Проблемы формирования гражданского общества в россии
Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества обусловлены тем, что основы этих двух судьбоносных институтов закладываются у нас в стране практически одновременно. Этому предшествовали столетия абсолютизма и свыше семидесяти лет тоталитаризма, что накладывает свой крайне негативный отпечаток на весь процесс формирования. Речь идет прежде всего об изменении взаимоотношений личности и государства. Специфика этих взаимоотношений обусловлена складывающейся рыночной экономикой, а также многонациональным составом страны, ее культурными и географическими факторами. Вместе с тем характер данных взаимоотношений вмещается в рамки двух известных уже более ста лет теоретических конструкций, которые в известной степени модернизированы представителями современной западной науки.
Так, суть прежней модели свободы индивида гарантирована государством, в том числе от вмешательства прежде всего в экономическую сферу. Цель - обеспечить справедливость в обществе за счет развития структур свободного рынка. Обновленная конструкция - это свобода индивида, но с обязательным участием государства в осуществлении равенства личности (социальное государство). Цель - смягчить социальное неравенство, повысить уровень защищенности человека.
Особый акцент следует сделать на принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского общества:
- экономическая свобода, экономический плюрализм, наличие рыночных отношений;
- примат и гарантия естественных прав и интересов человека и гражданина;
- легитимность и демократический характер власти и принципов ее деятельности;
- равенство всех перед законом и судом, надежная юридическая защищенность личности;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, уважение прав меньшинств;
- консенсусная демократия.
В России имеются серьезные проблемы и противоречия, которые препятствуют формированию правового гражданского общества или тормозят этот процесс. Главным препятствием является широкомасштабная коррумпированность чиновничества. Бюрократия рассматривает государство, по образному выражению К. Маркса, как свою частную собственность. Причем по оценке Генерального прокурора России В. Устинова, коррумпированность должностных лиц в государственных и муниципальных органах составляет около 80 процентов. Прежде всего этот «тормоз» действует негативно при формировании среднего класса, то есть при оформлении документов регистрации среднего и мелкого бизнеса.
Второй проблемой является некачественное, неэффективное законодательство, оно не только не правовое, а зачастую - лоббированное, то есть с массой различных лазеек для олигархов. Причем законодательство, особенно налоговое, не стимулирует, а подавляет мелкий и средний бизнес.
Третья проблема вырисовывается как существенное различие между провозглашаемыми целями преобразования общества на идеях господства права и фактической правотворческой и правоприменительной практикой. Не Конституция России служит юридической гарантией охраны и защиты прав и свобод личности от произвола властей, а ее исполнительная власть в лице Президента является гарантом Основного Закона РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Не авторитет права способствует укреплению механизма властвования, а бюрократический аппарат пытается подчинить своим корыстным интересам государственные интересы.
Нельзя сбрасывать со счетов и опасность авторитаризма. Она обусловлена коммунистическим прошлым России, закономерностями исторического становления ее государственности в условиях экономического и политического кризиса, а также нынешними перекосами в проведении принципа разделения властей. И в правовом пространстве, и в реальной действительности исполнительная власть в России занимает доминирующее положение.
Негатив проявляется и в том, что государство пытается вмешиваться во все сферы жизни общества. Главная же его задача состоит в укреплении границ между различными сферами гражданского общества: экономической, политической, духовной, а не в регулировании того, что происходит. Исключением служит экономическая сфера с ее приоритетом частной собственности, которая подлежит правовому регулированию, но в весьма ограниченных пределах.
За последнее время серьезной проблемой стал процесс возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов на региональный уровень управления. Это влияние никак не связано с интересами избирателей и народа в целом вне зависимости от национальной принадлежности. Данное положение вынужден был отметить даже Президент России В. В. Путин.
Огромным недостатком в формировании гражданского общества является отсутствие у нас реально функционирующей многопартийной системы.
Универсальным механизмом строительства гражданского общества выступает демократия. Однако в связи с тем, что в России нет развитой политической системы в части ее негосударственных институтов, коэффициент полезного действия демократии не высок. Причем Россия страдает дефицитом народного волеизъявления.
В Российской Федерации претворяется в жизнь центристская модель строительства гражданского общества. Она представляет собой соединение позитивных моментов либеральной и социал-демократической научных концепций. Эта модель не допускает господства государства в какой бы то ни было сфере. Она устанавливает разумные пределы действия государственной власти, способствуя тем самым осуществлению равноправия и фундаментальных свобод. Но данная модель не умаляет и роли государства в социальной сфере, в создании условий для развития самоуправления народа, защите демократии. Данная модель рассматривает человека и гражданина в качестве высшей ценности, а отношения между личностями и государством строит на принципе изначальной свободы индивида.
