Государственная политика и управление как категории политической науки
1. Государственная политика, ее важнейшие элементы и функции.
2. Главные задачи управленческой деятельности.
3. Субъект и объект управления.
4. Сущность и принципы управленческой деятельности.
1. Государственная политика представляет собой форму и сферу деятельности и взаимодействия государства, его институтов, общества, политических партий, общественных объединений движений, отдельно взятых личностей в области различных сфер общественной жизни: экономики, социальной сферы, культуры, образования, науки, здравоохранения, а также их отношений по поводу поддержания власти или противодействия ей. В сущности это комплекс основных направлений деятельности по управлению государством, обеспечению реализации общей воли и интересов всех членов общества, граждан, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы, созданию необходимых условий для эффективной деятельности всех субъектов общественных отношений для достижения социальной справедливости.
Важнейшими ее элементами обычно называют:
— политические мысли, включающие внутреннее мировоззрение, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;
— нормативные идеи, программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
— институты власти и борьбы за нее;
— отношения в сфере власти господствования и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
В связи с тем, что политика призвана решать важнейшие для общества стратегические и текущие проблемы, принято говорить о политике экономической, в области промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной, военной, науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.
Как форма деятельности субъектов политика проявляется в политическом процессе, в ходе которого каждый из этих субъектов пытается обеспечить и защитить свои интересы. Это находит свое проявление в их взаимодействии между собой или противодействии одного другому; обеспечении атмосферы оптимального функционирования и развития общества и государства, или создания конфликтных ситуаций, состояния политической борьбы. В обеспечении политики исключительно важное значение имеют ресурсы власти – материальные, финансовые, людские и др. Без такой власти политика не может быть эффективной.
Важнейшими функциями государственной политики являются:
- интеграция общества, обеспечение общественного порядка и организованности;
- разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и ресурсов на осуществление этих целей;
- авторитетное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей;
- предупреждение и регулирование групповых конфликтов;
-конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция);
- поддержание институционального единства и целостности общества;
- отражение интересов различных социальных групп;
- согласование интересов;
- рационализационная;
- мобилизационная;
- политической социализации;
- гуманитарная.
2. Следует отдельно выделить внутреннюю политику государства, которая имеет сохранение и обеспечение жизнедеятельности и эффективности функционирования существующей общественно-политической системы, создание и поддержание на должном уровне имеющихся в государстве институтов и инфраструктур. Государство изыскивает средства, планирует, организует, определяет формы и методы достижения поставленных целей, контролирует их выполнение с помощью системы государственного управления.
Управление важнейшими сферами общественной жизни, обеспечивающие нормальное функционирование общества, - важнейшая функция государства, его системы управления. Управление рассматривается как руководство действиями определенной группы или коллектива по достижению той или иной цели.
Главными задачами управленческой деятельности является:
· определение основной цели организации, выработка стратегии деятельности по ее достижению;
· формирование корпоративной культуры, это значит, объединение персонала вокруг общей цели;
· выработка и реализация мотивации персонала на достижение определенной цели;
· формирование организационного порядка, системы относительно стабильных, длительных иерархических связей, стандартов, норм регулирующего характера с целью выполнения функций;
· разработка технологии изменений, своевременного перехода от одного этапа к следующему;
· четкое определение диагностики управления в целях преодоления возможных противоречий развития;
· четкое представления того, какой должна быть реализация управленческого решения;
· выработка системы контроля за выполнением принятого решения, системы стимулов и санкций.
3. Управление в государстве осуществляется в соответствии с действующими здесь законами и правовыми нормами. В его функции входит реализация комплекса решений, принимаемых органами законодательной, исполнительной власти, формирование и исполнение бюджета государства, сохранение и поддержание на должном уровне инфраструктур государства, осуществление связей с иными государствами и т.д.
Управление предполагает наличие его субъекта и объекта, управляющих и управляемых. Это важнейшие составные элементы системы управления.
Субъект управления – это специальный аппарат, представляющий собой систему государственных институтов, органов и учреждений, осуществляющих властные, распорядительные функции в отношении важнейших сфер общественной жизни и отношений государства с остальным миром.
Для возникновения управленческих функций и возможностей субъект должен обладать рядом специфических качеств. Прежде всего это желание властвовать, управлять, готовность брать на себя ответственность, быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для управления важным является организованность субъекта, умение принимать грамотные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Субъекты управления имеют сложный, многоуровневый характер. Его первичными авторами являются индивиды и организации, учреждения; более высокую иерархическую лестницу занимают элиты, лидеры, обеспечивающий их аппарат. Важно, чтобы связь между этими уровнями была крепкой, надежной и устойчивой. В этом залог успеха управленческой деятельности.
Верхний уровень системы государственно-административного управления занимают Глава государства и его аппарат, высшие органы государственной власти связанны между собой сложными структурно-функциональными отношениями. Эти субъекты принимают решения по важнейшим вопросам жизни общества и государства, имеют реальную возможность контролировать их выполнение.
