Типы политических идеологий

Понятие и сущность политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Функ­ции идеологии: познавательно-воспитательная, норма­тивно-ценностная, интегрирующая, мобилизационная.

Типы современных идеологий, социально-экономичес­кие и теоретические предпосылки их возникновения, ос­новные политические идеи.

Либерализм. Основоположники классического либера­лизма. Ключевые идеи либерализма об условиях само­реализации индивида, государственном регулировании частнособственнических отношений, развитии демокра­тии. Кризис либерализма в XX в. Особенности полити­ческой доктрины неолиберализма.

Консерватизм — идеология и политика сохранения тра­диционных форм общественной жизни. Основополож­ники консервативной идеологии. Основные идеи класси­ческого консерватизма о значении традиционных цен­ностей, «элитарной демократии» и частной собствен­ности, о границах свободы личности и социальной роли государства. Эволюция консервативной идеологии во второй половине XX в.

Социалистическая идеология. Социальные предпосыл­ки формирования социалистической (коммунистичес­кой) идеологии. Вклад в ее теоретическое обоснование, оформление и распространение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Политические идеи коммунистической идеологии.

Социал-демократическая идеология как доктрина пос­тепенного (мирного) преобразования, «социализации» капиталистического общества. Сущность политического идеала социал-демократии — «демократического соци­ализма». Ключевые идеи социал-демократической иде­ологии.

Фашизм как идеология и правоэкстремистское полити­ческое движение. Причины его возникновения. Реакци­онная сущность политических идей фашизма. Разно­видности фашизма как политической практики. Соци­альная база современного фашизма. Неофашизм.

Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый АД. де Трасси во время Великой француз­ской революции. Он рассматривал идеологию как науку о зако­нах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.

С XVIII в. по настоящее время ученые и общественные дея­тели по-разному истолковывают сущность идеологии как ду­ховного явления, ее влияние на политику и социальные про­цессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально про­тивоположны:

► идеология — форма иллюзорного сознания как отраже­ния противоречивого бытия и социально-политических интересов (К. Маркс);

► идеология — интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие исти­ны (К. Мангейм);

► идеология — разновидность коммуникации, направлен­ной на поддержание сплоченности политического сооб­щества (Г. Лассуэл);

► идеология есть теоретическое обоснование (выражение) идеалов, ценностей и интересов общества (государства), социальной группы или партии (движения), средство преобразования социально-политической действитель­ности (марксистско-ленинская концепция);

► существование идеологий бессмысленно, неизбежен «ко­нец идеологий» (Д. Белл, Э. Шиле, С. Липсет, Р. Арон);

► необходимо различать две формы идеологии — полити­ческую идеологию прошлых эпох и современную идеоло­гию, возникшую в условиях индустриального общества; последняя свободна от некоторых элементов «ложного сознания» (Ю. Хабермас);

► идеология — система ценностей данного общества, кото­рая легитимирует существующий в обществе порядок господства (Т. Парсонс, К. Ленк).

Причины такого «разброса» мнений в интерпретации соци­альной роли идеологии:

► идеология всегда выражала интересы господствующих классов, властвующей элиты, служила инструментом по­литических спекуляций, манипулирования массовым со­знанием;

► все известные человечеству идеологии заявляли о своем великом призвании изменить мир, однако провозгла­шенные ими идеалы и ценности оказались утопичными или реализованными лишь частично;

* известные в истории идеологии нередко служили источ­ником политического противоборства и дестабилизации общественных отношений;

► каждая идеология догматична и авторитарна: задает жест­кие модели массового сознания и поведения, требует от человека устойчивой веры в идеалы, принципы и ценнос­ти, которые она исповедует.

Политическая идеология — это система взглядов, идей и цен­ностей, выражающих интересы субъектов политики, их отноше­ние к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.

Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему идей и ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического ми­ровоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные яв­ления. Идеалы, нормы и принципы переводятся на язык поли­тических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, соци­ально-политическая практика служит основой для корректи­ровки, творческого развития и обогащения идеологических концепций.

Уровни функционирования политической идеологии:

► теоретико-концептуальный (политическая философия);

► программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, ло­зунги и требования властвующей элиты);

► актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общес­твенной практике).

