Переход к индустриальному обществу
В XVIII-XIX вв. в мире произошли принципиальные изменения. К концу этого периода на европейском континенте в целом завершился переход от аграрного общества к индустриальному. Хозяйственный подъем, связанный с завершением промышленного переворота, позволил Европе добиться не только экономического процветания, но и превратиться в бесспорного мирового лидера. Если в 1750 г. на долю европейских стран в целом приходилось 23,2% мирового ремесленного и промышленного производства, Китая —32,8%, Индии — 24,5, Японии —3,8, США — 0,1%, то в 1900 г. в Европе уже производили 62% промышленных товаров планеты, Китае — 6,2, Индии — 1,7, Японии - 2,4, США - 23,6%.
Опираясь на научные открытия, быстрое развитие техники и производственных технологий, европейцы в сравнительно короткий срок — к началу XX в. — сумели взять под контроль около 80% политической карты мира. Экономическое и военное превосходство европейцев подкреплялось широкомасштабной культурной экспансией. Практически все народы мира оказались вовлеченными в единый хозяйственный процесс. Появились развитые и отсталые страны, богатые и бедные регионы.
Успехи европейцев прямо зависели от особенностей общественного развития. В средние века Европа заметно уступала странам Востока. Благодатность почв и климата позволяла
получать более обильные урожаи при меньших затратах труда. Это в свою очередь давало возможность гораздо большей части населения (и значительно раньше, чем на Западе) заниматься несельскохозяйственным трудом (ремеслом) и непроизводительной деятельностью (торговлей, управлением, наукой, служением культам, войной и т. п.). Соответственно уровень жизни в арабском мире или Китае был выше, чем в Европе.
В XIV в. на континенте обнаружились признаки экономического упадка: натуральное хозяйство исчерпало свои возможности, прекратилось освоение новых земель, сокращалась численность населения, обезлюдели многие деревни. Осложняли положение дел эпидемии чумы. Городские бунты и крестьянские восстания стали частым явлением. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось найти пути повышения эффективности экономической деятельности.
Сама жизнь заставляла европейцев проявлять больше инициативы, предприимчивости, способствовала развитию товарно-денежных отношений. Достижение экономической эффективности виделось в утверждении частной собственности, хозяйственной свободы. Уже в XV в. в Европе отчетливо обозначилась тяга к кардинальной реорганизации как материальной, так и духовной жизни. Великие географические открытия отразили наметившиеся тенденций и сами стали важным стимулом к дальнейшим переменам.
Конечно, Запад не сразу перешел на рыночные рельсы и добился высокой степени эффективности своей экономики. Старое и новое сосуществовали достаточно долгое время. Этот своеобразный переходный период, растянувшийся примерно на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур, завершился в конце XVIII в.
Однако уже в XVI в. в европейских странах наметились хозяйственный подъем и рост народонаселения, расширилась международная торговля, увеличилась масса драгоценных металлов на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке), возросла продуктивность сельского хозяйства, умножилось число производимых товаров.
Получили распространение идеи гуманистов, прежде всего восприятие человека как индивидуальности, обладающей
самостоятельной ценностью и правом на личную свободу и «свободу производителя». Уникальной чертой Западной Европы стали утверждавшиеся принципы плюрализма и общественного согласия. Появился стержневой политический институт — парламент. На повестке дня оказался вопрос о разделении духовной и светской властей.
Важнейшим событием стала Реформация. В результате отделения от римско-католической церкви оформились новые вероучения, ставшие известными под именем протестантизма (от лат. protestari — возражать). Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.
Протестантские учения быстро распространились и утвердились в Пруссии, Саксонии, Бранденбурге и других германских государствах, в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, Скандинавских странах. Не последнюю роль в этом сыграла протестантская этика — неформальная система норм и духовных ценностей, регламентирующих отношения между людьми, их поведение в обществе.
Согласно новым представлениям, место человека в обществе оценивается не по его происхождению и сословной принадлежности, а по тому, что он умеет делать, чем может быть полезен другим. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Стремление верующего доказать свою богоизбранность создавало сильнейший стимул к предпринимательской деятельности. Новые нормы поведения освятили труд и осудили «праздность». Обретение специальности, профессии и постоянное совершенствование своих умений считались выполнением долга перед Богом. Особое место отводились дисциплине как производственной, так и социальной (законопослушание).