Система государственного управления в Беларуси имеет три основные уровня: общенациональный, региональный и нижний (первичный). Общенациональный уровень управления представлен Главой государства и Правительством. Региональный уровень составляют органы государственно-административного управления областей, городов и районов. Нижний уровень управления представлен органами местного управления и местного самоуправления, которые могут принимать собственные решения.
Главную роль в системе управления основными сферами жизни общества играют органы исполнительной власти, представляющие собой мощную разветвленную систему разнообразных органов. В условиях Беларуси – это Правительство, министерства, государственные комитеты, областные, городские, районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты, службы управления государственными предприятиями. Для выполнения управленческих функций у этих органов имеются необходимые правовые материальные и финансовые средства, возможности принуждения и убеждения. Государственное управление построено на принципе: дозволено все, что не запрещено законом.
В системе государственного управления следует выделять объект, то есть то, на что направлены действия субъекта управления. Объект всегда должен быть подчинен субъекту. Без этого не может быть власти и управления. Подчинение субъекта субъекту может быть основано на страхе перед санкциям; на привычке к повиновению; на экономической, финансовой, моральной заинтересованности в выполнении воли субъекта; на убежденности в необходимости тех или иных распоряжений; на авторитете субъекта управления, руководителя; на идентификации, совпадении интересов подчиненного и руководителя.
Субъект и объект характеризуют крайние полюса в структуре управления. Их отношения между собой весьма изменчивы. Временами они могут даже поменяться ролями, взаимодействовать в ином направлении в рамках единого механизма управления. Особенно это очевидно проявляется в процессе выборов, когда объект управления становится субъектом, чтобы избрать демократическим путем постоянный субъект для осуществления им (порой единолично) управленческих функций. Отношения между субъектом и объектом управления нельзя рассматривать исключительно как отношения господства и подчинения, поскольку не менее важное значение здесь имеют отношения сотрудничества, взаимодействия, взаимного влияния и т.д.
Сущность государственного управления раскрывается в принципах его организации, главнейшими из которых являются:
· взаимообусловленность объекта и субъекта;
· государственная законность;
· внутренняя правовая регламентация;
· наем руководителя;
· специализация и унификация;
· многовариантность решений;
· устойчивость системы;
· мобильность;
· автоматизация;
· единство управления.
В процессе управленческой деятельности важно соблюдать общие принципы, то есть основные правила деятельности органов, людей, призванных осуществлять управление экономикой, социальной, политической жизнью общества. Принципы эти вытекают из самой сущности общества, из природы присущих ему объективных закономерностей, из характера и разнообразия производства, множества форм собственности, из свойств социально-политической структуры и уровня духовного развития людей. Среди этих принципов выделяются:
демократизм, проявляемый в полновластии граждан, их инициативе, выборности подотчетности руководящих органов и руководителей, сознательности в выполнении исполнительных функций;
объективность, проявляемая в том, что управление осуществляется на основе объективных законов, характеризующих самое существенное в жизни и развитии общества;
конкретность, вытекающая их необходимости изучения конкретного содержания процессов, а также законов, которые их выражают, видения того, как закон действует, проявляется в конкретных обстоятельствах, и делать правильные выводы из практики. Управлять конкретно – значит управлять на основе достоверной и научно отработанной информации о внутреннем состоянии объекта, а также о внешних условиях, в которых он функционирует;
оптимальность, эффективность, сущность которого состоит в том, чтобы обеспечить решение поставленных задач в возможно короткий срок, при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
основное звено, поиск и опора на то звено, которое цементирует систему, объединяет ее, интегрирует, обеспечивает ее функционирование и совершенствование; выделение основной причиной связи, главного средства сохранения качественной специфики системы, обеспечения ее прогрессивного движения, оптимального управления ею;
стимулирование трудовой и общественной активности людей, поиск и применение определенных факторов, материальных и духовных, побудительных сил, без которых невозможно правильно управлять людьми, мобилизовать их на решение той или иной задачи. Главное в стимулировании как принципе управления – сочетание материальных и моральных стимулов к труду;
территориально-отраслевой принцип, выражающий из наличия в государстве административно-территориальных единиц и различных сфер общественной жизни, отраслей экономики и культуры. Суть его состоит в том, что различные объекты имеют, как правило, двойное подчинение: с одной стороны управляются территориальными органами, а, с другой, отраслевыми - министерствами, комитетами и т.д.; умелое сочетание этого – важная задача органов управления;
сочетание общественных и государственных начал, вытекающий из того, что суверенным субъектом управления является народ, люди, все чаще принимающие непосредственное участие в управлении. Особенно это осуществимо в условиях местного самоуправления.
В современных условиях процесс управления важнейшими сферами жизни государства и общества все большей степени актуализируется в плане его информатизации, более широкого применения возможностей технических средств и возможностей. На основе их более широкого применения производится калькуляция имеющихся материальных и финансовых ресурсов, определяются организационные формы, выбираются различные варианты решения соответствующих проблем. Весьма актуальной становится задача обеспечения органического единства информации, знаний и опыта.
Контрольные вопросы:
1. Каковы важнейшие функции политики?
2. Назовите главные задачи управленческой деятельности?
3. Каковы основные функции субъекта и объекта управления, их главное назначение?
4. Назовите главные принципы управления, их содержание.