Политика государства в сфере конфессиональных и национальных отношений в Республике Беларусь

1. Политика и религия: диалектика взаимодействия.

2. Конфессиональная политика Республики Беларусь.

3. Этнополитические процессы в современном мире.

4. национальная политика Республики Беларусь.

1. На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку политика и религия являются одним из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.

В основе взаимоотношений политики и религии, как в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие – противоречие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации совпадают. А иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные ценности. Так вот согласие, противоречие или индифферентность, проявляемые в отношении отдельных вопросов и определяет специфику взаимоотношения и взаимодействия этих сфер. Следует отметить, что сам характер взаимодействия различных сфер общественной жизни может носить двоякий характер. Первый аспект заключается в проявлении причинно – следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие – либо события, произошедшие в одной сфере становятся причиной других событий в другой сфере. Так, например, научно-технический прогресс в свое время обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом. Второй аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических функций одной сферы другой, когда она, по каким – либо причинам не может их выполнять. Так, например, в советском обществе марксистская идеология значительно потеснила религию и взяла на себя функцию формирования общественного сознания.

Все религии тесно связывают понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.

Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь – государство» и «религия – политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта выражается, в частности, в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает.

Анализ исторического развития позволяет выделить четыре типа взаимодействия:

1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.

2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной.

3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви – одно лицо (например, Папа Римский а Ватикане).

4. Отделение государства от церкви,крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР. Вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть принятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества. Ситуация, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к неизбежной борьбе светской и церковной власти за верховную роль. Именно такая борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой национальной государственной политики над всеевропейским католическим владычеством. Если уж рассматривать христианский подход к отношениям церкви и государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управлением гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказывается на самой церкви.

Политика – сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. С определением религии дело обстоит сложнее.

Религия – специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала – Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни. Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них, религия вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику.

В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.

Так как и религиозная, и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо преуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой.

Отсюда логически напрашивается вывод об отделении церкви от государства, но отделении не абсолютном, а о таком способе взаимоотношений церкви и государства, когда государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций. Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает действовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством.

Важно подробнее разобраться в том, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Следует отметить, что проявление подобного влияния носят как самостоятельный, непосредственный, так и рефлексивный характер, являющийся своего рода реакцией на какие – то проявления влияния религии на политику. К таким рефлексивным проявлениям следует отнести, к примеру, проявление постсредневековых секуляристических тенденций во внутренней политике многих стран Европы, как реакцию на католическую экспансию Рима. В качестве примера непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. В истории России это было, скажем, крещение Руси князем Владимиром, или попытки искоренения религии в советское время.

Влияние политики на религию может проявляться так же в некоторых политических действиях или распространении некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. Как вариант политического злоупотребления религий можно считать действия иранских религиозных деятелей, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявших их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить. Что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей. В том числе и международных.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно – политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики. А должна укреплять духовные основы общества. Религиозная интерпретация позволяет им выполнять такие социальные функции как: классовую, нравственно – воспитательную, организационно – политическую и интеллектуально – познавательную.

Классовая функция религии: играет двоякую роль. Религия может санкционировать общественную эксплуатацию и в то же время возглавлять борьбу угнетенных масс за свое освобождение. К примеру, средневековые плебейские движения за освобождение протекали под религиозными лозунгами. Похожие процессы наблюдаются теперь, когда ислам играет огромную роль в формировании общественного сознания стран арабского мира.

Функция нравственно-воспитательная. Вера постоянно присутствует в сознании людей. Она является частью их культурного достояния. Безосновательно утверждение, что нравственность является религиозным атрибутом, что вне религии не может существовать светская этическая система, исходящая из различных, отличных от религии аксиологических положений. Вместе с тем надо отметить, что система нравственных норм основанных на религиозных мотивациях, является общественной силой и заимствуется светским государством.

Функция организационно-политическая. Религия культивирует часто политические действия, формирует идеологические и политические доктрины. Примером могут служить энциклики папской католической церкви, касающиеся общественных проблем.

Функция интеллектуально-познавательная. Религия, помимо всего, является мировоззрением. Она наследует жизнь человека в окружающей действительности.

Взаимодействие, взаимосвязь политики и религии предполагает разработку политического курса определения содержания конфессиональной политики. Точкой отсчета предтечи самостоятельной политики в религиозной сфере можно считать стратегию перестройки и гласности. Обозначенный политический курс по истечению длительного периода не получил завершения.

