Проблемы формирования гражданского общества в России

Формирование гражданского общества в России в настоящее время является объективной необходимостью, поскольку без этого невозможен переход ни к подлинно рыночной экономике, ни к подлинно демократической системе правления. Однако в значительной степени этот процесс сдерживается тем, что исторический путь развития, пройденный российским обществом, был во многом иным, чем в странах Запада, где гражданское общество формировалось на протяжении многих столетий.

В западных странах гражданское общество сформировалось естественным путем в ходе длительной эволюции. С самого начала оно складывалось как противостоящая государству система самоорганизующихся снизу социальных институтов, ядром которых являлась свободная, самоопределяющаяся личность. Россия по своим природно-географическим и геополитическим условиям во многом отличалась от территориально-компактных государств Западной Европы. Огромная территория, многонациональный состав страны и неразвитость рыночной экономики обусловили особый характер функционирования институтов государственной власти, авторитарной и централизованной, игравшей роль основного связующего звена между различными регионами империи. Особенности монархического режима правления, опиравшегося на православные традиции и ценности, сформировали особый национальный менталитет, выражавшийся в почтении русского народа к власти, в уверенности в правоте и праве власти решать все общенациональные проблемы. Отсюда все начинания в развитии экономики, культуры, социальных и политических отношений российского общества инициировались, а часто и организовывались государством. Таким образом, в отличие западных стран, где гражданское общество формировалось естественным путем «снизу», в России его становление определялось главным образом благодаря инициативам «сверху».

Если на Западе промышленность развивалась независимо от государства и обслуживала в первую очередь нужды самого общества, то в России со времен петровской модернизации ее развитие определялось стратегическими задачами правительства. Буржуазные отношения в России непосредственно охватывали очень небольшую часть населения, основная масса которого, обремененная многочисленными налогами и повинностями, влачила жалкое существование. Полунищенское существование и общинный уклад жизни большей части населения, отсутствие элементарных прав и свобод, многовековые традиции преклонения перед властью породили в русском народе представления и нормы, далекие от индивидуализма и рационализма. Все эти факторы препятствовали развитию рыночной экономики, не давали возможности развиваться институту частной собственности, сдерживали естественную эволюцию традиционного общества в гражданское.

Первые попытки реформирования России с целью образования элементов гражданского общества предпринимались Елизаветой Петровной – дочерью Петра I, Екатериной II, Александром I. Так, до правления Екатерины II в России вообще не существовал статус свободного гражданина. Подписав в 1785 г. Жалованную Грамоту дворянству, Екатерина II законодательно утвердила привилегии, права и свободы дворян, включая право частной собственности на землю. Дворянство, таким образом, становится первым полноправным сословием, обладающим гражданскими правами и свободами.

Однако реальные возможности формирования элементов гражданского общества в России появились только в последние десятилетия ХIХ в., после проведения буржуазных реформ 1860–1870-х гг. Важнейшая из них – отмена крепостного права в 1861 г., в результате которой крестьяне обрели личную свободу и получили права свободных сельских обывателей. Большую роль сыграла судебная реформа 1864 г., провозгласившая такие принципы как равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимость адвокатуры, гласность и состязательность процесса. Наибольший вклад в становление институтов гражданского общества внесли земская и городская реформы 1860 – 1870-х гг. ХIХ в. В ходе этих реформ правительство Александра II инициировало создание в уездах, губерниях и городах органов общественного самоуправления. Несмотря на жесткий контроль коронной администрации, ограничения, вызванные контрреформами Александра III, земства сыграли значительную роль в создании самодеятельных организаций в области благотворительности, здравоохранения, образования, культуры, науки. Однако в собственном смысле слова гражданское общество в России начинает формироваться в ходе революции 1905–1907 гг., когда легально возникли не только многочисленные общественные организации, такие как союзы промышленников, профсоюзы, кооперативы, кассы взаимопомощи, спортивные общества, клубы по интересам, и т. д., но и политические партии, способствовавшие вовлечению широких народных масс в сферу публичной политики.

