Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.

Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей – индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам.

Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.

Для современного журналиста могут стать обязательными обще- и частно-риторический оптимум и минимум, иначе говоря, программа овладения навыками речевой культуры. Немаловажно и изучение работниками СМИ основ неориторики, расширяющей возможности «горизонтального», диалогического общения.

Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Помимо того современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки.

Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображе0ние – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности.

Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Компонентами творческой индивидуальности являются:

а) знания – общекультурные и профессиональные;

б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход;

в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности.

Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть). Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желаниетворчески проявить себя в этом виде деятельности.

Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:

1) Объективное положение журналиста в творческой среде.

2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.

3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.

Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:

а) индивидуальный стиль деятельности,

б) образ автора.

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать: а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности; б) обусловленность этой системы определяется личными качествами; в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям. Индивидуальный стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности. Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов.

Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции «образ автора» не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения.

Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных признаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности.

Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности. Формирование того или иного типа отношения зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли.

В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны. По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить:

Универсально-активный тип – ему присущи разнообразные интересы и знания. Интеллектуально-активный тип – ярко выражена направленность на теоретическое осмысление описываемых явлений и событий.

Организаторский тип – журналист занимается организационными вопросами журналистки.

Характеризуя творческую индивидуальность журналиста, следует определить его место в предметном поле журналистики: 1) экономика; 2) политика; право; 4) мораль; 5) культура, искусство; 6) вопросы религии; 7) наука; 8) идеология; 9) проблемы воспитания; 10) спорт.

Следует определить тип профессионального мышления: 1) научно-теоретический; 2) научно-исследовательский; 3) художественно-образный; 4) опытно-практический. По типу доминирующей творческой ориентации: 1) литературную, идеолого-публицистическую деятельность; 2) организаторскую деятельность. По характеру и уровню активности профессионального поведения: 1) универсально-активный; 2) интеллектуально-активный; 3) практический; 4) организаторский.

Границы между всеми этими группами носят нечеткий, размытый характер. Проблемы творческой индивидуальности многообразны и многосложны.

Наши рекомендации