Функции идеологии:

► познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культу­ры личности и общества);

► нормативно-ценностная (идеология ориентирует лич­ность и общество на усвоение определенных политичес­ких идеалов, норм и принципов, усвоение которых осве­щает путь социальной практике;

► интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консолидирующим фактором политической системы);

► мобилизационная (предлагая идеальные модели совер­шенного общества, идеология побуждает людей к поли­тическим действиям, служит «компасом» в процессе при­нятия, корректировки и реализации управленческих ре­шений).

Современные политические идеологии

Политическая история дает нам наглядное представление о социальной роли многих идеологических доктрин. Их деталь­ный анализ не входит в предмет политологии. Задача студента, изучающего учебный курс политологии, заключается в том, чтобы уяснить характерные свойства наиболее влиятельных политических идеологий современности (см. рис. 3.13)

Либерализм

Либерализм как идеология оформился в Новое время в борьбе против феодальных порядков. Сегодня это одна из влиятельнейших идеологий. Либерализм унаследовал прогрессив­ные идеи античности и сформировался в конце XVII—XVIII вв. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. С. Милля, А. Смита, И. Бентама, А. де Токвиля и других мыслите­лей.

Типы политических идеологий - student2.ru Рис. 3.13. Влиятельные политические идеологии

Основные идеи либерализма:

► признание личности высшей ценностью, уважение ее прав и свобод;

► равенство граждан перед законом, их ответственность пе­ред обществом и государством;

► народовластие и политический плюрализм;

► конституционализм и разделение властей;

► свобода предпринимательства и конкуренции в эконо­мической сфере;

► ограничение регулятивного влияния государства на об­щественную жизнь.

В XX в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных целей возникла новая форма либеральной идеологии — неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либера­лизма к политическим реалиям второй половины XX в. и стал доминировать в этой влиятельной идеологии современности.

Сущность политической программы неолиберализма:

► главное условие самореализации индивида — зрелое гражданское общество и правовое государство;

► государство вправе регулировать частнособственничес­кие отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость — гаранти­ровать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и та­лант;

► консенсус управляющих и управляемых; развитие про­мышленной демократии посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политичес­ком процессе;

► предпочтительность использования плюралистических форм организации и осуществления политической влас­ти.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии.

Первые политические партии либералов возникли в XIX в. В 1947 г. 32 партии объединились в «Либеральный интернацио­нал». Одной из самых первых и влиятельных в прошлом была либеральная партия Великобритании (образована в 1832 г.). Обладают большим политическим весом в своих странах Итальянская либеральная партия (образована в 1922 г.), Либе­ральная партия Швейцарии (образована в 1923 г.), Демократи­ческая партия США (образована в 1828 г.).

Консерватизм

Возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализ­ма. «Духовные отцы» консерватизма — Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Кортес, Р. Пиль.

Консерватизм — это политическая идеология, ориентиро­ванная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим ис­пытание временем, апробированным формам социально-по­литической организации общества. Ее смысл в иронической форме выразил У. Черчилль, британский политик: «Опасайтесь ненужных нововведений, особенно если они логически обос­нованы».

Политические идеи консерватизма:

► традиционные нормы жизни общества — главная движу­щая сила прогресса;

► исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства;

► власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной по­литической деятельностью могут заниматься только про­фессионалы);

► свобода личности предполагает подчинение государ­ственной власти и лояльность к ней;

► частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство — естественные жизненные нача­ла; частная собственность — гарант личной свободы, за­щиты социального порядка;

► безнадежно несовершенна природа человека и его поро­ки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного разви­тия, социального статуса);

► государство не «дойная корова»: «социальное попечи­тельство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенчество — источник «революций растущих при­тязаний»; помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).

Консерватизм, как и либерализм, — развивающаяся идео­логия. При господстве частной собственности в условиях ран­него капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929—1933 гг. — кейнсианские идеи умеренных социальных реформ и государствен­ного регулирования экономикой. После второй мировой вой­ны консерватизм эволюционировал в сторону либеральных цен­ностей. В 1970 — 1980 гг. сложился современный тип консерва­тизма — неоконсерватизм.

