Формирование конституционных основ гражданского общества в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Для современной России характерно изменение социальной и политической обстановки: в настоящий момент происходит создание и интенсивное формирование «горизонтальной негосударственной власти». Параллельно происходит и принятие новых нормативных правовых актов для Российской Федерации, которые так или иначе затрагивают вопросы создания, деятельности и ликвидации институтов некоммерческого сектора. Принятие нормативных правовых актов в данной области стало существенным шагом на пути построения гражданского общества.

Процесс искусственного ускорения естественного темпа всей культурной модернизации – это, в первую очередь, опасность, которая стоит на путиименно базисных, фундаментальных изменений общества. Именно поэтому формирующаяся культура активной гражданственности еще на протяжении достаточно длительного промежутка времени будет существовать параллельно традиционным стандартам политической деятельности, а в некоторых случаях весьма интересно и переплетаться с ними.

Учитывая реалии современной политической культуры в России, можно с уверенностью сказать о том, что основной глобальной проблемой является в первую очередь вызревание социальных групп, посредством которых можно обеспечить должный порядок и процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации. В качестве таких групп весьма часто анализируется сложившаяся политическая элита, а также находящийся на стадии формирования «средний класс». Соответственно, можно говорить о том, что степень участия граждан, их активность в политической и общественной жизни находятся до сих пор на весьма низком уровне.[19]

Сложность становления гражданского общества напрямую связана и с существованием в России на протяжении длительного времени тоталитаризма, где просто отсутствовала социальная ответственность. Соответственно, в целях эффективного становления гражданского общества необходимо кардинально пересмотреть различные связи, а также структуры, отношения, которые соединяли людей при ранее существовавшей социальной системе.

Необходимо говорить и о таких проблемах, как наличие устоявшихся стереотипов массового политического сознания, конкретной системы ценностей, которые были сформированы в период процветания в России авторитаризма и тоталитаризма; имеющиеся противоречия между тем, что существует большая необходимость для формирования гражданского общества и сохранением стабильности в процессе функционирования Российского государства; отсутствие должного уровня как социальной, так и экономической базы, необходимой для интенсивного процесса формирования и развития гражданского общества; серьезные корректировки оформления института частной собственности со стороны законодателя; наличие криминализации сектора экономики, развитие «теневой экономики»; криминализация, в определенной степени характерная и для органов государственной власти, что является недопустимым фактором на пути формирования гражданского общества в стране; отсутствие сосредоточенности российского бизнеса по образу и подобию западного предпринимательства на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причем последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью; неадекватное восприятие обществом социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране; низкий уровень рефлексии общества;тенденция некоторой части общества к распространению неконструктивных форм активности, а также самовыражения; учащающиеся случаи терроризма; наличие апатии населения страны; отсутствие должного уровня правовой культуры у большой части населения страны; недостаток мероприятий, направленных на поднятие уровня правовой культуры населения России.

Таким образом, мы видим, что в России гражданское общество встречает сильнейшее противодействие с разных сторон повседневной жизни общества. Тем ни менее, законодатель всё же не останавливается на выбранном пути и поэтапно, путём внесения определённых положений в Конституцию Российской Федерации и в иные правовые акты, продолжает искусственное создание гражданского общества в России.

Усматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на следующие:

- Статья 8 закрепляет нормы, регулирующие основы экономической системы. Так, Конституция РФ устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

- На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти — участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим — и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о самостоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципальной) службе, о независимости судей и т.д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, при­нимаемых на всех уровнях управления решений.

- Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа.

- Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.[20]

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рам­ках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).[21]

Наши рекомендации