Глава I Институт президентства РФ
Введение
Актуальность.На протяжении последних нескольких лет институт Президента РФ привлекает к себе все большее внимание, увеличивается его значение в государстве.
Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из “вечных”. Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Некоторым аспектам данного института и посвящена данная курсовая работа.
Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент[1].
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум 17 марта 1991 г., в соответствии, с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент РФ был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991г.[2] Затем выборы Президента РФ происходили в 1996 г. (в два тура), в 2000, 2004, 2008 и 2012 гг.
Цель курсового сочинения. Целью данной работы является исследование становления института Президента Российской Федерации.
Задачи курсового сочинения. Исходя из поставленной цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить становление и развитие института президентства в России;
2. Исследовать процедуру выборов в 90-е годы.
Предметом исследования является институт президента. Объектом– Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин.
Хронологические рамки нашего курсового сочинения составляют 9 лет. Нижней хронологической рамкой курсового сочинения является 1991 год, т.е. с началом президентства Б.Н.Ельцина. Верхняя хронологическая рамка определяется 1999 годом – завершающим этапом деятельности Ельцина на посту президента РФ; добровольная отставка в декабре 1999 года.
Территориальные рамки нашей работы определяются территорией РФ в указанных хронологических рамках.
Историография.Несмотря на относительно короткий промежуток времени, отделяющий нас от изучаемых нами событий, проблемы политической деятельности Б.Н.Ельцина в качестве Президента РФ довольно широко освещены, в основном в виде мемуаров и воспоминаний помощников и приближённых Б.Н.Ельцина.
В 1991 г. происходило выдвижение и утверждение Ельцина как политического лидера страны. Это наложило определенный отпечаток на исследования, появившиеся в этот период.
Особенно стоит отметить мемуары самого Б.Н.Ельцина, такие как «Исповедь на заданную тему», «Записки президента», «Президентский марафон».
Ведя диалоги с самим собой и описывая события прошлого, Ельцин конструктивно критикует себя, давая понять, что ему как президенту не оставляли выбора действий, и следовательно многие меры, на которые ему пришлось пойти, будь-то расстрел Белого дома, подписание указа №1400 были вынужденными.
Историографию это периода можно разделить на два основных направления: одна часть исследователей, в общем и целом, поддержала политику Б.Н. Ельцина, включая расстрел «Белого дома», другие считали действия Президента осени 1993 года преступлением и критически относились к осуществляемым под его эгидой политическим и экономическим преобразованиям. В качестве наиболее ярких иллюстраций можно рассмотреть книги «Реванш. Недоперевыворот: Версия центра «РФ-Политика»[3] и «Ельцин-Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба»[4]. Первая является сборником аналитических и информационно-справочных материалов и посвящена системному анализу социально-политических процессов в России и вокруг нее, в том числе процессов во внутренних структурах. На страницах книги опубликованы аналитические и иные материалы, в которых в концентрированном виде излагается системная оценка экспертами Центра ситуации в России и вокруг неё. Центр «РФ-Политика» оценивал развитие России 1992-1993 гг. как широкомасштабный номенклатурный реванш. Авторы считали, что события августа 1991 года в России привели к спасению, возрождению и укреплению партгосноменклатуры. При этом авторы рассматривали в качестве партноменклатуры представителей и законодательной, и исполнительной ветвей власти в России. Однако анализируя эту книгу, можно сказать, что Президент РФ Б.Н.Ельцин в глазах авторов книги пользовался большим доверием, особенно импонировали им его действия в октябре 1993 года. Они оценивали политику Президента как, безусловно, правильную, поскольку, по их мнению, Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ постепенно превратились в номенклатурно-иерархический аппарат для установления режима личной власти Р. Хасбулатова.
Книга «Ельцин-Хасбулатов: единство, компромисс, борьба» представляет собой сборник основных документов - выступлений, речей, заявлений и статьей, посвященных периоду драматического конфликта законодательной и исполнительной власти. Материалы подобраны в таком виде, который способствует характеризовать позицию каждого из соперничающих лидеров. Противостояние «Ельцин-Хасбулатов» показано в книге как борьба двух политических направлений. Причины катастрофического результата реформ видятся не в «неприемлемости государственно-политического устройства и вытекающего отсюда противодействия преобразованиям, а в ошибочно или сознательно принятом пагубном курсе экономических преобразований. Следовательно, актуальная задача не в изменении государственно-политического устройства, а в смене реформаторского курса»[5]. Стремление «команды Ельцина» к созданию президентской республики рассматривается как средство насильственной реализации обанкротившейся концепции «возрождения». Кроме того, в сборник включены материалы рубрики «Мнение политиков, политологов, публицистов».