Политические идеи неоконсерватизма:

► эффективное государство; усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сфе­ры;

► индивидуальная свобода и поведение человека не могут «выходить» за рамки традиционных ценностей общества (это необходимо в интересах его стабильности и преем­ственности развития);

► укрепление духовности, моральных основ общества, приоритеты семьи и религии;

► развитие институтов гражданского общества;

► стабильность общества, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.

Носителями консервативной идеологии являются консерва­тивные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зе­ландии, партии христианско-демократической направленности в европейских странах. Христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и

Европейскую народную партию. Интересы консерваторов пред­ставлены также в Европейском демократическом союзе.

Коммунистическая идеология

Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Коммунистическая идеология по своей сути революцион­ная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построе­ние средствами и методами «диктатуры пролетариата» соци­ально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной соб­ственности на средства производства, всестороннего развития личности.

Политические идеи коммунистической идеологии:

► капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;

► построение социально справедливого общества невоз­можно без классовой борьбы, социалистической револю­ции, диктатуры пролетариата и коммунистической пар­тии;

► социализм = обобществление + плановая экономика;

► от каждого — по способностям, каждому — по труду;

► всестороннее и гармоническое развитие личности в усло­виях свободы от эксплуатации человека человеком;

► социализм — переходный этап на пути к коммунизму — подлинно справедливому и свободному обществу.

Носители коммунистической идеологии — коммунистичес­кие партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. чело­век (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран). В 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов. Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, Итальянская, Французская, Испанская, Португальская, ком­партии Финляндии, Греции, Кипра, Чили.

Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию со­циализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпе­ли неудачу. Драматический исход социалистического экспери­мента обусловлен рядом объективных и субъективных причин: внутренней противоречивостью и догматизмом коммунисти­ческой идеологии; неверным выбором путей, средств и спосо­бов достижения гуманных целей; грубыми и непоправимыми ошибками политических лидеров; консерватизмом стратегии и тактики КПСС, ее монополизмом в коммунистическом движе­нии, другими причинами. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами обернулось прямо противоположным результатом.

Крах социального эксперимента, которому положила нача­ло Октябрьская революция 1917 г., значительно ослабил влия­ние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятельность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.

Социал-демократическая идеология

В XX в. западноевропейские социал-демократы, отмежевав­шиеся от коммунистической идеологии, осуществили многие идеи социалистического движения.

Социал-демократическая идеология — доктрина постепенно­го (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократиза­ции политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал — «демократический социализм», рас­сматриваемый как общество будущего, как принцип деятель­ности западноевропейских социал-демократических партий.

Политические идеи социал-демократической идеологии:

► социализм есть последовательный процесс реформиро­вания капиталистического общества, реализации и обо­гащения демократических принципов социального парт­нерства — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конеч­ная цель — ничто, движение — все»);

► социализм = смешанная экономика + рыночные отно­шения + более высокое качество жизни;

► государственное регулирование и перераспределение до­ходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гаран­тия эффективной экономики и повышения благосостоя­ния общества;

► движение к социализму — это творческий поиск, практи­ческое воплощение и обогащение новых форм полити­ческой, экономической (рабочего самоуправления), со­циальной демократии, укрепление духовно-нравствен- ных основ общественного развития;

► движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоден­ствия».

Социал-демократия возникла на почве западноевропейско­го рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом

I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования мас­совых социалистических партий. В 1889 г. они образовали

II Интернационал, в котором и РСДРП имела своих представи­телей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной поли­тической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали со­трудничество с западноевропейской социал-демократией, под­вергли острой критике ее реформистский курс, а затем образо­вали в 1919 г. III Коммунистический интернационал.

Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других стран. Они образовали в 1923 г. Социалистический интернацио­нал. Сегодня он объединяет партии и общественные организа­ции более 50 стран. «Духовные отцы» западноевропейской со­циал-демократии — Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннер, Л. Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.

В современных условиях негативное влияние на обществен­ное сознание в некоторых странах оказывает фашизм — идеоло­гия и правоэкстремистское политическое движение, сформи­ровавшееся в Италии, Германии и Испании в 20—30-е гг. XX в.

