ВОПРОС 1: Политика как общественное явление
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА.
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Политика как общественное явление.
Зарождение и развитие политической мысли.
Российская политическая традиция.
Введение.
Термин "политология" образуется из сочетания двух греческих слов (что означало политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти), и (знание). Поэтому политологию можно определить как учение и науку о политике. Однако, подобное определение ставит следующий вопрос "Что такое политика?". Термин "политика" относится к сущностно оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячелетий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления.
ВОПРОС 1: Политика как общественное явление
Происхождение политики. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 годаДж. Мэдисон (1751 " 1836), - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.
Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов массово-продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.
Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей определялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от "целого" (рода, племени). Сами эти общества еще не вычленились из природы, существовали, приспосабливаясь и используя ее возможности (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, укоренившимися традициями, обычаями и верованиями.
Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство "целого" над индивидуальным ослабевало по мере перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в 4 тысячелетии до н. э., по мнению американских социологовГ. иДж. Ленски,сложились политические структуры, отражавшие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включали от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).
Политика как общественное явление самостоятельной сферой стала в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (создание металлического плута), использование животных в качестве тягловой силы и т. д. позволили производить продуктов больше, чем их требовалось для удовлетворения повседневных потребностей. Появился прибавочный продукт, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Активные вложения собственности в производство способствовали развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Частная собственность обусловила появление принципиально важного момента в развитии социальной жизни - обособления отдельного человека, обретения им качеств автономной личности, не зависимой от власти "целого" (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену "естественному обществу".
С тех пор поведение автономной личности уже не определяется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимодействия вышли за границы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление автономной личности с необходимостью потребовало формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов. Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении.
С точки зрения политологии политика - это деятельность и отношения социальных субъектов по поводу власти над различными объектами общества и над самим обществом как целостным социальным организмом.
Содержание мира политики: (место и роль в жизни современных обществ)
1. Наука в той мере, в которой политика слита со знаниями, идеями и опирается на них.
2. Установки, интересы, цели различных соц. групп и политических институтов.
3. Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.
4. Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления)
5. Деятельность по управлению.
6. Регулирование и согласование интересов различных групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешения конфликтов.
7. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти.
8. Объекты и субъекты политического взаимодействия (личность, группа, класс, масса, государство).
Структура политики и ее функции. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика - это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т. д.). Кроме того, в качестве субъектов политики могут выступать социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельная личность (политический лидер, просто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями).
СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТЫ
ВЛАСТЬ ПОЛИТИКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ СОЗНАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ОТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРА
Элементы политики:
1. Политическая власть как возможность и способность навязывать свою волю.
2. Политические организации: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, общества, группы.
3. Политические отношения или формы взаимосвязи субъектов политики: отношения согласия, партнерства, конфликты, господства и подчинения.
4. Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
5. Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия.
6. Субъекты политики: индивиды, соц. группы, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Взаимоотношения субъектов: Субъекты политики вступают в политические отношения т. е. отношения, распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психологию. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться на основе следования системе представлений - политической идеологии.
Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. управлять и регулировать социальные процессы. Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, общественно-политические организации и движения, группы давления и т. д., которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ и т. д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы.
Политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т. д. политику. По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений являются вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного и т. д. сотрудничества, то речь идет о международной политике. Все это - разновидности политики.
Функции политики.Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
Зрелое гражданское общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере реализуются конкретные потребности с помощью органически присущих данной сфере методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а, по сути, подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов (принуждения, мифов, единомыслия) имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие или, наоборот, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗА-
ЦЕЛОСТНОСТИ И СТАБИЛЬ- ЦИИ И ЭФФЕКТИВ-
НОСТИ ОБЩЕСТВА НОСТИ ОБЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУМАНИТАРНАЯ ФУНКЦИИ ФУНКЦИЯ РАЦИ-
ФУНКЦИЯ ПОЛИТИКИ ОНАЛИЗИЦИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛИТИ-
РЕГУЛЯТИВНАЯ ЧЕСКОЙ СОЦИАЛИ-
ФУНКЦИЯ ЗАЦИИ
В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.
1. Функции обеспечения целостности и стабильности общества.Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность асоциальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6. Гуманитарная функция.Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности. Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.