2. Для современного белорусского государства остается актуальной задача выстроить такую модель взаимоотношений с религиозными организациями, которая отвечала бы национальным традициям и менталитету народа, учитывала бы опыт прошлых лет, а также непростую ситуацию в религиозной сфере современного общества. Кроме того, становление конфессиональной политики в современной Беларуси, которая базируется на принципах свободы совести и вероисповеданий, отделения религиозных организаций от государства, равноправия конфессий, происходящих в обществе, которое все еще переживает болезненный процесс обновления, что несомненно приблизит белорусское законодательство о свободе совести к общепризнанным международным образцам.

Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменение самого статуса религии и ее институтов, верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научной, сориентированной на перспективу комплексной конфессиональной политики в Республики Беларусь, которая в контексте всей жизнедеятельности государства и общества определяла бы ее приоритетные направления.

В республике идет процесс формирования законодательства о свободе совести, под которым понимается система нормативных правовых актов, прямо или косвенно воздействующих на динамику религиозной сферы. Законодательство о свободе совести характеризуется следующими особенностями: во-первых, большим количеством нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям, что обуславливает необходимость их упорядочения; во-вторых, опосредованным влиянием на религиозные процессы.

С принятием Конституции Республики Беларусь и учетом правоприменительной практики стали очевидными такие проблемы, как необходимость внесения изменений и дополнений в Закон Республике Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», пересмотр нормативных правовых актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных и нечетких формулировок, принятие правовых норм, соответствующих конституционным принципам светского государства, и строгое соблюдение их, утверждение правового равенства религий, верующих и неверующих граждан перед законом.

В процессе совершенствования конституционно-правовой базы свободы вероисповеданий, деятельности религиозных организаций было бы целесообразно разграничить следующие три объекта правового регулирования: во-первых, собственно верующие; во-вторых, верующие как члены конкретной религиозной общины, в-третьих, религиозная организация как институт, субъект публично-правовых отношений.

Политические и правовые решения опосредовали наличие двух этапов конфессиональной политики.

Либерально-демократическая модель государственно-конфессиональных отношений, принятая Республикой Беларусь в 1992 году, утвердив приоритет прав и свобод личности в государственной политике, имела и негативные последствия. Сведение к минимуму полномочий государства в сфере регулирования его отношений с религиозными организациями, во-первых, привело к напряженности в обществе, вызванной развернувшейся бесконтрольной деятельностью новых религиозных движений; во-вторых, активизация самих религиозных структур возродила интерес к религиозному фактору со стороны политических партий и общественных движений. Отсутствие единой государственной политики в данной сфере и надлежащего механизма контроля за реализацией прав граждан на свободу совести вызвало определенные перекосы в области государственно-конфессиональных отношений.

Вполне понятно, что в урегулировании межконфессиональных недоразумений и распрей не обойтись без участия государства. К такой мысли все больше склоняются влиятельные церковные иерархи. В этом их поддерживает определенная часть населения: около 30% опрошенных (по данным Института социологии НАН Беларуси) считают, что разрешение межконфессиональных недоразумений является делом государственных властных структур. В этих условиях государство обязано взять на себя посреднические функции, однако его роль должна быть четко определена. Защищая национальные интересы, государство и его органы должны сделать все необходимое, чтобы не допустить религиозной вражды в белорусском обществе, не нарушая при этом принципа отделенности религиозных организаций от государства, не вмешиваясь в их внутренние дела.

Принятие в 1995 году Закона Республики Беларусь « О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» свидетельствует о том, что к середине 90-х годов наметились отход от праволиберальной модели государственного управления в сфере религиозных отношений и поиск новых форм взаимосвязей, соответствующих традициям отечественной истории и культуры.

Начало формирования новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятой в 1996 году на всенародном референдуме Конституцией Республики Беларусь. Она подтвердила в качестве правовой основы вероисповедной политики государства такие цивилизованные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. Постепенно уходили в прошлое иллюзии относительно безучастности государства к проблемам, возникающим в религиозной сфере общества, государственные органы вновь вернулись к практике регулирования и контроля за состоянием религиозной ситуации в стране. В этих условиях обязанности установления и поддержания связей с религиозными организациями, оказания им правовой и иной помощи, а также экспертно-консультативные функции для местных администраций по проблемам государственно-конфессиональных отношений возлагались на образуемые сектора, отделы, советы по делам религий.