Политические идеи фашизма:

► расизм, шовинизм, антикоммунизм;

► подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средства утверждения политического гос­подства;

► автократический политический режим, тотальная власть государства; жесткий контроль сознания и поведения граждан;

► культ вождя; однопартийная диктатура;

► милитаризация всех сфер жизни общества.

Фашизм — опаснейший противник общественного прогресса, «черный знак» XX в. Фашистские партийные лидеры явились непосредственными инициаторами второй мировой войны (1939 —1945 гг.), главным виновником гибели в ней 50 млн. че­ловек. Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеров­ской коалиции (при решающем участии СССР) спас мир от фа­шистского порабощения.

Главной причиной возникновения фашизма ошибочно считать случайные обстоятельства или злой умысел некоторых политических лидеров. Он явился своеобразной реакцией на глубокий социальный кризис в Италии и Германии, неустой­чивость молодых демократических режимов, на злоупотребле­ния и коррупцию государственных чиновников.

Истории известны несколько разновидностей фашизма: ита­льянский, немецкий, испанский, португальский, аргентин­ский, греческий, японский, чилийский и др.

Исторические формы фашизма различны и отражают наци­ональные особенности. Но сущность этой идеологии и полити­ческого движения остается неизменной.

Социальная база современного фашизма — маргинальные (деклассированные, люмпенизированные, индифферентные или колеблющиеся в сторону реакции) слои общества. В ФРГ, США, Италии и других странах сегодня действуют неофашист­ские группы. Влияние их незначительно. Однако нельзя недо­оценивать их реальной опасности для личности, общества и го­сударства.

Тема 18

Политические конфликты и кризисы

Политический конфликт как закономерное социальное явление. Природа политического конфликта. Признаки политического конфликта. Стадии развития политичес­кого конфликта. Типы политических конфликтов: инте­ресов, ценностей, идентификации. Основные виды по­литических конфликтов: межличностные, групповые, на уровне подсистем общества, региональном и глобаль­ном уровне. Технологии управления политическими кон­фликтами. Условия и этапы разрешения конфликтов.

Политический кризис. Типы политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический. Формы по­литических кризисов: легитимности, участия, идентич­ности, распределения благ, проникновения. Пути и сред­ства преодоления кризисов политического развития.

В политическом процессе проявляются острые разногласия и конфликты. Они неизбежны и закономерны. Субъекты политики выражают различные, нередко противопо­ложные интересы. Не совпадают их взгляды, цели и ценност­ные ориентации. Это порождает противоречия и конкурент­ную борьбу.

Политические конфликты дестабилизируют общество. Но они же и предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Политические конфликты можно на­звать важным источником обновления, преобразования соци­ально-политической действительности.

Политика конфликтна по своей сути. И мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сде­лать невозможно), а в умении управлять ими, не допустить раз­рушительных последствий для общества.

Немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф сделал обос­нованный вывод: «Социальные конфликты, т.е. систематичес­ки вырастающие из социальной структуры противоречия, при­нципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного ус­транения».

Политический конфликт — одна из форм конкурентного взаи­модействия участников политического процесса, характеризуе­мая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.

Признаки политического конфликта:

► наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

► несовместимость интересов, ценностей и целей полити­ческих субъектов;

► непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирую­щих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и гло­бальном уровне.

Причины (источники) политических конфликтов:

► несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;

► противоречия между социальными группами, обуслов­ленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;

► несовместимость политических целей, интересов и цен­ностей;

► ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Каждая из перечисленных причин или их совокупность мо­гут быть источником политических конфликтов в обществе.

Стадии развития политического конфликта: начальная, эс­калации конфликта, конфликтные действия, разрешение кон­фликта.

Начальная стадия — возникновение конфликта. Проявляет­ся в недовольстве конкурирующих субъектов, недоброжела­тельных взаимных обвинениях. Стороны «обозначают» несов­падающие или противоположные интересы, цели и ценност­ные установки. Одновременно разрабатывается стратегия и тактика конфронтационных действий. Ведутся переговоры с возможными союзниками.

