Тема 19. Система современных международных отношений
Ни одно современное государство и общество не живет изолированно от внешнего мира. Интенсивные политические, экономические, культурные, военные и иные взаимосвязи как с соседями, так и со странами дальнего зарубежья выступают важнейшей составляющей политики, формируют т.н. систему международных отношений. Рассмотрение международных отношений представляет собой заключительную часть курса политологии, в рамках которого выделяется две основные стороны функционирования любой политической системы общества – внутренняя (сфера национальной, внутренней политики, собственных дел государства на своей территории) и внешняя (взаимодействие с другими государствами, внешние связи за пределами страны, представительство на международной арене в рамках крупных международных организаций, дипломатия и т.д.,).
Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы многих стран или всего мирового сообщества.
В разной степени указанные субъекты сотрудничают и соперничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению своего влияния, доминирования либо, напротив, поддержания нейтралитета в рамках геополитических процессов, важностью реализации национальных и общечеловеческих потребностей, желанием достигнуть приемлемого баланса политических сил на мировой арене, найти способы взаимовыгодного сотрудничества.
Мировая политика образует ядро, центральный элемент международных отношений, реализуемых в следующих видах:
· политических (играют ведущую роль, связаны с принятием наиболее важных стратегических решений, определяющих отношения между государствами);
· экономических (развитие взаимовыгодного товарообмена, торговли на основе сложившегося уклада экономик, особенностей регионального производства и разделения труда);
· правовых (создание юридических норм, документов, регулирующих взаимодействия государств, субъектов международной политики в различных сферах);
· научно-технических (обмен достижениями в области развития техники и технологий);
· дипломатических(установление постоянных дипломатических контактов между странами, аккредитация на своей территории иностранных дипломатических, консульских представительств);
· военных (оборонное сотрудничество, создание военных союзов, блоков, подписание соответствующих конвенций, договоров);
· гуманитарные (помощь стран мирового сообщества в сложных кризисных ситуациях, проведение гуманитарных миссий);
· идеологических (обеспечения влияния и популярности идеологии государства либо группы государств, как комплекса наиболее значимых и реализуемых идей, ценностей и идеалов развития, среди стран мирового сообщества, поддержание высокого имиджа государства на международной арене);
· культурных (обмен творческими коллективами, проведение выставок, фестивалей культур с целью их взаимного сближения, обмен студентами, стажировки ученых и т.д.) и др.
Можно выделить следующие типы международных отношений:
· противостояние и сотрудничество;
· равноправные и неравноправные;
· двусторонние и многосторонние.
При этом важнейшими факторами, влияющими на международные политические отношения, выступают:
· географические (регион, местоположение страны);
· демографические (количество жителей, народонаселение страны);
· экономические (уровень производства, эффективность местной экономики);
· военные (наличие вооруженных сил и их функциональные возможности);
· национальные (особенности национального развития);
· религиозные (традиционные для страны религии);
· научно-технические (степень развития научного, технического потенциала страны);
· общественного мнения (устоявшиеся в обществе и государстве представления, национальный характер);
· международного права (выполнение общих для всех государств правил и обязательств);
· роли и места личности в обществе (доминирование коллективизма или индивидуализма, совокупность и трактовка основных социальных ценностей);
· идеологические (формулирование и защита определенного идеала общественного устройства);
· культурно-цивилизационные и др.
Основными субъектами (участниками) международных отношений являются:
· национальные государства;
· группы (союзы) государств;
· международные организации (государственные и неправительственные);
· общественные организации и движения;
· политические и общественные лидеры.
Главный субъект этих отношений – национальные государства.
Национальное государство – тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней. Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют свои национальные интересы на мировой арене.
Национальные интересы – осознанные государством объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспечению благополучия и безопасности граждан, увеличению возможностей для реализации внутреннего потенциала.
Деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов – это его внешняя политика. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики. Внешняя политика государства преследует две главные цели, неразрывно связанные между собой:
1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса, разработка оптимальных (взаимовыгодных) стратегий сотрудничества, упреждение и предотвращение противодействия;
2) необходимое участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества в целом (объединение усилий для решения глобальных проблем).
Главные средства осуществления внешней политики государства:
· дипломатические отношения с другими государствами;
· взаимодействие с международными организациями;
· взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общим и национальным интересам.
Методы внешней политики государства:
· заключение двусторонних и многосторонних соглашений;
· обмен информацией и визитами на разных уровнях;
· равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-полититической и иных сферах;
· методы военного, силового противостояния, устрашения, принуждения к принятию невыгодных условий, возмездия в случае военных конфликтов и т.д.
