Информационный сайт как продукт творческой и производственной деятельности журналиста

Интернет – система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которые предоставляют услуги по обмену информацией. Основной вклад в развитие был сделан научными и военными организациями США в годы холодной войны.

1969 – по закону мин. Обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта; 1972 – демонстрация сети ARPAnet в Вашингтоне; 1980- расширение сети, известной как internet. Тысячи колледжей, исследовательских компаний стали подсоединять свои компьютеры к сети; 1990 – разработка коммерческих служб, предоставляющих межсетевые услуги на скоростях. Фактический уход центрального правительства от управления работой сети. Функции интернета – производство и распространение массовой информации; социальная функция (новые формы коммуникации); информационная (информационные контакты протекают в режиме общей доступности). Российский нац. Домен (ru) появился в 1994. При создании интернет-сайта необходимо выбрать домен, на котором он будет размещаться. Пионеры рунета: Артемий Лебедев, Глеб Павловский, Марат Гельман, Антон Носик и др. Они также создавали сетевые проекты за рубежом. С 1998-1999 гг. – профессинальные сетевые издания gazeta.ru, lenta.ru, strana.ru и др. Нужно выбирать домен, максимально соответствующий услугам. Хостинг – бесплатный, платный, хостинг у провайдера. Веб-дизайн – прерогатива художника. Дизайн должен отталкиваться от идеи, стиль всего сайта должен быть единым (даже в мелочах), не следует перегружать сайт. Структура сайта: Сайт должен быть удобным для потребителя: тематические разделы, графические иллюстрации, схема внутренних связей между документами, внешние гиперссылки. Информационное наполнение сайта – важнейший компонент: не допускаются орфографические ошибки , реже пользоваться личными местоимениями. Информация должна быть объективной. Как правило, наполнение сайта зависит от цели его разработчика. Важно вносить новую инфу, чтобы сайт был интересен.

Классификация медиа-ресурсов: Собственно сетевые издания (только в интернете), Сетевые версии аналоговых СМИ. Сетевые издания: Новостные, Комментарийные, Смешанные. По тематике: Монотематические, Политематические. По принадлежности: Государственные, Медийных групп, Политических групп, Независимые. По содержанию: Авторские, Редацкионные, Смешанные. Типы медийных проектов:Портал - крупные ресурсы: бесплатная почта, хостинг, лента новостей, поисковик. Организаторы новостей: нет собственного контента, аккумулируют тексты и гиперссылки на другие издания. Интернет версии центральных государственных СМИ –почти у всех есть.

Методы и средства организации профессиональной деятельности журналиста (оформление рукописи, функции заголовка, этапы работы журналиста над газетным текстом, дневник, блокнот, архив). Структура редакции СМИ.

Этапы газетного материала:

1. Выбор темы

2. Поиск потенциальных источников информации, предварительный выбор жанрового оформления

3. Сбор информации, работа с источниками: люди, документы, данные соц. Опросов, личные наблюдения.

4. Анализ собранной информации, выбор жанра, план

5. Написание текста

6. Литературное редактирование

7. Подготовка окончательного варианта, сдача в номер.

Заголовок. Основные функции – номинативная, назывная, сигнальная

1. Должен быть эффектным – заинтересовать читателя

2. Должен быть эффективным – говорить, о чем идет речь

3. Оригинальным

4. Не многословным (не более 4 слов)

В деловой прессе заголовок передает суть темы. В общественно-политической должен передавать суть и привлекать внимание аудитории (номинативная и рекламная ф-ции). В желотй прессе он должен привлекать внимание большинства аудитории

Типы заголовков:

1. Простой – одно предложение, законченная мысль

2. Усложненный – формируется из нескольких самосотоятельных логически завершенных частей

3. Заголовочный комплекс – основной заголовок+подзаголовки.

Вводка – блок текста под названием. Предваряет публикацию и объясняет, почему нужно ее прочесть.

Врезка – текст, вынесенный в рамку, несет смысловую нагрузку.

У журналиста должна быть своя база данных, свои информаторы, фиксация инфы (диктофон+блокнот), архив.

Структура редакции:

1. Главный редактор – глобальное планирование, разработка редакционной политики, представление редакции, ведение кадровой политики, руководство всем процессом производства.

2. Шеф-редактор – локальное планирование номера, отвечает за информационное наполнение газеты, руководит зав. Отделами.

3. Зав. Отделом – планирует свои рубрики в каждом номере, руководит работой журналистов

4. Коммерческий отдел: коммерческий директор, рекламный директор, менеджер по распространению, бухгалтер, менеджер по маркетингу, кассир, курьеры. Коммерческий директр отвечает за финансовую политику, разрабатывает прайс-лист, рекламу, коммерческие предложения для инвесторов, следит за концепцией распространения издания

5. Журналисты – штатники, внештатники

6. Секретарь, наборщик, фотограф, художник, корректор, лит. Ред., верствльщик

Наши рекомендации