Стадия эскалации конфликта характеризуется обострением, расширением масштабов конфликта. Соперники выступают с публичными заявлениями о несовместимости интересов, цен­ностей и целей. Они консолидируются с союзниками, настой­чиво выдвигают взаимные претензии и требования.

Конфликтные действия выражаются в том, что конкуренты переходят к активным, жестким акциям, направленным надое- тижение своих целей и интересов. Словесные «баталии» сопро­вождаются взаимными угрозами, захватом и удержанием спор­ных объектов, использованием «силовых» методов.

На стадии разрешения (урегулирования) конфликта побеж­дает одна из сторон или соперники приходят к соглашению, принимают условия посредников по нормализации политичес­ких отношений.

Типы политических конфликтов:

► интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики; ошибочное понима­ние собственных интересов и интересов соперников);

► ценностей (расхождения между субъектами политики от­носительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, пре­одоления кризисных процессов в стране);

► идентификации (неудовлетворенность ролевыми функ­циями в политической системе, характером взаимоотно­шений с государственной властью).

Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, глобальными (международны­ми), долговременными и кратковременными. В учебной лите­ратуре встречается и более развернутая типология политичес­ких конфликтов.

Чтобы урегулировать политический конфликт, им необходи­мо грамотно управлять. Немецкий ученый Р. Дарендорф обос­нованно отмечал: кто умеет справляться с конфликтами путем их признания и регулирования, «тот берет под свой контроль ритм истории», а тот, кто не использует такую возможность, «получает этот ритм себе в противники».

Управление конфликтными отношениями предполагает:

► выяснение причин конфликта, мотивов и характера по­ведения его участников;

► изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе; прогнозирование его масштабов и послед­ствий;

► поиск альтернативных вариантов урегулирования кон­фликта;

► установление и согласование сторонами норм и процедур разрешения конфликта;

► организацию переговорного процесса при посредничес­тве полномочных социальных институтов;

► предложение политическим соперникам взаимоприем­лемых решений, «правил игры», моделей поведения.

Управление конфликтом — это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью их при­мирения, устранения разногласий между ними.

Используются различные технологии управления конфлик­тами. Они используются и для эскалации конфликтов в пользу заинтересованных, и в целях их предупреждения, урегулирова­ния.

Политической наукой выработаны универсальные принци­пы формирования и реализации технологий урегулирования конфликтов:

► вскрытие и публичная оценка истинных причин кон­фликтов, замыслов и намерений их субъектов;

► общественный и государственный контроль конфлик­тов, оперативное реагирование на них с тем, чтобы пре­дотвратить разрушительные социальные последствия;

► обязательное создание специальных (состоящих из экс­пертов, аналитиков, представителей власти, обществен­ности) институтов по урегулированию конфликтов (они призваны организовать диалог, переговоры конфликту­ющих сторон, их консультирование);

► изучение внутренних и внешних факторов возникнове­ния и развития конфликтов, их учет в стратегии и тактике управления конфликтными отношениями;

► налаживание коммуникации, переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному (без давления извне) соглашению, примирению.

Политические кризисы

Противоборство субъектов политики и неспособность об­щества урегулировать острые разногласия и противоречия между ними может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.

Политический кризис — это высшая точка социального нап­ряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. В свою очередь, международный политический кризис проявляется в резком обострении проти­воречий между государствами и может обернуться локальной или мировой войной.

Политологи различают несколько типов политических кри­зисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.

Правительственный кризис отражает неспособность прави­тельства управлять обществом.

Парламентский кризис свойствен представительным органам власти. Проявился в Беларуси в 1994 — 1996 гг. После принятия 15 марта 1994 г. Конституции страны Верховным Советом не бы­ли назначены новые выборы в парламент. Парламент продол­жал действовать как монополист власти, незаконно продлил свои полномочия на 2 года. Игнорировал политические реше­ния Президента. Принял немало «сырых» законов и постановле­ний. Политическая конфронтация Парламента, Президента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране — президентской или парламентской.

Конституционный кризис отражает острые политические разногласия в обществе по поводу конституционных норм го­сударства. Имел место в Беларуси в 1996 г. Парламент отказал­ся рассмотреть президентский проект изменений и дополне­ний действующей Конституции. В то же время конституцион­ные полномочия Президента не отвечали степени его ответ­ственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил конституционный кризис.

Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политичес­кие противоречия могут быть смягчены или преодолены по­средством реформ, изменения политического курса государ­ства, корректировки поведения органов власти.

Классический пример — общенациональный политический кризис в России в сентябре—октябре 1917 г. Он охватил все сферы социально-экономических и политических отношений. Временное правительство поставило страну на грань нацио­нальной катастрофы. Валовая продукция промышленности со­кратилась в 1917 г. по сравнению с 1916 г. на 36,4 %. С марта по октябрь 1917 г. в стране было остановлено до 800 предприятий. Началась массовая безработица. Резко возросла стоимость жизни. Стране грозило финансовое банкротство.

Ситуация в стране вызвала массовое недовольство рабочего класса и крестьянства. «Низы» не хотели жить по-старому, а «верхи» не могли управлять по-старому. Большевики умело ис­пользовали эту социально-политическую обстановку и при­шли к власти.

Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государ­ства с мировым сообществом.

Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962г. Главными его субъектами бы­ли США и Советский Союз.

США постоянно нарушали границы Кубы, оказывали на нее жесткое давление, готовились к вторжению на ее террито­рию. В нарушение норм международного права США объявили о блокаде Кубы, о досмотре всех судов, следовавших в кубин­ские порты. К берегам Кубы Пентагон подтянул 180 военных кораблей с 85 тыс. матросов на борту. В воздухе постоянно на­ходилось до 20 % самолетов стратегической авиации с атомны­ми и водородными бомбами.

Кубинское правительство обратилось с просьбой к прави­тельству СССР оказать помощь в укреплении обороны — раз­местить на территории Кубы оружие стратегического назначе­ния. Эта просьба была удовлетворена. В СССР были проведены мероприятия военного характера.

В результате агрессивной политики США и ответной реак­ции Советского Союза возник острый международный кризис, угрожавший перерасти в мировую термоядерную войну. Это за­ставило США трезво оценить ситуацию и сесть за стол перего­воров.

Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 г., вызвав­шая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, про­никновения.

Кризис легитимности отражает несоответствие политичес­кого режима ожиданиям и запросам общества, в результате рез­ко снижается политическое влияние властных структур госу­дарства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов ра­венства политического участия общественных групп и углублени­ем в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад пре­жних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину домини­рующей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольс­тве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоре­чий между центральными и местными государственными орга­нами, их стремлении к перераспределению полномочий и ре­сурсов власти в свою пользу.

Пути преодоления политических кризисов:

► кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эф­фективности управления для обеспечения поддержки ор­ганов власти населением;

► кризиса участия — ускорение преобразований полити­ческой системы, способствующих вовлечению в управле­ние государством возможно большего числа граждан, со­вершенствование системы представительства социаль­ных интересов;

► кризиса идентичности — разработка политической эли­той и усвоение обществом новой государственной идео­логии, которая отвечает потребностям социальной мо­дернизации и способствует устранению предубежден­ности граждан в чужеродности политической системы;

► кризиса распределения благ — обеспечение социальной на­правленности реформ, активное внедрение новых мето­дов хозяйствования и принципов распределения матери­альных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений;

► кризиса проникновения — реорганизация и повышение со­циальной эффективности центральных и местных орга­нов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

РАЗДЕЛ III

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выберите полный ответ на контрольный вопрос

3.1. Политический процесс — это:

□ а) представление групповых интересов институтам власти;

□ б) разработка концепций (проектов, программ) обществен­ного развития;

□ в) политическая жизнь общества в динамике (развитии, из­менении).

3.2. Политический процесс «существует» в режимах:

□ а) реорганизации институтов государственной власти;

□ б) информационного обмена между субъектами политики;

□ в) функционирования, развития и упадка политической системы.

3.3. Признаки режима функционирования политического

процесса:

□ а) политическая система гибко приспосабливается к общес­твенной среде;

□ б) власть использует традиционные механизмы господства;

□ в) стабильное социально-экономическое развитие.

3.4. Признаки эволюционного процесса:

□ а) преобразования осуществляются насильственными сред­ствами;

□ б) проводятся системные реформы в атмосфере граждан­ского согласия;

□ в) неэффективность государственной политики.