После Октября 1917 г. появившиеся ростки гражданского общества в России были быстро уничтожены. С установлением тоталитарного режима общество полностью утратило свою автономию от государства, а также стало закрытым от влияния извне. Большая часть советских людей превратилась в государственно-зависимых работников. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая главным распорядителем государственной собственности. Как и прежде, народ ориентировался на власть, а для придания тоталитарной политической системе большей легитимности была использована идея мнимого конституционализма. Первостепенное значение для удержания народа в повиновении имели массовые репрессии и безудержная демагогия.

Таким образом, в истории российского общества накопилось достаточно много проблем, сдерживающих продвижение нашей страны к гражданскому обществу и правовому государству.

Формирование гражданского общества в современной России началось в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века. Уникальность этого периода заключается в одновременном протекании трех процессов: переходе от тоталитарного политического режима к демократическому, от централизованной плановой экономики к рыночной и от бывшей советской империи к современному федеративному государственному устройству. Демократизация общественной и политической жизни способствовала появлению и развитию институтов гражданского общества. Складывались политические партии и движения, возникли негосударственные СМИ, создавались экономические институты: коммерческие банки, промышленные и торговые корпорации, акционерные общества, частные предприятия мелкого и среднего бизнеса. Возникло множество мелких предприятий в сфере общественного питания и услуг. Появились негосударственные образовательные и медицинские учреждения.

В настоящее время наиболее многочисленными гражданскими институтами являются так называемые неправительственные и некоммерческие объединения (НКО). Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 400 тыс. организаций НКО, в которых работают 3,5 млн активистов. Услугами различных некоммерческих объединений при решении социальных проблем ежегодно пользуются 15 % населения страны. В рамках НКО создано более миллиона рабочих мест. Основу некоммерческих объединений составляют организации в области образования, науки, культуры, различные благотворительные фонды, профессиональные, правозащитные, экологические ассоциации и союзы.

На первый взгляд может показаться, что в современной России уже сформировались основные структуры гражданского общества. Безусловно, создание множества организаций и объединений, охватывающих все сферы общественной жизни, – это качественно новый этап в развитии российского социума. Однако формирующееся в России гражданское общество не отвечает целому ряду требований. Многие гражданские институты и объединения сохраняют лишь формальную независимость от власти. В реальной жизни значительная часть этих институтов материально и организационно связана с административными структурами, играя роль своеобразного «приводного ремня». Другая же часть фактически полностью отстранилась от всего происходящего в обществе и государстве, решая только свои узко профильные задачи. В стране пока не сложилась целостная многоуровневая система гражданских институтов и объединений с развитой сетью горизонтальных взаимосвязей. Большинство некоммерческих объединений граждан слабо координирует свои действия и не имеет выхода на федеральный уровень.

В условиях демократии гражданское общество активно взаимодействует с государством. Однако в современной России пока доминируют односторонние отношения: как и раньше, государство является активным субъектом, а общество пассивным объектом этих отношений. Долгое время в постсоветской России практически отсутствовали механизмы воздействия структур гражданского общества на процесс принятия важнейших государственных решений и контроля общества над властью. По-видимому, по этой причине Федеральным законом от 16.03.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в систему гражданского общества был введен важнейший институт, призванный обеспечить взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Общественная палата России состоит из 126 человек: 42 гражданина России, утверждаемые Президентом РФ, 42 представителя общероссийских общественных объединений и 42 представителя межрегиональных и региональных общественных объединений. В связи с тем что политические партии участвуют в формировании высших органов государственной власти, они не могут выдвигать кандидатов в состав Общественной палаты (это обеспечивает независимость Общественной палаты от государства). Общественная палата привлекает граждан и общественные объединения к реализации государственной политики; проводит общественные экспертизы проектов нормативных правовых актов; осуществляет общественный контроль за деятельностью органов государства и органов местного самоуправления; вырабатывает рекомендации органам государственной власти; оказывает информационную, методическую и иную поддержку общественным палатам, созданным в субъектах Федерации. Однако существуют опасения превращения Общественной палаты в еще одну бюрократическую структуру.

Указом Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 создан Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, который является консультативным органом при Президенте РФ в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия развитию институтов гражданского общества.

