Библиотека как социальный институт
Концепции библиотеки: как документно-коммуникационной системы, как информационной системы, как социального института. Миссия и социальные функции библиотеки. Технологические функции библиотеки.
Документно-коммуникативная концепция (начало 21в.)
По этой концепции библиотека представляет собой социальный институт системы документативной коммуникации, в которую наряду с библиотеками входят книжная торговля, библиографические и ифнормационное службы, архивы, музеи. В библиотеках документативная коммуникация осуществляется в системе «книга(документ)-библиотека-читатель(пользователь)». Эта концепция является в настроящее время ведущей и наиболее перспективной, так как она снимает противоречия между просветительской и информационной уонцепциями, поскольку они полностью укладываются в документно-коммуникационную деятельность библиотек.
Информационная концепция библиотеки позволяет уточнить представления о ее социальных функциях. Это, в свою очередь, поможет формированию понимания современной библиотеки как социального института.
Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а так же использовать для этих целей документы других библиотек и учреждений.
Целесообразно рассматривать библиотеку как интегративный социальный институт, осущтсвляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значиных документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей.
Миссия библиотеки – это ее предназначение как социального института.
Социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет как социальный институт по отношению к обществу.
Сущностные социальные функции- функции обусловленные сущностью библиотеки.
· Информационная ф-я
Информирование пользователей об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; деятельность по аспи, предоставлением пользователям концептографической и фактографической информации и др.
· Коммуникационная ф-я
Эту функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, содержащейся в документе, организация устного общения между пользователями и реальным или потенциальным носителем документом
· Кумулятивная ф-я
Библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами.
· Мемориальная ф-я
Сохранение совокупности собранных документов с целью передачи последующим поколениям.
Производные социальные функции – функции, отражающие стремление общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач: ценностно-ориентационные, морально-этические, культурно-экологические ф-и гуманистической направленности.
Технологические ф-и
· Моделирования
Создание модели, в соответствии с кот. Будут формироваться документные ресурсы
· Комплектования
· Учёта
· Аналитико-синтетической обработки
Описание, систематизацию, предметизацию, аннотирование, реферирование
· Хранение
· Доставки
· Обслуживание пользователей
· Управление
ХОРОШИЙ ОТВЕТ: Миссия библиотеки не равняется социальным функциям. Социальные функции и внутренние технологические функции (библиотечная работа) помогают в выполнении социальной роли. Различать понятия «миссия библиотеки» (более вечное и философское) и «социальная роль библиотеки» (в данный период для данного общества) Существует мнение, что библиотека как социальный институт исчезнет. В конце 20 столетия сформировалась концепция, трактующая библиотеку как социальный институт. Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей стабильность связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт. Понятие «библиотека – социальный институт» подразумевает не отдельную библиотеку, а комплекс положений, реализуемых во множестве библиотек. Как социальный институт библиотека удовлетворяет информационные потребности пользователей, способствуя развитию различных видов деятельности. На основе ресурсов библиотеки осуществляется формирование идеологических, религиозных, философских, политических течений. Библиотечные ресурсы оказывают влияние на формирование и развитие различных направлений в культуре и искусстве. Кумулируя информацию обо всех достижениях человечества, библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни. Также библиотека содержит документы, хранящие эталоны ценностей человечества, что обеспечивает поддержку системы ценностей и социальный контроль. Концентрация в библиотеке ресурсов по разным направлениям и видам деятельности дает возможность человеку обращаться к ее услугам на протяжении всей жизни. Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт. Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности. В каждой стране такие основы обусловлены законодательством, национальными традициями и рядом других факторов. Деятельность библиотек современной России базируется на правовых нормах, заложенных в Конституции РФ, Федеральном законе «О библиотечном деле» и раскрытых в рядке подзаконных актов. Сказанное дает основание утверждать, что библиотека располагает всеми атрибутами социального института. Существуют различные точки зрения на то, каким именно социальным институтом является библиотека. Исходя из того, что библиотека включена в разные подсистемы общества и непосредственно связана с обеспечением интересов социальной общности в целом, целесообразно рассматривать ее как интегративный социальный институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей. Ни вид информации, ни внешняя форма документа не рассматриваются в качестве ограничения для включения в фонд библиотеки. Это позволяет библиотеке как социальному институту с древних времен собирать различные по форме и содержанию документы и на их основании удовлетворять информационные потребности, связанные с различными сферами деятельности личности и социума. Таким образом, библиотека позволяет сконцентрировать в одной точке пространства информацию, зафиксированную в различных видах документов, зафиксированную разными авторами в разные периоды времени в разных местах, что намного увеличивает потенциальные