Специальной компетенцией в области свободы совести наделен созданный Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь (1997г.). Задачами госкомитета являются подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства, информационно-аналитическое обеспечение деятельности правительства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. В соответствии с этими задачами Госкомитет вырабатывает рекомендации, готовит проекты решений правительства по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты законов Республики Беларусь для внесения их в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; дает заключения п проектам правительственных решений о проблемах взаимоотношений государства и религиозных организаций; выполняет координационно-методические функции в отношении органов исполнительной власти.

Далеко не все функционеры нейтральны по отношению к религии: у многих из них есть свои религиозные симпатии и антипатии, пристрастия. Есть и обратная связь – почти все религиозные организации стремятся оказать как можно более сильное влияние на людей, имеющих доступ к власти. Это касается и традиционных, и маргинальных религиозных групп («тоталитарный сект»).

Сегодня в органах власти происходит своеобразная борьба за религиозное влияние. В этой борьбе уже сложились две партии представителей, которые условно можно назвать либералами и традиционалистами. Либералы ратуют за предельно широкое распространение понятия религиозной свободы и обвиняют традиционалистов в попытке установления теократии, а традиционалисты выступают за ограничение деятельности маргинальных религиозных групп («тоталитарный сект») и обвиняют либералов в пособничестве «сектантам».

Для нынешнего этапа формирования новой модели государственной конфессиональной политики Беларуси характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать, что в отношениях между государством и религиозными организациями именно оно является ведущей силой, обеспечивающей реализацию интересов вех граждан верующих и неверующих. Наконец государство обязано создать правовое поле для нормальной жизнедеятельности объединений граждан, возникающих по мировоззренческим убеждениям.

В своей деятельности Госкомитет по делам религий и национальностей опирается на действующий при нем консультативный совет, в состав которого входят представители зарегистрированных религиозных организаций, юристы, специалисты в области религиоведения и др.

Все государственные органы в вопросах свободы совести имеют общую компетенцию и реализуют ее в процессе осуществления своих основных задач. То, что Государственный комитет по делам религий и национальностей находится в системе органов исполнительной власти, позволит ему гибко и оперативно разрешать вопросы практической реализации религиозной политики.

Принятый в 2002г. закон окончательно определил приоритеты конфессиональной политики, полномочия государственных органов.

Несомненно, в обозримом будущем актуальность проводимой в стране конфессиональной политики сохранится. Одной из актуальных проблем для руководства Беларуси остается соблюдение баланса межконфессиональных отношений и разнородных политических сил во имя сохранения внутренней стабильности и обеспечения устойчивого экономического роста. Только такой подход гарантирует приоритет гражданских прав личности в сложном комплексе государственно-конфессиональных отношений, а также в деятельности религиозных организаций.

Мировой опыт свидетельствует, что одного законотворчества и государственных мер, направленных на осуществление права свободы совести и вероисповеданий, на обновление массового правосознания в духе веротерпимости и мировоззренческого плюрализма, недостаточно для реализации таких целей. Они должны получить дополнительные импульсы. Их главными предпосылками являются уровень зрелости рыночной экономики, гражданского общества, правовой государственности, вычленение в качестве магистрального потока обеспечивающей социальные права и обязанности человека и гражданина.

3. В современном мире насчитывается свыше двух тысяч наций и этнических образований и около двухсот государств. Лишь единицы государств – моноэтничные, подавляющее же большинство из них – полиэтничные, для которых проблемы этнонациональных отношений, национальной политики стоят в числе наиболее важных.

Прежде всего рассмотрим основные понятия, характеризующие сферу этнического. Этнос – это стойкая совокупность людей, возникающая исторически на определённой территории и имеющая общие черты, стабильные особенности культуры, а также сознание своего единства и отличий от других подобных групп (самосознание). К признакам этноса относятся: язык, народное творчество, обряды, традиции, нормы поведения, обычаи и др.

Нация – это наиболее устойчивый тип этноса, она складывается в результате укрепления социальных связей – экономических и политических. Многие исследователи солидарны в том, что нация характеризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада, культуры и самосознания. Другими словами, нация включает в себя этничность, а также экономическую, социальную и политическую общность.

Национальные отношения – это взаимоотношения людей, принадлежащих к различным этническим группам, нациям по поводу удовлетворения своих интересов.