Взаимодействуя между собой, государства создают разнообразные по характеру осуществляемой деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации,которые можно классифицировать как:
· универсальные (объединяющие все государства);
· специализированные (по специальным вопросам);
· региональные (координирующие деятельность государств в отдельном регионе).
Наряду с этим можно выделить широко представленную сеть т.н.межправительственных организаций (для прямых контактов на уровне государственных администраций). В настоящее время наиболее крупными, известными и авторитетными международными организациями являются следующие:
· Организация Объединенных Наций (всеобщая организация, созданная для поддержания мира и безопасности);
· Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
· Европейский Союз (ЕС);
· Лига арабских государств (ЛАГ);
· Организация американских государств (ОАГ);
· Организация африканского единства (ОАЕ);
· Организация Североатлантического договора (НАТО);
· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
· Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.
Активными участниками международной жизни являются и такие авторитетные специализированные организации, как:
· Всемирная федерация профсоюзов (ВФП);
· Международная организация труда (МОТ);
· Международный валютный фонд (МВФ);
· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
· Всемирная торговая организация (ВТО) и др.
В условиях глобализирующейся экономики значительное влияние на мировую политику оказывают также и международные монополии или т.н. транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими экономическими, финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений. К крупнейшим транснациональным корпорациям можно отнести такие бренды, как: General Electric (США, промышленный конгломерат, электрическое и электронное оборудование), Samsung Group (Южная Корея, высокотехнологичные компоненты, телекоммуникационное оборудование, бытовая техника, аудио- и видео устройства), Microsoft (США, программное обеспечение и услуги), Intel (США, компьютеры, ИТ-оборудование), Exxon Mobil (США, нефть, газ, нефтепереработка), Pfizer (США, фармацевтика и биотехнологии), Citigroup (США, банки, кредитование, банковские системы), British Petroleum (Великобритания, нефть, газ, нефтепереработка), Royal Dutch Shell Group (Великобритания, Нидерланды, нефть, газ, нефтепереработка), General Motors (США, автопромышленность), Toyota Motor Corporation (Япония, автопромышленность), Daimler-Сhrysler AG (Германия, автопромышленность), Total Fina SA (Франция, нефтяная и химическая промышленность), IBM (США, компьютеры, периферийное оборудование, программное обеспечение, консалтинг), Ford Motor Company (США, автопромышленность), Газпром (Россия, газ, транзит энергоносителей, электроэнергетика), Agence France-Presse (Франция, информационное агентство и представительства, СМИ), Reuters Group (информационное агентство и представительства, СМИ), BBC (Великобритания, телекоммуникации, телевидение, СМИ), CNN (США, телекоммуникации, телевидение, СМИ), Coca-Cola (США, напитки), Nestlé (Швейцария, продукты питания), McDonald's (США, рестораны быстрого питания), L'Oréal Group (Франция, парфюмерия и косметика) и др.
Таким образом, самыми широко распространенными отраслями и сферами деятельности ТНК, имеющими важнейшее значение для мировой экономики, выступают: производство электрического и электронного оборудования, компьютеров, автомобильная промышленность, нефтяная и газовая промышленность (разведка, переработка, транспортировка), горнодобывающая промышленность, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, химическая промышленность, фармацевтическая промышленность, торговля (оптовая и розничная), телекоммуникационная отрасль, металлургия, строительство, средства массовой информации и др. Встречаются и диверсифицированные компании, вкладывающие свои активы во множество направлений деятельности, в целях повышения своей стабильности и минимизации коммерческих рисков в сложных условиях рынка. Значение деятельности ТНК для мировой политики трудно переоценить. По мнению некоторых экспертов, интересы ТНК, имеющих лобби (потранаж) в правительственных структурах, во многом определяют реальную политику большинства государств.
Отдельно укажем, что влиятельным и авторитетным субъектом мировой политики выступают в наше время религиозные организации, так как конфессиональная принадлежность практически не имеет границ и требует поддержания устойчивых взаимосвязей между верующими, исповедующими одну религию в различных странах.
От внутренней политики государств мировую политику отличает отсутствие центральной власти, однозначно и безапелляционно управляющей международным политическим процессом. Это зона повышенного риска, непредсказуемости поведения субъектов, действующих на мировой арене. В этом смысле каждое государство самостоятельно выбирает вектор своей внешней политики, само решает, что ему делать, какую позицию занимать. Поэтому характер, направленность и стабильность международных отношений во многом зависят от признания и соблюдения всеми субъектами – государствами, группами, союзами стран, международными организациями, отдельными крупными политиками и т.д. – норм международного права.
Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и их позицию по отношению друг к другу, которые направлены на регулирование отношений между ними при участии авторитетных международных организаций. Международное право закладывает основные принципы международных политических отношений:
· признание суверенного равенства государств;
· нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств;
· неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, стремление к мирному урегулированию споров;
· невмешательство во внутренние дела других государств;
· уважение прав и свобод человека, независимо от страны проживания;
· равноправие народов и их право распоряжаться собственной судьбой, выбирать свой путь развития, не нарушающий права других народов;
· развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение субъектами мировой политики своих обязательств перед международным сообществом.
В основе мировой политики – конкурентная борьба государств за власть и влияние, лидирующее положение в мировом сообществе. Это, безусловно, несет угрозу безопасности человечества. Поэтому предупреждение и своевременное разрешение противоречий, конфликтов между государствами путем поддержания баланса политических сил, равенства на мировой арене составляет сердцевину международных отношений.
Большинство государств заинтересовано в том, чтобы сущность и содержание международных отношений проявлялись в последовательной реализации и общечеловеческих интересов и интересов национальных государств. Практически ни одно государство не может удовлетворить эти интересы, не стремясь к разрешению возникающих противоречий и конфликтов в первую очередь политическими средствами и дипломатическими методами, т.е. на основе обоюдных договоренностей и обязательств.
Характерные черты современных международных политических отношений:
· Противоречивость перехода к многополюсному миру.
Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США, способных действовать в обход решений международных организаций. В этой связи мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между основными и растущими международными центрами силы: США, Западной Европой, Россией, Китаем, Японией, Латинской Америкой, а также между западной, восточной, исламской цивилизациями.
· Глобализация политических и экономических отношений.
Возрастает роль общих для всех тенденций, закономерностей и стандартов общественного прогресса и в то же время сохраняется значительное разнообразие моделей социально-политического, особенностей национального, регионального развития, что способствует международной напряженности.
· Неустойчивость тенденций к демократизации.
Распад СССР и последовавшее за этим увеличение числа субъектов мировой политики не ускорили движение международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому демократическому и более справедливому мировому порядку.
Изменение границ в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с т.н. «бархатными революциями» в Восточной Европе и распадом СССР изменило баланс сил в мире в пользу США и НАТО. Они получили возможность навязывания миру насильственных критериев демократии и соответствующих методов регулирования международных отношений. Их концепция «транснационализма» («транзита демократий») оправдывает вмешательство США и НАТО во внутреннюю жизнь многих суверенных государств и иные недружественные по отношению к ряду стран действия (военная акция в Косово, Афганистане, война в Ираке, размещение элементов ПРО в Восточной Европе, наличие разветвленной сети военных баз далеко за пределами своей территории, использование секретных тюрем (Гуантанамо), публичное признание планов вторжения в Иран и т.д.), практически все эти действия несовместимы с нормами международного права.
Однако современные международные отношения прошли длительную эволюцию, прежде чем оформились в соответствии с их существующей в настоящее время моделью. В истории существовали следующие модели международных отношений, утверждавших различные схемы равновесия сил в мировой политике:
1) Вестфальская (государственно-центристская) модель миразакрепила принципы отношений между европейскими государствами, утвердившиеся после окончания Тридцатилетней войны в Европе. Их содержание отражено в подписанном Вестфальском договоре 1648 г. Страны решили объединиться в международное сообщество, признав сходство своих интересов и необходимость поддержания равновесия в мировой политике.
2) Венская система международных отношенийотражала принципы межгосударственных отношений в Европе по окончании войн Наполеона I (1799 - 1815 гг.). Их основы были заложены решениями Венского конгресса, в котором участвовали европейские государства. Отношения базировались на консенсусе великих держав, включая Россию, относительно сложившегося территориального и политического положения в Европе.
3) Версальско-Вашингтонская система международных отношений –мировой порядок после окончания Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) Она отразила изменения в расстановке сил и сохранялась до1945 г. Сменилась конфигурация ведущих держав. Уменьшились территориальные границы Германии, потерпевшей поражение в войне. В проигрыше оказались и ее союзники. Версальский пакт положил начато политике, ориентированной на мирное сосуществование национальных государств, создание систем коллективной и региональной безопасности.
4) Ялтинско-Потсдамская система международных отношений закрепила мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны (1939 –1945 гг.). Ее характерные черты — передел сфер влияния между сверхдержавами — СССР и США, установление биполярной, двухполюсной системы международных отношений, последовавшее за этим соперничество между ними за военно-политическое, экономическое и идеологическое превосходство, что привело к возникновению и противостоянию военно-политических блоков НАТО и стран Варшавского договора (распался вслед за СССР), гонки вооружений, угрозе применения оружия массового уничтожения, многочисленным конфликтам в третьих странах.
Поиск равновесия сил в мировой политике продолжается и в настоящее время, поскольку международные отношения нестабильны, не обеспечивают надежной гарантии безопасности государств и народов, паритета между различными регионами планеты.