Немецкий социолог М. Вебер весьма убедительно показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу рыночных отношений и предпринимательства, с чем он связывал быстрый экономический прогресс Западной Европы и США.
Современные исследования подтверждают важную роль протестантизма в истории Европы, поскольку страны, где он возобладал, добились наивысшего уровня развития. Несколько
отстали народы, традиционно тяготевшие к католицизму. А замыкают этот ряд христианских наций православные.
Новый общественный порядок, складывавшийся в ряде протестантских стран Европы, подвергся серьезному испытанию в годы тридцатилетней войны (1618-1648). Кровавая борьба между католиками и протестантами (по сути между старым и новым порядком) завершилась миром, установившим на континенте статус-кво.
После этого во второй половине XVII в. в Европе окончательно сформировалось ядро нового порядка, территория которого распространялась на Нидерланды, Англию, Скандинавские страны, прирейнскую Германию, северо-восточную Францию, США.
В XVIII в. на европейском континенте вновь наблюдался общий хозяйственный подъем, связанный с быстрым развитием рыночных элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промышленного переворота.
Мануфактурное производство в это время достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распространении рассеянных мануфактур в Европе резко возрос удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство начинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях труд человека машиной.
Однако экономика продолжала носить аграрный характер, и во всех западноевропейских странах, за исключением Голландии, примерно 80% населения было занято в сельском хозяйстве. Но и здесь происходили существенные изменения — так называемый «аграрный переворот».
Переворот заключался в переходе к интенсивному земледелию, т.е. замене двух- и трехпольных севооборотов многопольными, что предполагало умение воостанавливать плодородие, чередуя выращивание разных культур. В результате за счет сокращения пара расширялись посевные площади, увеличивался объем сельскохозяйственной продукции. Появились новые высокоурожайные культуры — гречиха, кукуруза и картофель, ставшие важнейшими продуктами питания беднейших слоев населения.
XVIII столетие было также веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравнительно небольшие сроки значительно увеличилось количество местных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфактурное производство.
Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа существенно превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные договоры. Высокие темпы роста внешней торговли стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.
Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, местом переселения значительного количества европейцев, захватывавших у коренного населения земли и другие природные богатства. Таким образом, там к началу XVIII в. сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Тем не менее во второй половине века у местных предпринимателей и торговцев появились собственные интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные особенности, связанные с взаимодействием в Северной Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации.
В результате крупнейшим событием эпохи стала война колоний за независимость от Англии (1776-1783) и появление на политической карте мира нового государства — Соединенных Штатов Америки, на базе которого развилась североамериканская ветвь западной цивилизации.
В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется сосуществованием в то время старых и новых социально-экономических отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы рыночного, частнопредпринимательского сектора экономики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.
Развитие мануфактур и фермерских хозяйств привело к существенным изменениям в структуре европейского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновались достаточно многочисленные классы мануфактуристов и фермеров. Умножились и ряды мануфактурных рабочих, концентрировавшихся в новых промышленных центрах.
Век Просвещения
Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в целом, стало Просвещение — могучее и влиятельное интеллектуальное течение, охватившее большинство европейских стран и давшее основание историкам назвать XVIII в. «веком Просвещения».
Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции (конец XVIII в.), характеризующийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая более или менее осознанные идеалы всего
третьего сословия.
Несмотря на различия, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества и
только просвещение народа и его правителей может привести
к созданию справедливого общества. Вот почему так высоко ценились знания и разум. Особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в то время обусловили само название эпохи.
Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20-80-х гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно тогда наиболее отчетливо проявилась необходимость в социальных и политических преобразованиях, зазвучала мысль о том, что общество, как и природа, должно строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.
Мыслителей и ученых XVIII в. отличало стремление систематизировать и углубить знания о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В то время в ведущих европейских странах уже были академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.
Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить теологические представления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма.
Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. предприняли попытку разобраться в происхождении и природе
государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности так же, как и идея народного суверенитета, представительства и прямого народоправства.
Результатом развития естественных и гуманитарных наук, появления критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся распространением светских школ и вузов.