Национальные отношения обладают относительной самостоятельностью и представляют собой специфический объект управления, так как органам государственной власти необходимо учитывать национальные традиции, особенности культуры и психологии. В связи с этим у государств возникает необходимость выработки национальной политики.

Национальная политика – целенаправленная деятельность в сфере национальных отношений, сознательное воздействие государственных и общественных организаций на развитие межнациональных и межэтнических отношений в целях их нормализации, стабилизации и гармонии.

Исследователи, занимающиеся проблемами межнациональных отношений, разрабатывают различные концепции, которые могли бы, по их мнению, быть положены в основу национальной политики. Наиболее распространённая концепция взаимодействия этнических культур в глобализирующемся пространстве – это концепция мультикультурализма, предполагающая «интеграцию без ассимиляции». Мультикультурализм – сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Практика мультикультурализма продолжает традиции постмодернизма, ориентированного на открытость, плюрализм и взаимопроницаемость культурных миров, и представляет американскую модель диалога культур в условиях глобализации.

Что же такое глобализация и как она влияет на этнополитические процессы?

Глобализация – это процесс, в ходе которого большая часть социальной активности приобретает мировой характер и охватывает все сферы жизни современного общества. Выделяют территориальную, экономическую, культурную, информационно-коммуникационную, а также этническую глобализацию.

Наиболее болезненными для современного мира являются процессы этнической глобализации. И здесь важно подчеркнуть их двойственность. С одной стороны, степень межкультурного и межэтнического взаимодействия приводит к ассимиляции менее развитых народов более развитыми. Ценности богатых и развитых стран пропагандируются, а зачастую навязываются силой. Это ведет к стиранию этнических границ, потере чувства этнической принадлежности, стремлению принадлежать более «продвинутой» культуре, чтобы не чувствовать себя аутсайдерами на мировой арене.

С другой стороны, глобализация выявила противоположную тенденцию – острое стремление народов к сохранению своей этнической неповторимости. Особенно характерно это для небольших народов, которые на протяжении всей своей истории испытывали национальное угнетение. Например, это касается народов бывшей Югославии, Северного Кавказа. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема национальной идентичности.

Национальная идентичность – это осознание нацией или отдельным индивидом своей принадлежности к определённому этносу, отличающемуся общностью исторической судьбы, характера, менталитета, психологии, культуры. Национальные обычаи и традиции, являясь компонентами обыденного национального сознания, выступают как средство объединения, интеграции национальной общности, пробуждения национального самосознания.

В тесной взаимосвязи с этнической находится проблема цивилизационной идентичности. Актуальность она обрела после распада биполярной системы мирового устройства. Впервые четкую градацию мира по цивилизационному критерию дал С. Хантингтон. Он обозначил несколько кардинальных по важности новых идей: после окончания битвы идеологий вперед выходят разногласия, производные от различных традиций, культур, религий, этических норм. Новое мироустройство будет формироваться в контексте жесткого определения взаимоотношений между восемью цивилизациями. Данная концепция занимает на сегодняшний день лидирующую позицию среди других предложенных альтернатив современного мироустройства.

2. Национальная политика Республики Беларусь: принципы, направления, политико-правовая основа.

Проблемы формирования стратегии национальной политики встали перед Беларусью и другими странами сразу после распада СССР. В нашей стране национальный вопрос не стоял так остро, как в других государствах. Республика не знала той агрессии и этнических чисток, как в странах Балтии, тех волнений и всплесков экстремизма как на Украине или в Молдавии, русский язык не подвергался остракизму. Это связано прежде всего с историческим опытом сосуществования белорусского народа с разными этносами, в составе разных государств. Важно отметить, что белорусы не только не утратили своей идентичности, но и выработали принцип этнополитической толерантности, который помог им не скатиться на позиции национальной нетерпимости и этнического экстремизма. Благодаря тому, что белорусская нация нашла в себе силы примириться со своей историей, принять ее и осмыслить этот опыт, наша страна смогла продолжить движение вперед, не создавая себе проблем в виде выяснения отношений с Россией.

