Список использованных источников и литературы. В конце работы приводится список используемой литературы (см
В конце работы приводится список используемой литературы (см. приложение 3): первоисточников, нормативных правовых актов, монографий, сборников научных статей, журнальной и газетной периодики. Среди них должны быть, как правило, источники, опубликованные за последние годы, желательно использовать и публикации зарубежных исследователей.
Список используемой литературы должен включать не менее 15-20 наименований. Список используемой литературы включает в себя:
– нормативные правовые акты;
– научную литературу и материалы периодической печати;
– практические материалы (например: материалы судебной, следственной практики).
Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (см. приложение 3). В нем указываются как те источники, на которые в тексте работы ссылается автор, так и все иные, изученные им при подготовке работы.
Список должен содержать перечень источников и литературы, использованных при выполнении курсовой работы. Построение библиографического списка в курсовой работе необходимо оформлять по видам издания (систематизация тематически однородной литературы). Источники и литература располагаются в следующем порядке:
1) нормативно-правовые акты(источники располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов – в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания);
2) монографии, сборники научных трудов, справочные материалы, статьи и т.д. (помещаются в алфавитном порядке, исходя из фамилий авторов и заглавий);
3) литература на иностранных языках (указывается в алфавитном порядке в конце списка каждого вида издания);
4) архивные материалы, материалы судебной и следственной практики(оформляются в хронологическом порядке).
Приложения
Курсовая работа может сопровождаться приложениями, в которых представлены материалы исследования вспомогательного характера, иллюстрирующие содержание работы в виде таблиц, схем, диаграмм, анкет и т. п. Приложения нумеруются, в тексте работы на них делаются ссылки.
Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах со сплошной их нумерацией. Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте работы. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполнением курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы.
По содержанию приложения разнообразны. Это могут быть копии подлинных документов (например, постановление следователя о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, обвинительное заключение по уголовному делу, обвинительный приговор суда и т.д.), выдержки из отчетных материалов, протоколов, отдельные положения из инструкций и правил.
По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, схемы.
Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение. Оно должно начинаться с новой страницы, иметь тематический заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «приложение». Если приложений в курсовой работе более одного, их следует пронумеровать арабскими цифрами (без знака №). Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Таблицы и схемы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «Рис.1.1.» (первый рисунок первого приложения); «Таблица.1.2.» (вторая таблица первого приложения). Например:
Таблица 1
Возрастная структура лиц‚ осужденных за отдельные насильственные преступления
Возрастные группы | Убийство | Насильственный грабеж | Разбой |
14 – 15 лет | 1‚3 % | 2‚8 % | 7‚3 % |
16 – 17 лет | 2‚5 % | 13‚7 % | 17 % |
18 – 24 лет | 26‚5 % | 26 % | 39‚1 % |
25 – 29 лет | 19 % | 28‚7 % | 17‚1 % |
30 – 39 лет | 45‚6 % | 27‚4 % | 19‚5 % |
50 лет и старше | 5‚1 % | 1‚4 % | — |
Однородные таблицы должны быть построены одинаково. В тексте работы делают ссылку на таблицы следующим образом: «Данные приведены в табл. 1» или «См. табл. 1» и т.д.
Иллюстративный материал, как и таблицы, должен иметь единую нумерацию (арабскими цифрами) и одинаковые обозначения: рис. (рисунок), фото (фотография). Подписи делают под иллюстрациями. В тексте работы делают ссылку на иллюстрации следующим образом: «см. рис. 1» или «как указано на рис. 2» или «см. фото 1» и т.п.
Написание основной части
курсовой работы по уголовному праву
После выбора темы исследования, подбора соответствующей литературы и осмысление плана (содержания) наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы - написание основной части исследования.
В целях получения целостного представления об исследуемой проблеме, необходимо изучить подобранную литературу и иные источники. При работе с ними желательно делать выписки отдельных мыслей, высказываний, точек зрения ученых-юристов с указанием конкретных страниц и выходных данных изданий (для правильности и своевременности оформления сносок). Любая заимствованная из источников информация должна быть оформлена в тексте курсовой работы с помощью соответствующей постраничной сноски (в ином случае такое заимствование будет являться нарушением авторского права). Заимствовать следует преимущественно основные мысли авторов, помня о том, что чрезмерное количество сносок (ссылок) может свидетельствовать о недостаточной самостоятельности исследования студентом проблемы.
Источники для написания курсовой работы должны быть подобраны с учетом отражения различных точек зрения (позиций, научных школ) на исследуемую проблему. Поэтому не следует увлекаться частым цитированием работ только одного-двух авторов. Наличие нескольких подходов к проблеме служит показателем умения студента работать с юридической литературой. Важным является отражение в курсовой работе дискуссионности рассматриваемого вопроса, приведение и краткий анализ вызванной им полемики ученых-юристов. Использование сведений, полученных из литературы, не должно осуществляться механически, без авторского анализа и формулирования своей собственной позиции. Главным здесь является не объем использованной информации, а качество ее аналитического усвоения. К примеру, автор (студент) должен изложить свой взгляд на проблему, либо присоединиться к уже существующему взгляду с обязательным указанием аргументов такого выбора.
Следует иметь в виду, что некоторые научные источники прошлых лет содержат явно выраженные политические, идеологические сведения либо имеют конъюнктурную направленность, поэтому их использование надлежит осуществлять с критических позиций. Кроме того, такую информацию можно использовать при условии, что она не утратила актуальность и имеет широкое признание и поныне. В процессе подготовки дипломной работы каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными актами и иными источниками права. При этом ссылки на законодательство следует делать в тексте работы (вплоть до указания на статью, ее часть, пункт) с указанием наименования, даты и органа, принявшего закон. Источник официального опубликования и иные реквизиты нормативно-правового акта необходимо указывать в постраничной сноске.
Анализ научной и иной специальной литературы, а также других источников приведет к ожидаемым результатам только в случае надлежащего изложения его итогов. В частности, при раскрытии содержания вопроса и изложении своих выводов по его решению студенту необходимо:
- особое внимание уделять дискуссионным уголовно-правовым проблемам, не имеющим однозначного научно-практического разрешения;
- при постановке проблемы следует показать существующие в доктрине уголовного права подходы, варианты ее понимания и формулирования, обширность либо, наоборот, недостаточность научной информации по тому или иному вопросу;
- изложение подходов к решению вопроса завершать тем из них, который представляется наиболее обоснованным, правильным, верным;
- изложение существующих вариантов решения исследуемого вопроса (его части, аспекта) сопровождать авторскими суждениями о достоинствах и недостатках таких решений;
- перед тем как изложить само решение вопроса, в обязательном порядке показать авторское отношение к нему путем изложения собственного предложения по его решению (наиболее предпочтительно) либо выражения согласия с уже существующим решением;
- рассмотрение в курсовой работе каждого из аспектов вопроса, равно как и вопроса в целом, завершать формулированием вывода (промежуточного или окончательного).