнёс отец.

(5)- Где Баваклава? (6)С раннего детства он привык так называть бабушку Клаву. (7)Вместо «баба» - «бава», и в одно слово.

(8)- Нет её, - отвернувшись, сказал отец.

(9)- Ушла? (10)Заболела? (11)Не поднимая головы, отец ответил:

(12)- Если б заболела! (13)Умерла ... (14)Потом он повернулся к сыну и резко сказал:

(15)- Понимаешь, бабушка умерла! (16)Мальчик никак не отреагировал на слова отца. (17)Слова прозвучали, но их смысл не дошёл до его сознания. (18)Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой. (19) Гoрe запаздывало, задерживалось в пути. (20)И мальчик только смутно догадывался о его приближении. (2l)Oн всё ещё ждал, что дверь отворится и в комнату войдёт бабушка. (22)«Три часа, а ты ещё не обедал» - воскликнет она и заснуёт, засуетится, чувствуя себя виноватой за опоздание. (23)Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. (24)В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить. (25)Он вспомнил, что по пути из школы поленился зайти в аптеку и взять для бабушки глазные капли. (26)Эти капли действовали только два дня, их нельзя было купить впрок, и в его немногочисленные обязанности входило приносить бабушке свежие капли.

(27)Юному Шарову было двенадцать лет, но он был убеждён, что прожил долгую жизнь и умудрён опытом. (28)Однако были всё-таки на свете вещи, которые он не мог понять: например, он радовался, когда брал, получал. (29)И это было естественно. (30)Баваклава же радовалась, когда отдавала; (31)Хотя отдавать ей было особенно нечего. (32)Только теперь, когда её не стало, он с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала ещё незаметную, очень важную для него работу. (З3)Это открытие удивило его. (34)Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой. (35)Она не знала о «чёрных дырах» Вселенной - сверхплотных звёздах, не знала о королевских примулах -цветах, распускающихся накануне землетрясения, не знала, почему «Крылышки: сильнее ЦСКА ... (36)И тогда взгляд его упал на старые стенные часы. (37)Две

большие латунные гири лежали на полу, а маятник замер ... (38)Сейчас надо было разрушить эту неподвижность! (39)Пусть хоть маятник движется, прищёлкивает, шагает ... (40)И юный Шаров завёл часы, к которым ему запрещали притрагиваться. (41)Часы вдруг захрипели, откашлялись и стали бить. (42)Они били гулко и, как показалось юному Шарову, весело. (43)Часы проснулись.(44)Ожили. (45)А Баваклава спала. (46)И тут юный Шаров совершенно серьёзно подумал, что жизнь в доме остановится, если бабушка не проснётся. (47) Остановится, как часы, у которых кончился завод. (48)Ему никогда и в голову не приходило, что можно жить без неё. (49)Она была чем-то насущным и вечным, как воздух, вода, хлеб. (50)Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь дома. (51)Отец и мама целый день были на работе, юный Шаров - в школе. (52)А дом жил: в нём варился обед, стиралось бельё, выметался мусор, гладились брюки, чтобы не было пузырей на коленках. (53)Делалось множество больших и малых дел. (54)И всё это - руками бабушки. (55)Сердце Баваклавы не только разгоняло кровь по старым жилам, но и обогревало дом, делало его живым. (56)Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами. (57)Какой он, оказывается, чёрствый, грубый, невнимательный. (58)Опаздывал, а то и вовсе не заходил в аптеку. (59)Вот и сегодня принёс свежие капли с опозданием. (60)«Она умрёт, когда её забудут, но, пока хоть одно сердце помнит её, она жива», - неожиданно подумал мальчик. (6l)Эти слова сами всплыли в памяти. (62)Память бросила их ему, как спасательный круг. (63)Она жива! (64)Её жизнь зависит от него, от его сердца. (65)Он должен жить не только для того, чтобы ходить в школу, гонять на коньках, смотреть по телику хоккей. (66)Он должен жить, чтобы не пропустить самого главного - заводить часы в бабушкиной комнате и хранить лоскуток полкового знамени. (67)Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. (68)Жить для людей. (По Ю. Яковлеву)

20. Какую проблему не рассматривает автор?

1) проблему честности

2) проблему взросления

3) проблему заботы о близких

4) проблему ответственности

Ответ: ______________________

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) В предложениях 1-15 содержится повествование.

2) Содержание предложения 30 противопоставлено содержанию предложения 28.

3) В предложениях 49-50 раскрывается причина того, о чём говорится в предложении 48:

4) В предложениях 51-54 заключено рассуждение

Ответ: ______________________________________

22. Из предложений 19, 25, 3, 41 выпишите синонимы.

Ответ: _____________________________________________

23. Среди предложений 23-31 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Каждый человек рано или поздно приходит к самому главному вопросу в жизни - для чего живёт он, что должен сделать он для того, чтобы оставить свой след на земле, чтобы не прерывалась связь поколений. Вот и герой рассказа юный Шаров, как называет его автор, сформулировал для себя ответ на этот вопрос. Итог всех размышлений героя содержится в предложениях 65-67, не случайно построенных с использованием такого средства выразительности, как (А) __ . Нередки в тексте и(Б) __ (например, в предложениях 47,49,62). Эмоциональную окрашенность раздумьям героя придают и такие лексические средства, как(В) __ («здорово», «заснуёт», «гонять на коньках», «телик») и (Г) __ (в предложениях 41,43,52)

Список терминов:

1) олицетворения

2) каламбур

3) восклицательные предложения

4) оксюморон

5) разговорная лексика

6) гипербола

7) анафора

8) синонимы

9) сравнительные обороты

Ответ:

А Б В Г
       

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Наши рекомендации