Создание в России подлинно демократического государства возможно лишь при условии формирования развитого гражданского общества. А это означает, что практика работы государственных органов должна быть подчинена:
1) цели четкого выполнения их функций по отношению к обществу;
2) содействию развития общественных институтов и инициатив в экономической, политической и духовно-культурной сферах, способных не только выдвигать конкретные задачи строительства общества, но и добиваться их реализации;
3) формированию механизма власти рыночного типа;
4) корректировке государственной социальной политики, отказавшись от государственного патернализма (помогать только самым беззащитным и беспомощным - малоимущим и неимущим, многодетным семьям, инвалидам, одиноким престарелым, всем остальным - полная свобода самим позаботиться о самих себе, гражданское общество должно само кормить себя
5) налаживанию надежных механизмов диалога между общественными и государственными структурами;
6) поддержке добровольных объединений граждан, прежде всего законодательно;
7) радикальной и безотлагательной перестройке отношений собственности с целью формирования самоценного, полноправного, активного гражданина-собственника;
8) укреплению государства на основе сложившихся в обществе интересов (в плане использования мирового опыта создания нормативной базы и этических стандартов цивилизованного лоббизма как системы профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления);
9) созданию эффективной системы социальной и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина.
Связующим звеном достижения цели структурирования гражданского общества во всех сферах является общественное единство.
ВЫВОДЫ
Правовое государство не может возникнуть мгновенно, в любом месте, в любом обществе. Прежде чем стать правовым, государство должно пройти длительный путь развития, должны сложиться определенные экономические, социальные, политические и духовные условия.
Теория правового государства появилась значительно раньше, чем возникли государства с признаками, дающими право считать их правовыми. И это еще раз подтверждает наличие прогностической функции теории государства и права, что позволяет предсказывать направления развития государства и права в контексте истории.
Правовое государство не может существовать вне демократического режима власти, вне демократии. Наличие или отсутствие указанных признаков как раз и характеризует государственный режим либо как демократический, либо как тоталитарный, административно-командный.
Именно поэтому первейшим условием существования правового государства является построение подлинно демократического государства. Причем процесс может быть как одновременным (постепенно формируется демократическое правовое государство), так и разновременным (сначала укрепляются демократические институты и появляются отдельные признаки правового государства, а затем они формируются в целом). Примером может служить современная Россия, в которой появление признаков демократического государства предшествует становлению ее как государства правового.
К сожалению, несовершенство законодательства, «война законов», коррупция, высокий уровень преступности, слабость социальных гарантий граждан и т. п. в настоящее время не позволяют отнести Россию к числу правовых государств, хотя уровень демократизма государственно-политического режима в нашей стране вполне достаточен для построения правового государства с его господством права, взаимной ответственностью государства и граждан, высоким уровнем гарантий прав и свобод.
Формулировка ст. 1 Конституции РФ о том, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», соответствует реальности, кроме, к сожалению, положения о правовом характере российского государства. Сама по себе запись очень важна. Она дает своего рода ориентир обществу, государственным органам и гражданам. Эта формулировка объясняется желанием создателей Конституции видеть Россию не только демократическим, но и правовым государством, что следует считать программной целью, одной из важнейших задач, которую предстоит решить в ближайшем будущем.
Конституция РФ дает основу для построения правового государства. В ней провозглашаются верховенство закона, независимость судебной власти, многопартийность, плюрализм политических взглядов, разнообразие форм собственности, предусматривается ответственность государства перед гражданами, признается приоритет норм международного права и т.д.
В современной научной литературе нет существенных различий в определениях гражданского общества, хотя различны определения его структуры и отдельных характерных черт.
Гражданское общество - это общество динамичное, многофункциональное, в нем постоянно совершенствуются существующие институты, идет поиск более современных политических и неполитических форм существования, взаимодействия общества, государства и личности, формирования более рациональных взаимоотношений между властью и обществом. Весь этот процесс протекает в демократических формах, с реальным учетом действия принципов гуманизма и справедливости. Гражданское общество по мере поступательного развития становится все более и более самоорганизующимся, самоуправляющимся и самоответственным.
Для гражданского общества и правового государства в современной России это один из очень заметных показателей процесса становления, ибо совершенно очевидно, что местное самоуправление, как особый вид народовластия, институт публичной власти, наиболее близок населению; в нем наглядно реализуются права граждан на участие в управлении делами общества, в организации собственной жизни. Местное самоуправление, являясь институтом гражданского общества, одновременно обусловливает формирование и эффективное функционирование правового государства. В местном самоуправлении реально воплощаются такие признаки, как народовластие, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, суверенитет народа и др.
Государство в гражданском обществе может и должно: поддерживать развитие экономики страны, основанное на разумном регулировании рыночных процессов; решать вопросы безопасности; предупреждать возможные экологические катастрофы; бороться с преступностью, особенно с международным терроризмом; осуществлять социальную политику, направленную на поддержание достойного уровня жизни тех слоев населения, которые в этом нуждаются; контролировать сбор налогов; охранять общественный порядок и т. д.