Референдум как форма непосредственной демократии

Референдум - одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ. Референдум РФ - голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

1) конституционный;

2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референдумы:

1) обязательные;

2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории:

1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для

государства (принятие новой Конституции). Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ ≪О референдуме Российской Федерации≫ (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:

1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов;

2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ (≪да≫ или ≪нет≫).

Определение результатов

Всенародного голосования

Статья 22. Определение результатов всенародного голосования

1. Центральная избирательная комиссия немедленно по получении

протоколов всех окружных избирательных комиссий производит подсчет

голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту

Конституции Российской Федерации.

2. Центральная избирательная комиссия составляет протокол, в

котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных в Российской

Федерации;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число бюллетеней, выданных в день выборов;

г) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число недействительных бюллетеней;

е) число бюллетеней, признанных действительными;

ж) число голосов, поданных за принятие Конституции Российской

Федерации;

з) число голосов, поданных против принятия Конституции Российской

Федерации;

и) одно из следующих решений:

признание Конституции Российской Федерации принятой. Конституция

Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие

проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в

голосовании;

признание всенародного голосования недействительным, если

допущенные при его проведении нарушения настоящего Положения не

позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления

избирателей;

признание всенародного голосования несостоявшимся, если в нем

приняли участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей;

к) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним

решения.

Наши рекомендации