Для Беларуси сохранение своих национальных черт стоит в числе наиболее важных стратегических задач. Однако для нашей республики важен также и цивилизационный аспект. Особенность геополитического положения Беларуси состоит в том, что она расположена на стыке двух цивилизаций (восточной и западной). На протяжении всей истории белорусского народа это влияло и на внешнюю, и на внутреннюю политику государства, на конфессиональную ситуацию. Для того, чтобы не углублять цивилизационный раскол и не делать однозначного выбора между двумя альтернативами (интеграция с Россией или вхождение в Европейский союз), власти страны на современном этапе избрали иной путь. Беларусь занимает позицию нейтралитета в отношении участия в военных блоках и союзах, а главным принципом внешней политики государства является многовекторность, то есть развитие многосторонних отношений не только со странами Запада или Россией, но и с государствами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Китаем, Индией и другими. Можно сказать, что в реализации национальной политики наша страна придерживается принципа интернационализма, что отвечает общепризнанным мировым тенденциям.

При разработке национальной политики Республика Беларусь принимает во внимание и другие не менее важные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие: учет особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития, а также социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т.д.

Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.

Среди нормативно-правовых актов республиканского значения важнейшее место занимает основной закон страны – Конституция.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 гг.) признает существование национальных общностей как составной части народа Беларуси. В ней заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

Реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в большой степени способствовало принятие в 1992 году Закона Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», в который были внесены изменения и дополнения в 2004 г. Закон гарантирует соблюдение прав национальных меньшинств в соответствии с международными стандартами.

Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Законы «О гражданстве Республики Беларусь», «О политических партиях», «О культуре», «Об образовании в Республике Беларусь», «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О печати и других средствах массовой информации», «О политических партиях» и др.).

Что касается правового регулирования отношений с белорусской диаспорой, начало этому процессу положило принятие Закона о въезде и выезде (1993), Государственной программы «Белорусы в мире» (1993), а также Закона о гражданстве Республики Беларусь (2002). К сожалению, в нашей стране нет пока комплексного Закона о соотечественниках, который смог бы законодательно регламентировать отношения государства со своей диаспорой. Однако деятельность по разработке необходимого документа продолжается. В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей осуществил разработку концепции проекта Закона Республики Беларусь «О соотечественниках, проживающих за рубежом», а в 2008 году совместно с заинтересованными принял участие в осуществляемой МИД Беларуси разработке проекта данного Закона.

В Концепции законопроекта указывается, что он «будет определять категории лиц, относящихся к соотечественникам, проживающим за рубежом, регламентировать основы государственной политики Республики Беларусь в области отношений с соотечественниками, полномочия государственных органов и иных организаций в данной сфере»

Важную роль в закреплении прав национальностей играют двусторонние соглашения. Данная категория документов ставит своей целью совершенствование сотрудничества с другими государствами в этой сфере. Двусторонние соглашения заключаются по различным направлениям: соглашения о взаимном обеспечении прав национальных меньшинств, о правовом статусе граждан, об экономическом и культурном сотрудничестве, в области науки и образования, в социальной сфере, по вопросам трудоустройства и др. Наша Республика подписала двусторонние соглашения с различными странами: РФ, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей и др.

Основными направлениями национальной политики Республики Беларусь являются: деятельность государства по развитию этнического самосознания белорусского народа, политика государства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств в Беларуси, государственная политика по отношению к белорусской диаспоре в ближнем и дальнем зарубежье.

С целью сохранения стабильности в сфере этнонациональных отношений на республиканском уровне и в регионах ведется планомерная работа по выполнению Программы развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2006-2010 годы.

Представителями национальных общностей при Уполномоченном по делам религий и национальностей создан Консультативный межэтнический совет, на заседаниях которого обсуждаются наиболее актуальные вопросы межнациональных отношений и уставной деятельности объединений.

Под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Беларуси, имеющие ее гражданство, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики. По переписи 1999 года в Беларуси проживает более 140 национальностей. По этим данным. белорусы составляют 81,2% населения, русские – 11,4%, поляки – 3,9%, украинцы – 2,4%, евреи – 0,3%, остальные – 0,8%.

На 1 января 2009 г. в республике действуют 124 общественных объединения граждан 25 национальностей. Среди них: еврейских – 45, польских – 11, немецких – 5, русских – 11, литовских –8, азербайджанских –4, украинских и татарских – по 5, армянских – 4, цыганских – 5, греческих – 2, а также – арабская, афганская, башкирская, грузинская, дагестанская, казахская, корейская, латышская, молдавская, сирийская, турецкая, чувашская, эстонская. Данные организации осуществляют культурно-просветительные, благотворительные и образовательные программы при поддержке республиканских и муниципальных властей. Деятельность всех национальных формирований связана прежде всего с изучением истории, культуры, искусства своих народов, проведением встреч, семинаров, праздников, фестивалей, выставок, конференций, налаживанием творческих связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные центры, коллективы самодеятельного народного творчества (насчитывается более 150).