возможности человечества по передаче информации не только современникам, но и потомкам. Так как основной причиной возникновения библиотеки и ее существования на протяжении тысячелетий являются потребности человечества в информации, то удовлетворение этих потребностей выступает в качестве смысла, цели деятельности библиотеки как социального института. Обязательным условием существования любого социального института является формирование потребностей более высокого уровня на базе удовлетворенных. Формирование библиотекой у своих пользователей новых информационных потребностей ведет к постоянному их духовному развитию и служит предпосылкой для постоянного увеличения спроса на услуги библиотек, а значит, укрепления ее позиций на рынке информации и досуга. У библиотеки существуют внутренние и внешние функции. Внешние – это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Через внешние функции библиотека реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными. Социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к системе более высокого уровня. Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и продолжают иногда обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия», «цель библиотеки», «задачи». В середине 1970-х гг. Исидор Маркович Фрумин впервые поставил вопрос о дифференциации функций библиотеки на социальные и технологические. Такой подход к дифференциации функций сохраняется и в настоящее время. В 1980 г. Анатолий Николаевич Ванеев поставил вопрос о необходимости формирования учения о социальных функциях библиотеки. Согласно этому учению, социальные функции могут быть дифференцированы на сущностные и проводные, характеризующие два взаимосвязанных аспекта – сущность и изменчивость – библиотеки как социального института. В соответствии с первым аспектом каждый социальный институт обладает внутренней неизменной сущностью, которая позволяет ему выполнять четко определенную роль в обществе независимо от специфических условий места и времени. С учетом сказанного, сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Сущностные социальные функции – это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального института. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения. Они первичны, исходны и необходимы. Изменение сущностных социальных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой общественный институт, поэтому они стабильны, неизменны и ограничены по составу. Существуют три точки зрения на состав сущностных социальных функций библиотек. Согласно первой, в качестве сущностных функций выступают воспитательная, образовательная и производственная. Согласно второй, информационная. Наконец, приверженцы третьей точки зрения выделяют кумулятивную, мемориальную и коммуникативную. Несмотря на широкое распространение взглядов на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-разному. Ю. Н. Столяров является основоположником коммуникационного подхода. Основываясь на том, что «социальное предназначение библиотеки состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации», он пришел к выводу, что «ее сущностная функция – документо-коммуникационная». Другими словами, основная цель деятельности библиотек – удовлетворение информационных потребностей пользователей – реализуется библиотекой посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем – коммуникативная функция. Вместе с тем, чтобы обеспечить доступ к документам необходимо сначала их собрать – кумулятивная функция. Для выполнения своей миссии библиотека должна озаботиться распространением документов во времени – мемориальная функция. Кумулятивная и коммуникационная функция обеспечивают перемещение документов во времени, мемориальная – в пространстве. Второй аспект отражает изменчивость любой социальной системы. Выполнение общественной роли, связанной с изменениями во внешней среде, осуществляется библиотеками посредством производных социальных функций. Производные социальные функции – это функции, отражающие стремление общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач. Изменение текущих общественных потребностей определяет динамичность, многообразие и нестабильность производных функций. Эти их свойства путем преобразований позволяют библиотеке адекватно реагировать на изменение внешней среде. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в их числе специалисты выделяют: функцию содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно-производственной деятельности социокультурной и др. Библиотекой в зависимости от типа и вида, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей. Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами библиотеки. Развитие техники и информационных технологий заставляют вновь задуматься о миссии и функциях библиотек. А. В. Соколов подчеркивает, что приоритетные функции библиотек в глобальной техногенной цивилизации должны быть связаны с гуманистической миссией (морально-этические, мемориальные, культурно-экологические и пр. функции). Помимо внешних (социальных), в библиотеке существуют внутренние (технологические) функции. Они реализуются через организационную структуру библиотеки. Функция моделирования. Функция комплектования. Функция учета. Функция АСПИ. Функция хранения. Функция доставки документных ресурсов (пользователям). Функция обслуживания пользователей. Функция управления. Основной отличительной характеристикой социальных и технологических функций является сфера их распространения. Социальные – это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов. Технологические – это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Значимость правильного определения содержания социальных функций библиотек в информационном обществе поможет установить основное содержание, формы и методы деятельности библиотек, освободить их несвойственных им функций, разграничить их деятельность с другими родственными учреждениями. |