Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса

Над какими бы материалами ни шла работа, неизбежно оказываемся перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаем для этого соответствующие действия. Творческий процесс предстает как определенная последовательность операций.

Способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы этих задач и технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения.

Способ творческой деятельности– можно сказать формируется в опыте деятельности.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел.

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией.

В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство 2 относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста.

Начальная стадия творческого акта в журналистикепредставляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.Но совершается она, как правило, в очень жестком временном режиме.

Есть достаточно оснований рассматривать начальную стадию журналистского творчества как специфическую разновидность познавательной деятельности.

В журналистике существует несколько вариантов познавательного процесса, и они существенно отличаются друг от друга по объему задач, поскольку призваны обеспечить разную меру постижения действительности – именно ту, которая предполагается назначением данной жанровой разновидности творчества.

Ознакомления с ситуацией- это наиболее простой вариант познавательного процесса, если не считать того обстоятельства, что новость надо найти, а тут – свои сложности.

Совсем другое – творческий акт, направленный на подготовку проблемного материала, призванного выявить неочевидные связи, определить возможные пути решения проблемы. Здесь мы имеем дело уже с серьезным журналистским исследованием.

Итак, с чего начинается творческий акт? В профессиональной среде бытует несколько точек зрения на этот счет. Согласно одной – с задания! Приглашает шеф и озадачивает. Согласно другой – с поиска темы. Согласно третьей точке зрения – с потребности высказаться, знаменитого «Не могу молчать!».

Что касается последней, третьей версии, она абсолютно справедлива, когда речь идет о публицистическом тексте. Потребность высказаться может возникнуть у любого – журналист он, политик или спортсмен, когда непосредственное участие в жизни обогатило его информацией, под воздействием которой по тому или иному поводу у него сформировалась гражданская позиция высокого накала. Импульс к творческому акту приходит изнутри.

Выбор темы – сложная мыслительная работа, которая выступает одной из сторон процесса познания. Окончательно тема определяется чаще всего по завершении познавательной стадии творческого акта.

«Выработка заявки на тему» предполагает решение 3 задач:

1) выявить (уточнить) адрес искомой реальной ситуации – конкретный объект действительности, о котором журналист будет писать («выбор объекта»);

2) определить те масштабные проблемы, в контексте которых может быть значима данная ситуация, и рассмотреть возможные варианты их связи;

3) спланировать и организовать практическое обеспечение хода работы.

Результат этой операции – аргументированная заявка на тему с конкретным адресом и планом действий.

2 операция творческого акта – «сбор предварительных данных»(в современных условиях это обозначение точнее передает ее содержание, чем употреблявшееся раньше название «подготовка к контакту с объектом»). Ее смысл – поднять уровень компетентности журналиста, оснастить его уже осевшими в «информационных кладовых» сведениями о состоянии заинтересовавшей его проблемы, об объектах, выступающих как носители искомой или найденной ситуации. Результат, к которому надо стремиться в ходе второй операции, -четкое представление о предмете дальнейшего исследования, о конкретных исследовательских задачах и план действий.

3 операция творчесткого акта– «определение конкретного предмета изучения».Как правило, эта операция осуществляется в ходе первичного непосредственного контакта с объектом, положение дел на котором решено изучать (отсюда вариант ее обозначения: «первичное непосредственное знакомство с объектом»).

4 операция творческого акта – «направленное изучение предмета».Здесь решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме; делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы. Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме.

5 стадия творческого акта в журналистике – собственно создание текста – тоже отмечена жесткой спецификой условий деятельности.

Стадия создания текста складывается из четырех операций. Они тоже как бы образуют лесенку из четырех ступенек.

1.«окончательное формирование замысла». Предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Замысел – уже мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде и тему его, и идею, и принцип его организации («ход»).

2. «конкретизация замысла»

– Представьте себе, у многих эта операция, действительно, идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Блокнот Анатолия Аграновского, в котором есть план материала, тщательно выписанный его каллиграфическим почерком.

Гораздо чаще в целях конкретизации замысла журналисты используют составление кратких тезисов или «выписывают» отдельные куски материала: начало, кульминационный абзац, завершающий абзац. Впрочем, случается, что журналисты обходятся без объективации продукта этой операции и в условиях развернутого творческого процесса. Идет мысленное выстраивание текста. Конкретизация замысла и предполагает выявление композиции материала.

3. Операция «реализация замысла». Тут формируется структура текста – конкретный состав «фактов», «образов» и «нормативов», комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, определяются их монтажные связи, уточняется композиция. Облечь текст в слова для журналиста – значит решить все эти задачи.

4. «авторское редактирование текста»

В данном же случае имеется в виду осознанная заключительная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Если журналист не выполнит ее своевременно (или не справится с ней), в судьбе произведения могут возникнуть нежелательные перипетии: в условиях коллективной ответственности за газету или программу на каком-то этапе материал могут вернуть на доработку, выправить в отделе или секретариате, а то и отклонить от публикации. Ведь расхождения случаются не только с авторским замыслом, но и с принятыми в редакции критериями качества.

**** По идее журналистский текст – посредник в системе Д-Ж-Т-А:

Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса - student2.ru Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса - student2.ru Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса - student2.ru Действительность журналист текст аудитория.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Нотекст в системе Д-Ж-Т-А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В этом и есть прикол адекватности текста.

Непременной чертой текстов в журналистике должна быть их семанти­ческая, синтаксическая и прагматическая адекватность(лат. ade-quatos «соответствующий») - правильность отображения действитель­ности, точность организации, ценность для аудитории.

Семантика (греч. semantikos «значимый, обозна­чающий») текста - это характеристика его отношений с действительно­стью (что и как отображено).

Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») - характеристика внутренней структуры текста (как организован текст).

Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Следование этим требованиям позволяет достичь такой хреновины как информированности аудитории.

Информи­рованность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, профессио­нальный, возрастной и т.д. - располагает всей «необходимой и доста­точной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в дей­ствительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора. Вот так то!

Наши рекомендации