Во многих базовых учебных заведениях страны изучаются в разных формах иврит, польский, литовский, новогреческий, украинский и другие языки. Объединениями организованы порядка 65 школ выходного дня, в которых родной язык, историю и культуру изучают более 7 тыс. человек (азербайджанцы, армяне, афганцы, грузины, греки, евреи, корейцы, литовцы, латыши, молдаване, немцы, поляки, татары, украинцы). Университеты в Бресте, Гродно, Минске готовят кадры преподавателей литовского, польского, украинского языков.

Этнокультурное разнообразие страны особенно ярко проявляется в мероприятиях Республиканского фестиваля национальных культур в г.Гродно. Большой популярностью пользуется Открытый детский фестиваль национальных культур «Сонечны птах», который традиционно проходит в Минском Дворце детей и молодежи. По инициативе Уполномоченного совместно с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО в Республике Беларусь ежегодно отмечается 21 мая – Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития, 16 ноября – День толерантности.

Общественные объединения поляков, литовцев, украинцев, цыган, татар, другие имеют свои печатные органы, которые выходят на национальных, а также на русском и белорусском языках.

С начала 2008 года работает обновленная версия информационного проекта «Вітае Беларусь» – Интернет-сайт Belarus21.by. На сайте размещена общая информация о национальностях и конфессиях в Беларуси, структурах зарубежных соотечественников, органах по делам религий и национальностей, опыте работы, законодательстве и новостях, касающихся данных сфер.

Не остается без внимания белорусского государства и работа с соотечественниками за рубежом. По различным оценкам за пределами страны проживает до 3,5 миллионов соотечественников и их потомков.

В дальнем зарубежье проживает около 1 млн. 200 тыс. чел., в т.ч. в США и Канаде до 1 млн. чел., в Израиле – около 130 тыс. чел., в Австралии – около 20 тыс. чел., в Великобритании – около 7 тыс. чел.

В Украине, по переписи 2001 г., проживает 275,8 тыс. белорусов (по неофициальным данным – до 400 тыс.).

В Польше, по переписи 2002 г., проживает 50 тыс. белорусов (по неофициальным источникам – от 150 до 250 тыс. чел.).

В Латвии проживает – 96 тыс. чел., в Литве – 56 тыс. чел., в Эстонии – 17 – 21 тыс. чел., в Молдове – 20 тыс. чел., в Кыргызстане – 2,5 тыс. чел., в Казахстане – 95 тыс. чел.

Организационно большая часть соотечественников объединена в более чем 200 общественных объединений и организаций в разных странах мира. При определенных обстоятельствах, они могут представлять собой значительную геополитическую силу и способны выступать проводниками информации о Республике Беларусь в странах своего нахождения.

Большинство зарубежных стран, имеющих организационные структуры соотечественников за рубежом, стремится привлекать их к сотрудничеству и использовать потенциальные возможности диаспоры в своих интересах.

В целях координации деятельности государственных и общественных структур по развитию связей с соотечественниками за рубежом и контроля за реализацией мероприятий Программы «Белорусы в мире» в 1997 году был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь (2006 г. – преобразован в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, 2006 г. – в аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей).

На сегодняшний день работа с диаспорой за рубежом реализуется в соответствии с Программой развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом. Деятельность в этой сфере осуществляется Министерством иностранных дел и его загранучреждениями, министерствами культуры, информации, образования, аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными государственными учреждениями и общественными объединениями в Республике Беларусь. Тесные контакты с зарубежными белорусами поддерживают общественные объединения: Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Радзіма»), Международная ассоциация белорусистов, ЗБС «Бацьковщина».

Работа с соотечественниками за рубежом ведется по различным направлениям: информационная и правовая поддержка соотечественников, взаимодействие в культурно-просветительской и научной сфере, экономическое сотрудничество, которое является сегодня приоритетным.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «этнос», «нация», «национальные отношения», «национальная политика».

2. Какие мировые тенденции оказывают влияние на этнополитические процессы в современном мире?

3. На каких принципах и по каким направлениям развивается национальная политика Республики Беларусь?

Наши рекомендации