Разновидности республиканской формы правления.
Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупризидентской (или полупризидентской, полупарламентской) республикой.[9]
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки – президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, а страной управляет президент через подчиненных ему министров. Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа – правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат от народа и не зависит от парламента (кроме случаев импичмента).
Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению. Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого рода голосования не проводятся. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента. Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его использует, особенно, когда имеют место условия «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.
В настоящее время президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, в некоторых странах учреждается должность премьер-министра, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министрам, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем несвойственно для президентской республики, а в некоторых странах – и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и, в конечном счете, вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Президент сам меняет правительство, если он имеет такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента.
Наряду с определенным смягчением принципа президентциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. В прошлом к таким президентско-монократическим республикам можно отнести Гвинею, Заир, Уганда и др., где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (или и.о. президента, или временным президентом). Это – милитарно-президентская республика. Это временная форма, но в некоторых странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.)
В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-призидентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства.
В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения (иногда – вплоть до интимных сторон жизни, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1998 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях президента Клинтона), с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей[10].
Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская, хотя в последние годы эта форма появилась и в некоторых странах Африки. В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентские республики, где президент избирается гражданами (Болгария)[11]. Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. В парламентской республике эта схема аналогична парламентской монархии, но место главы государства занимает президент. Формально правительство в парламентской республике назначает президент: подобно монарху в парламентской монархии он издает указ. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. В отличие от президентской республики, где президент сам подбирает себе министров, президент парламентской республики главой правительства вынужден назначить человека, который вызывает доверие у парламента (чаще всего лидера партии большинства или коалиции партий), а затем, по его предложению - министров. Иначе правительство не получит вотума доверия парламента, что особенно важно в таком типе республики, и правительство не будет сформировано. Лишь в исключительных случаях (например, при утрате правительственной партией большинства в парламенте, например, при массовом переходе членов партии в другую партию, что маловероятно, но возможно), президент может сам назначить премьер-министра, и по его рекомендации утвердить министров.
В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом (обычно перед его нижней палатой), но не перед президентом. В случае выражения вотума недоверия, правительство вынуждено подать в отставку. В таком случае президент может не принять отставку, а распустить парламент (нижнюю палату) с назначением даты новых выборов. Фактически это происходит в соответствии с желанием правительства. Президент также может по рекомендации правительства распустить нижнюю палату парламента (без предварительного предъявления вотума недоверия правительству), и этот совет, а в действительности – указание, президент обязан выполнить. Правительство часто пользуется таким приемом, если чувствует, что досрочные выборы, укрепят его позицию в парламенте (количество мандатов его партии в нижней палате). Такие случаи характерны не только для парламентской республики, но и для полупрезидентской, и для парламентской монархии. Но здесь главное не ошибиться в прогнозах, так как бывали случаи, когда ожидания не оправдывались. Так бывало в Великобритании, во Франции, в некоторых других странах.
Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентской республике так же, как и в парламентской монархии и президентской республике. Аналогично могут решаться вопросы прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента в этих контактах, в парламентской республике и монархии выражена меньше, а приоритет принадлежит в данном случае премьер-министру.
Парламентская республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идеи «рационализированного парламентаризма». Для этого все чаще применяется «конструктивный вотум недоверия», когда недоверие главе правительство может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства. Кроме того, вотум недоверия не может быть выражен отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает, а только назначает (избирает) главу правительства, который в свою очередь формирует правительство. Такой порядок отношений президента, парламента, правительства, главы правительства существенно отличает традиционную парламентскую республику от рационализированной парламентской республики.
С целью преодоления недостатков парламентской и президентской форм и соединения их плюсов в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республики.
Впервые полупрезидентская, полупарламентская республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но учитывал длительные традиции парламентаризма в стране.[12] Название "полупрезидентская" не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентской республики, но эта власть все же слабее, чем в президентской республике. Она соединяет определенные достоинства и стремится устранить недостатки обеих форм.
Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует достаточно жесткое разделение властей, но оно все же смягчено: президент по конституции не является главой исполнительской власти, он только глава государства, исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом, и ограниченную – перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления:
1. Президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого – между президентом и избирателями, в связи с чем, например, де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута его реформа верхней палаты парламента – Сената. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.
2. Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России – Государственной Думы).
3. Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.
Наряду с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.[13]
Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран такое согласие обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентской форм правления полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них - особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской.
3.3. Формы правления и стабильность в государстве.
Каждая из рассмотренных форм имеет свои плюсы и минусы. Полуабсолютно-теократическая форма обеспечивает очень высокую стабильность государственного управления, которая поддерживается прежде всего религией. Смена правителя, даже если она осуществляется путем переворота (сын или брат свергают правителя), не влечет за собой дестабилизации в обществе, просто место одного монарха занимает другой. Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына-преемника (это имеет место и в других формах монархии на Востоке), он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность правительства (министров) обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не формирует его (это делает президент), а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы (вотум недоверия, например) отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через него – общественного мнения. В парламентских республике и монархии партийная принадлежность министров, состав правительства более полно и точно отражает изменения общественного мнения, его колебания, прежде всего через парламент. Однако здесь есть существенный недостаток – нестабильность правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает крайне редко) может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В настоящее время все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республике, чтобы преодолеть недостатки данных форм правления в отдельности.
3.4. Форма правления в Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. всенародным голосованием, установлена республиканская форма правления (ст. 1). Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления.
Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд, это должно быть лицо не моложе 35 лет, и постоянно проживающее на территории России не менее 10 лет.[14] Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти[15]. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат – Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994 г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993 г., прошли выборы в Государственную Думу[16]. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ и т.д.), а также решение о доверии правительству. Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ (ФКЗ «О правительстве Российской Федерации», ст. 6) с согласия Государственной Думы, после чего предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, т.е. формирует правительство. Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке определенном регламентом палат»)[17]. Но в силу того, что Правительство не несет по Конституции прямой ответственности перед парламентом, все те «выпады», на которые отваживалась Государственная Дума, повисали в воздухе. Законодательная власть имеет правом импичмента по отношению к Президенту.
На практике Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами таких сфер деятельности, для осуществления которых требуется принятие закона), и за счет Правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство президента так называемые силовыми ведомствами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию Президента, которая по существу поставлена над Правительством[18]. Огромная роль этого органа в России гораздо существенней роли подобных органов в других странах – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и т.д. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов, посулов благ и прекращения материального обеспечения парламента и парламентариев). Наглядным примером здесь может служить постоянная смена правительства в 1998 г., когда президент Б.Н.Ельцин сместил премьер-министра В.С.Черномырдина, который был назначен на данную должность в соответствии с Конституцией, реформировал структуру Правительства и изменил его состав. Спустя несколько месяцев уволил новое правительство во главе с премьер-министром С.В.Кириенко, которого ему стоило таких усилий утвердить в парламенте. Тогда Б.Ельциным был использован нажим на государственную Думу, были и угрозы роспуска, и обещания всяческих благ материального характера. После отклонения данной кандидатуры дважды, на третий раз премьер-министр был утвержден. В данном случае мы видим, как президент манипулирует парламентом: наглядно видно противопоставление президента парламенту. Роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточением исполнительной власти: ее главой на деле является Президент, хотя это и не предусмотрено конституцией. Радикальные изменения формы правления (например, замена республики монархией) всегда сопровождаются принятием новой конституции. Менее значительные перемены, т.е. изменения в рамках одной и той же формы правления (например, замена президентской республики парламентской), обычно закрепляется посредством внесения поправок в текст действующей конституции. Формы правления могут также измениться без изменения конституционных норм, как мы наблюдали в конце 1998 г., когда было сформировано новое Правительство, которое поддерживал парламент, а, следовательно, укрепление позиций последнего.
В России власть президента как бы ставится над ветвями власти. Президент начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и к обществу в целом.[19] Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни, а также активно участвует в нормотворчестве, обладая правом издавать акты с силой закона.
Есть мнение, что для такой многонациональной страны как Россия полупрезидентская форма правления мало подходит, так как у представителей малых народов нет равных возможностей стать президентом.[20] Но это уже частное мнение, с которым я не совсем согласна.
Особенности свойственны практически каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может слепо копировать модель других стран. Но российская форма правления наиболее точно подходит под полупрезидентскую республику французского типа, естественно со своими особенностями.
Заключение.
Центральным институтом политической системы является государство. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. Строение государство традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало, чем отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (В США с одобрения Сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть вынесен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.
Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в суперпрезидентскую республику. В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где даже объявляется пожизненным главой государства.
Третьей основной разновидностью республики является смешанная или полупрезидентская (полупрезидентская, полупарламентская) республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило кажется, что республики представляют собой более прогрессивную форму правления, чем монархии. Но в тоже время и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований и служить экономическому благосостоянию страны. В свою очередь республиканская форма правления может послужить толчком к образованию фактически монархических династий (когда власть принадлежит одному человеку пожизненно и даже может передаваться по наследству).
Не может быть одной модели формы правления для всех государств. Форма правления зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного государства.
Список используемой литературы:
1. О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51. – Ст. 5712.
2. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)»:Указ Президента РФ//Российская газета. – 1997. – 10 апреля.
3. О формировании Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 3.06.2000 г. № 1013//Российская газета. – 2000. – 6 июня.
4. Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти?//Государство и право. – 1992. - № 8.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид.вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.
7. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: Дело, 1998.
8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М. 1998.
9. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993.
10. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юр.лит.,1994.
11. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
12. Парламенсткое право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.:Юристъ, 1999.
13. Политология: Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.
[1] Политология: Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.
[2] Чиркин В.Е. Государствоведение:Учебник. – М.:Юристъ, 1999.
[3] Политология:Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика – М.:Юристъ, 1999.
[4] Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира.Справочник. – М.:Юридическая литература, 1993.
[5] Парламентское право России: Учебное пособие/Под ред.И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.: Юристъ, 1999.
[6] Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира.Справочник. –М.:Юридическая литература, 1993.
[7] Чиркин В.Е.Государствоведение:Учебник. – М.:Юристъ, 1999.
[8] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юр.лит., 1994.
[9] Мальцев В.А. Основы политологии:Учебник для вузов. – М, Дело, 1998.
[10] Сахаров Н.А.Институт президентства в современном мире. – М.:Юридическая литература, 1994.
[11] Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.
[12] Пугачев В.П., Соловьев А.И.Введение в политологию – М., 1998.
[13] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.:Юр.лит., 1994.
[14] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
[15] О первоочередных мерах реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики РВ)»:Указ Президента РФ//Российская газета. – 1997. – 10 апреля.
[16] Парламентское право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.:Юристъ, 1999.
[17] О правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 1. – Ст. 5712.
[18] О формировании Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3.06.2000 г. № 1013 //Российская газета. – 2000. – 6 июня.
[19] Чиркин В.Е.Президентская власть//государство и право. – 1997. - № 5
[20] Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти?//Государство и право. – 1992. - № 8.