Характеризуя монографические издания 1994 — 1999 гг., следует обратить внимание на книгу «Режим Бориса Ельцина»[6], в которой автор книги - ведущий исследователь Фонда Карнеги за Международный мир, профессор Л.Ф. Шевцова анализирует характер, стиль правления Б.Н.Ельцина, рассматривая при этом основные проблемы российского общества в 1990-х гг. Период противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в России она характеризует как период «двоевластия», как период борьбы за монополию на власть двух демократически избранных институтов. Л. Шевцова - один из немногих авторов, не рассматривающих Съезд народных депутатов как пережиток советской эпохи. Две главы ее работы — «Мир или война» и «Ельцин перекраивает режим» посвящены политическому развитию России 1992 - 1993 гг. В них автор анализирует причины борьбы ветвей российской власти, ход и результаты экономических реформ Е.Т. Гайдара, существенное внимание уделяется работе Съездов народных депутатов. В 1997 году Л.Шевцова выпустила в свет еще одно исследование - «Политические зигзаги посткоммунистической России[7]. Интересны исследования Л.Я. Дадиани, рассматривающего феномен «красно-белой» оппозиции Б.Н. Ельцин[8]. Автор анализирует причины консолидации различных политических сил для борьбы с режимом Б.Н. Ельцина и показывает непростые взаимоотношения внутри оппозиции, однако автор в своей работе во многом вторит и мемуарам Коржакова «Борис Ельцин: От рассвета до заката» и мемуарам личного секретаря Ельцина Костикова «Роман с Президентом», работы, которых различны в своей оценке Ельцина как политического лидера и как главы государства, в результате чего, политический портрет Ельцина складывается в нечто невообразимо-противоречивое.
Источники. При написании курсовой работы, использованы следующие виды исторических источников:
I. Документы государственных и управленческих структур.
К этой группе источников относится Конституция Российской Федерации, по которой Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80)[9], назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст.84)[10], осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (ст.86)[11], издаёт указы и распоряжения (ст.90)[12]. В ней очерчены полномочия Президента РФ, его роль в политической системе.
II. Мемуары.
Для изучения темы, весьма важны мемуары Ельцина. Эти ёмкие и содержательно – наполненные источники, во-первых, работы «Исповедь на заданную тему»[13], «Записки президента»[14], «Президентский марафон»[15]. Их особенность заключается в том, что они были написаны действующим Президентом, а значит, отражали процесс становления и развитие его взглядов, формирование оценок и позиций по важнейшим политическим, социальным и экономическим проблемам.
III. Периодическая печать.
Печать подразделяется на две категории:
1) Официальная пресса.
В эту категорию подпадают «Российская газета»[16], «Аргументы и факты»[17], «Южный Федеральный»[18], «Независимая газета»[19], журналы (Коммерсант-власть, Итоги, Новое Время).
2) Независимая пресса.
Под независимой прессой мы понимаем такую прессу, которая свободна от правительственного, политического или экономического контроля, а также контроля, выражающегося в зависимости от материалов и инфраструктуры, необходимых для выпуска и распространения газет, журналов и периодических изданий.
К этой группе относятся газеты «Дуэль», «Завтра», «Грани» в которых широко освещены факторы, повлиявшие на трансформацию взглядов Б.Н. Ельцина.
IV. Мемуары политических деятелей. В эту группу относятся работы А. Коржакова, В. Костикова, Л. Пихни, Е. Гайдара и других. Работы этой группы чрезвычайно насыщены фактологическим материалом, собственным видением проблемы становления Б.Н. Ельцина, как Президента РФ. Нося субъективный характер, эти работы позволяют рассмотреть факторы, влияющие на характер власти Ельцина.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I Институт президентства РФ
Понятие главы государства
Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.
При подготовке Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не пошло. Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Только на Третьем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.
Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах[20].
С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями.
С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации.
Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово «президент» в буквальном переводе с латинского «Praesidens» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.
По Конституции 1993 г. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80)[21].
В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.
В политико-правовом плане естественность титула главы государства для президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача Президента – олицетворять государство внутри страны и во вне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия, назначения выборов в парламент роспуска его палат, представительства государства в международных отношениях и рядом других.
Если же охарактеризовать президента как высшее должностное лицо, то это создает видимость, будто президент является только первым чиновником государства, и не более того. В странах же с неразвитыми демократическими традициями, к которым, к сожалению, пока относится и Россия, такое определение статуса президента вольно или невольно провоцировало бы конкуренцию руководителей разных ветвей власти. Тем более что термин «высший» не обязательно означает «верховный», «самый высокий» и вполне допускает существование в одном государстве нескольких должностных лиц[22].
Таким образом, видно, что Президент как глава государства наделён большим объемом полномочий, и занимает особое место в системе органов государственной власти, но не входит напрямую непосредственно, ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на шесть лет, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др. [23]
Пост Президента в Российской Федерации был учрежден на основе всенародного референдума в апреле 1991 г. В том же году 12 июня на этот пост на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе был избран Б. Н. Ельцин. Конституция РФ 1993 г. установила, что полномочия первого Президента РФ продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г., в связи с тем, что новая конституция установила срок полномочий Президента 4 года). Однако с 1993 г. положение, полномочия и функции Президента Б. Н. Ельцина регламентировались уже новой Конституцией РФ[24].