Характерные черты международной политической ситуации в начале XXI в.:
· Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые не созданы. Новый, справедливый мировой порядок как самый надежный гарант международной безопасности – идеал отдаленного будущего.
· США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире. Они по-прежнему делают ставку на военный потенциал НАТО и собственных вооруженных сил, на активное присутствие в жизненно важных регионах. Стратегическая цель США — создание геополитической структуры, закрепляющей господствующее положение мировой сверхдержавы.
· Геополитические планы и усиление контроля США над Евразией противоречат интересам России, Беларуси и многих других стран мирового сообщества.
· Ближайший союзник и партнер Беларуси – Российская Федерация остается ядерной державой и крупным действующим лицом на мировой арене. Несмотря на тяжелые для страны последствия распада СССР (внутренняя нестабильность, ослабленная государственность, упадок экономики, сокращение сферы внешнего геополитического влияния), Россия постепенно «выздоравливает», укрепляет свой экономический и оборонный потенциал, стремится возродить и укрепить свой международный авторитет, открыто заявляя о своих национальных интересах, о существующем дисбалансе сил в международной политики, наличии политики т.н. «двойных стандартов» в отношении развитых и только развивающихся стран, о безответственных действиях ряда крупных держав.
· В мире охраняются недоверие и предрассудки в отношении недавних потенциальных «врагов», а сегодня партнеров (США и Россия, ЕС и Россия, США и Китай и др.) Значительные средства тратятся на вооружение, сохраняются и модернизируются ядерные арсеналы, не уменьшается значимость оружия как средства международной политики. В частности, США энергично реализуют программу противоракетной обороны (ПРО) с использованием космических и наземных средств, стремясь разместить свои базы как можно ближе к территории «опасных» с ее точки зрения государств, что ведет к усилению взаимной враждебности и общей напряженности. Кроме того США сохраняют на территории других стран свыше полутора тысяч военных баз и объектов. Естественно, такая геополитика подхлестывает гонку вооружении и не способствует международной стабильности, разрядке в отношениях.
· Мир остается взрывоопасным, поскольку базируется не на верховенстве международного права, общего для всех, а на гегемонии, признании авторитета и значимости лишь отдельных крупных держав, их права решать стратегию мирового развития (панамериканская стратегия внешней политики США, монополия и военное доминирование НАТО, несоответствующая изначальному статусу заниженная роль ООН в разрешении международных конфликтов, принятие важнейших общемировых решений в рамках круга самых развитых стран т.н. «Большой восьмерки» (G-8), сохранение при попустительстве отдельных стран таких негативных явлений, как международный терроризм, пиратство, работорговля, наркотрафик, нелегальная торговля оружием и т.д.).
· Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на две части – зону стабильности, материального благополучия и зону бедности, политической неустойчивости, социально-экономической отсталости, стихийных гражданских войн и гуманитарных катастроф (богатый Север и бедный Юг, страны «первого», «второго» и «третьего мира»). Жизнеспособность формирующегося нового мирового порядка будет напрямую зависеть от консенсуса стран с различными уровнями цивилизованности и культуры, а также соблюдения каждым государством норм международного права.
· Реализация концепции многополюсного мира в XXI в. зависит в немалой степени от эффективности реформ в России, Беларуси, Украине и других странах постсоветского пространства, их способности укреплять добрососедские связи, поддерживать общность на основе близости славянских культур, а также совместно интегрироваться в лоно общечеловеческой цивилизации. Такие качественные социально-экономические, политические и духовные преобразования на бывшем советском пространстве будут способствовать развитию взаимовыгодного международного сотрудничества как в регионе Евразии, так и послужат примером поддержания стабильности геополитической ситуации в мире в целом.
В заключение отметим, что в настоящее время Республика Беларусь является полноправным субъектом международного права и участников международной политики. Независимость белорусского государства признана международным сообществом и подтверждена на практике. Беларусь наладила устойчивые межгосударственные контакты с большинством стран мира, обладает разветвленной сетью дипломатических представительств, участвует в деятельности ряда крупнейших международных организаций, входит в число стран – основательниц ООН. Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси. Наша страна вносит ощутимый вклад в общеевропейские и региональные процессы. В частности, Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, способствует борьбе с нелегальной миграцией, укреплению военно-политической и межнациональной стабильности. Беларусь стремится к прагматичному сотрудничеству по наиболее актуальным вопросам поддержания региональной и планетарной безопасности, выступая с соответствующими предложениями на крупнейших международных форумах. Основным принципом реализации внешней политики Республики Беларусь на международной арене выступает т.н. «многовекторность» – нацеленность на партнерство с самыми разными странами мирового сообщества при условиях взаимного уважения национальных интересов, невмешательства во внутренние дела, утверждения полного равноправия.