3.9. Политическая модернизация означает:

□ а) кризисное состояние общества;

□ б) внедрение западных стандартов и ценностей жизни;

□ в) реформирование общества на основе демократических ценностей.

3.5. Признаки стабильного политического процесса:

□ а) ужесточается политический режим;

□ б) ситуация в обществе ухудшается;

□ в) динамичное социально-экономическое развитие.

3.6. К демократическому стилю управления относится политический лидер, утверждающий:

□ а) личную монопольную власть;

□ б) власть закона и норм демократии;

□ в) атмосферу страха и принуждения.

3.7. Выборы в современном обществе являются:

□ а) пропагандой преимуществ политической системы;

□ б) демократическим механизмом формирования институ­тов власти;

□ в) средством самоутверждения политиков.

3.10. Политическая культура — это:

□ а) знания о политике;

□ б) форма общественного сознания;

□ в) политические ценности, убеждения, мотивы, нормы и об­разцы поведения.

3.11. Структура политической культуры включает компоненты:

□ а) познавательный и оценочный;

□ б) психологический;

□ в) познавательный, эмоционально-чувственный, оценоч­ный, поведенческий.

3.12. Нормативно-ценностная функция политической культуры проявляется:

□ а) в усвоении гражданами знаний о политике;

□ б) в разрешении конфликтов;

□ в) в регулировании поведения граждан посредством поли­тических ценностей.

3.13. Какой из критериев является основным в определении типа национальной политической культуры?

□ а) авторитет политических институтов;

□ б) содержание и устойчивость ценностных ориентации гра­ждан;

□ в) соблюдение традиций и обычаев общества.

3.14. Политические культуры современных обществ взаимосвязаны:

□ а) на основе принципа «низшие — высшие»;

□ б) как самостоятельные духовные системы.

3.15. Характерные черты демократической политической культуры:

□ а) ориентация на политические ценности клана, племени, рода;

□ б) пассивное отношение граждан к политической системе;

□ в) сознательное и активное политическое участие.

3.16. Политическая социализация — это:

□ а) усвоение человеком политических концепций и теорий;

□ б) овладение нормами политического поведения;

□ в) процесс политического становления и развития личности.

3.17. Определяющие факторы политической социализации:

□ а) макросреда, образование и воспитание;

□ б) микросреда и социально полезная деятельность;

□ в) социальное положение личности, ее особенности и при- родно-географические условия существования;

□ г) все указанные факторы являются определяющими.

3.18. Плюралистический тип политической социализации отлича­ется тем, что гражданин:

□ а) негативно относится ко всем политическим системам;

□ б) ориентируется на противостояние с политической властью;

□ в) уважает демократические нормы поведения и отноше­ний.

3.19. Политическая идеология — это:

□ а) форма иллюзорного сознания;

□ б) доктрина, охраняющая политический режим;

□ в) система взглядов, идей и ценностей субъектов политики.

3.20. Что определяет прогрессивное влияние идеологии на общес­твенное развитие?

□ а) воля и желание носителей идеологии;

□ б) степень овладения идеологией политическими лидерами;

□ в) демократичность идей и ценностей идеологии, усвоен­ных гражданами.

3.21. Определите, какие политические идеи свойственны либера­лизму, консерватизму, коммунистической и социал-демократи­ческой идеологии:

□ а) свобода личности = свобода экономическая + правовое равенство граждан + ограниченное государственное регули­рование + народовластие и политический плюрализм ( );

□ б) социально справедливое общество = обобществление производства + плановая экономика + всестороннее разви­тие личности ( );

□ в) «демократический социализм» = смешанная экономи­ка + рыночные отношения + высокое качество жизни граж­дан ( );

□ г) стабильное общество и государство = традиционализм + конституционализм и законность + власть элиты + эконо­мическая свобода + моральная ответственность государства и гражданина ( ).

3.22. Политический конфликт отражает:

□ а) острые противоречия между субъектами политики;

□ б) массовое недовольство инфляцией;

□ в) недоразумения между политическими лидерами.

Проблемные задачи для осмысления и решения

Наши рекомендации