Специфика, взаимосвязь с отраслями знаний и сферами деятельности:
Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.
Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу "за организацию человеческих возможностей". Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социальных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и структурах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.
При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится политической, но в таком случае собственно политическая сфера растворяется.
Другой подход в определении границ мира политики ограничивает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судебное производство не имеет исключительно политического характера.
Практика развитых демократических стран показала, что общезначимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того, чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граждане создают партии, движения, группы давления. Вместе с государством эти политические силы составляют сферу политики. Повседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере - гражданском обществе, В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела гражданского общества не допускается, в других, скажем, в странах социал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования используются для решения вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.
ВОПРОС 2 .Зарождение и развитие политической мысли.
Российская политическая традиция
Историяформирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.
Древнейшие политические учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока, где возник самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Наиболее развернутые политические концепции сложились в Древней Индии и Древнем Китае. Брахманизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. и был направлен на обоснование кастового строя и привилегий знати; государство понималось им как продолжение карающей силы богов; основная его функция виделась в обеспечении стабильности существующих порядков. Идея наказания выступала как фундамент политических воззрений, а главным методом осуществления власти считалось принуждение.
Одним из самых влиятельных течений общественной мысли Древнего Китая было конфуцианство, основанное Кун Фуцзы (551—479 гг. до н. э.). Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено, но выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. В конфуцианстве содержится также одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства (император — отец, подданные — дети) и меритократическую форму правления (у власти должны стоять самые достойные).
Именно начала научного знания о политике в Европе были заложены в Древней Греции Платоном (424—347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.).
Социально-политические учения Древней Греции в ходе своего исторического развития обособились от религии и стали относительно самостоятельной частью философии, сохранив при этом во многих своих чертах связь с морально-этическими представлениями.
Теорию идеального государственного устройства развивает в диалоге «Государство» Платон. Он подробно обосновывает положение о том, что для общих потребностей необходимо разделение труда между гражданами государства. Идеальное государство Платона — это справедливое правление лучших, правление философов, руководствующихся справедливыми законами. Платон считал, что в государстве возможны три основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления государством, по Платону, — аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Демократия — власть бедных, где господствует неограниченная свобода, равнозначная полной неурядице, стихии наглости и анархии.
Дальнейшая разработка политических идей античности связана с именем Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Аристотель рассматривал государство как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения. В своей работе «Политика» он определяет функции государства и считает его не просто средством обеспечения безопасности граждан и регуляции общественной жизни с помощью законов, но и достижения счастливой жизни. Так же Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии. В частности, о социальной основе демократии, выборности правителей и избирательном праве, о необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и другие.
Мировоззрение Средних веков было в своей основе теологическим (все науки выступали как разделы богословия), а притязания католической церкви на решающее участие в политике основывалось теократическими теориями, суть которых сводилась к тому, что государство должно занимать подчиненное по отношению к церкви положение. Так, Августин (354-439 гг.), христианский, теолог, один из «отцов церкви», считал, что только церковь является истинным государством, и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Согласно его учению, изложенному в работе «О граде божьем», бог наделил человека свободной волей, то есть способностью жить или по своему, или по божьему. Выбор способа жизни зависит от веры и любви как источник истины и спасения. Отсюда противоречие града божьего и града человеческого: «Итак, два града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесной — любовью к Богу вплоть до забвения себя».
Средневековый итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский (1225—1274 гг.) считал власть божественным установлением. Рассматривая те же формулы власти, что и Аристотель, он отдавал предпочтение монархии. Власть по Аквинскому есть неизменное добро, всегда нечто хорошее, благое. Однако властью может овладеть и зло. Насколько действия правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление.
Намеченное в древности политическое знание было обогащено и развито виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527), который определил политическую науку как науку о государстве. Главное исследование Макиавелли — государственная власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Он являлся сторонником республиканской формы правления, считая, что республика — лучшая форма правления, так как она делает каждого ответственным за судьбу правления. Но республиканская форма правления не всегда возможна, нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. Макиавелли обосновал необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. В политической борьбе Макиавелли считал допустимым пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Он подходит к политике как к опытной науке, считая, что в основе политического поведения лежит выгода и сила.
Для эпохи Возрожденияхарактерны идеи основоположников раннего утопического социализма Т. Мора и Т. Компанеллы.