Формированию дееспособного гражданского общества в России препятствует общественная и политическая пассивность значительной части населения. Связано это со многими причинами. Одна из них – слабая структурированность российского общества на различные социальные группы и классы, которые бы четко осознавали и могли отстаивать свои групповые интересы. Маргинализация населения по-прежнему остается характерной чертой современного российского общества.

В России нет многочисленного среднего класса, являющегося, как уже отмечалось, социальной опорой современного гражданского общества. В период проведения радикальных экономических реформ правящая элита способствовала перераспределению государственной собственности в интересах ряда финансово-промышленных групп и небывалому обогащению их руководителей при одновременном обнищании основной массы населения. В результате произошла глубокая дифференциация общества на бедных и богатых. Новый экономически и политически господствующий класс взял курс на решение только своих узкогрупповых интересов, которые откровенно противоречили интересам большинства населения. Олигархические кланы тесно срослись с бюрократией и не скрывают своего пренебрежительного отношения к простому народу. К этому необходимо добавить всевластие и чудовищную коррумпированность чиновников, их связи с теневой экономикой, криминальным бизнесом (Россия входит в пятерку наиболее коррумпированных стран мира). Сказочно разбогатевшая олигархия и коррумпированное чиновничество не заинтересованы в создании сильного дееспособного гражданского общества, способного оказывать воздействие на власть с целью отстаивания как индивидуальных и групповых, так и общенациональных интересов.

Гражданское общество может нормально развиваться при условии гарантированных государством прав и свобод личности. Однако многие права и свободы человека, провозглашенные в Конституции РФ, либо вообще не соблюдаются, либо соблюдаются не в полном объеме. Да и сама нормативная база гражданского общества нуждается в серьезной корректировке. Слабость законодательного обеспечения деятельности институтов гражданского общества оборачивается для них тем, что они часто попадают в неправовое пространство и становятся жертвами бюрократических или криминальных структур.

Все эти и другие негативные явления привели к тому, что у значительной части населения падает доверие к основным политическим и правовым институтам, растет отчуждения людей от политической власти, официально проводимой государством политики. Общепризнано, что степень отчуждения граждан от власти в России значительно выше, чем в других странах. Многие граждане сегодня рассматривают власть как нечто противостоящее и даже враждебное индивиду и обществу в целом. Положение усугубляется еще и тем, что в российском обществе отсутствует либеральная традиция (от лат. liberalis – свободный). Для массового сознания россиян характерна государственно-патерналистская установка, согласно которой ответственность за хорошую и плохую жизнь несет не сам индивид, а государство. Именно в этой установке многие исследователи видят главное психологическое препятствие для развития российского гражданского общества.

Гражданское общество – это прежде всего сфера устойчивых, многообразных межличностных отношений и развивающихся вне рамок государства групповых взаимодействий – экономических, политических, религиозных, социокультурных, половозрастных и т. п. Условием формирования такой системы социальных взаимодействий являются свободные, экономически независимые граждане, обладающие чувством собственного достоинства, верящие в свои силы и готовые самостоятельно ставить и решать собственные проблемы. Этого пока не скажешь о гражданах современной России, многие из которых сегодня поставлены на грань выживания. Межличностные отношения в нашем обществе остаются размытыми, неустойчивыми и, как правило, не выходят за рамки первичных связей между близкими родственниками и друзьями.

В любом государстве наиболее продуктивной является та политико-государственная система, которая создает максимальные условия для проявления общественной активности граждан, их самоорганизации и самоуправления. Поэтому движение России по пути создания правового государства, гражданского общества становится невозможным без четких идейных и духовно-нравственных ориентиров, без выработки новой модели социального устройства, общественных взаимоотношений, в центре которых должен быть обычный человек. При этом необходимо учитывать, что формирование гражданского общества – это естественный процесс, который нельзя искусственно подталкивать. Такое общество еще нигде и никому не удавалось учредить. Для того, чтобы Россия перешла к подлинно гражданскому обществу, потребуется время. Другого выхода просто нет, поскольку любые попытки форсировать этот процесс приведут только к отрицательным результатам.

Наши рекомендации