Классификация административно-правовых методов управления
Государство для осуществления своих задач и функций использует различные методы. Некоторые свойственны всем видам государственной деятельности, всем органам государства, другие присущи лишь отдельным видам государственных органов или некоторым органам.
Классификация методов, правильное понимание их взаимосвязи необходимы для более эффективного их использования.
Виды административно-правовых методов управления: установление правил поведения в сфере государственного общеобязательного или частного характера; определение режима деятельности органов государственного управления; утверждение плановых, индивидуальных заданий; разрешение, ограничение, запрещение, регистрация определенных действий; назначение или освобождение от должности; проведение контроля и надзора; отмена или приостановление правовых актов управления; поощрение; применение мер административного принуждения и т.д.
С общетеоретических позиций указанные методы делятся на общие и специальные.
К общим методам управления традиционно относят методы убеждения и принуждения, иногда дополняя их методами поощрения (стимулирования). Действие этих универсальных методов свойственно любой деятельности.
В зависимости от преследуемых целей к общим методам управления относят также методы контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования и т.д.
На основании соотношения методов убеждения, принуждения, поощрения и иных общих методов выделяют специальные методы государственного управления.
Их можно классифицировать по следующим основаниям:
• по характеру (содержанию) управляющего воздействия;
• способу воздействия на управляемые объекты;
• форме предписания;
• форме выражения;
• степени воздействия на управляемые объекты и т.д.
По характеру (содержанию) управляющего воздействия специальные методы государственного управления делятся на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия).
Административные (прямого воздействия) методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых.
Административные методы классифицируются по различным критериям.
По способу воздействия:
• обязывающие к совершению определенных действий;
• уполномочивающие совершать определенные действия;
• поощряющие совершение социально-полезных действий;
• запрещающие те или иные действия.
По форме предписания:
• категорические;
• поручительные;
• рекомендательные.
По форме выражения указанные методы делятся на:
• административно-правовые;
• административно-организационные.
Экономические (косвенного воздействия) методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления
достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Объект управления сам, а не по прямому предписанию субъекта управления, заинтересован действовать определенным образом. При этом воздействие осуществляется на материальный интерес объекта управления, что дало основание называть такие методы экономическими.
Наряду с административными и экономическими методами в государственном управлении используются социально-психологические методы управляющего воздействия.
К социологическим методам относятся:
• методы управления социально-массовыми процессами;
• методы управления коллективами людей;
• методы управления индивидуально-личностным поведением и т.д.
Психологическими методами являются:
• методы комплектования малых групп в коллективе на основе психологической совместимости работников;
• методы профессионального отбора работников по психологическим характеристикам;
• методы психологического побуждения и т.д.
Административные, экономические и социально-психологические методы управления не применяются изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Все они могут иметь волевое предписание, экономическое содержание, оказывать социально-психологическое влияние.
По степени воздействия на управляемые объектыметоды деятельности органов управления делятся на методы регулирования, методы общего руководства и методы непосредственного управления.
Под методом регулирования следует понимать определение общей политики в отношении соответствующей отрасли управления и ее реализацию в нормативных актах посредством государственного финансирования и иными подобными путями. В основе здесь лежит правовое регулирование.
Этот метод нельзя отождествлять с регулированием как функцией управления, которая сводится к поддержанию состояния
упорядоченности в организации объекта и субъекта управления и во взаимоотношениях между ними.
Метод общего руководства заключается в практическом проведении в жизнь общей политики в отрасли управления, планировании ее развития, в направлении деятельности подчиненных органов управления и контроле за подведомственными объектами.
Метод непосредственного управления состоит в прямом и систематическом воздействии на управляемые объекты в соответствии с поставленными целями и задачами. Это текущее, повседневное управление оперативного характера. Оно распространяется на объекты, находящиеся в непосредственном подчинении органов управления.
В современных условиях в связи с созданием сети крупных производственных объединений отчетливо обнаружилась необходимость проводить четкую грань между государственным управлением и управлением хозяйственной единицей, между министерствами и администрацией предприятий и объединений.
И министерство, и администрация предприятий и объединений выполняют управленческие функции. Деятельность их распространяется на объекты государственной собственности (речь идет о государственных предприятиях). Те и другие действуют в пределах своей компетенции. И казалось бы, неодинаковы у них лишь уровни и объем компетенции. Однако в действительности это не так. Между ними существуют качественные различия.
Министерство является органом государства. Администрация предприятия или объединения также выступает от имени государства, но одновременно служит и представителем возглавляемой ею производственной единицы, ее коллектива. Министерство наделено весьма широкими правами в отношении подчиненных ему предприятий. Но оно не может распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за предприятиями и объединениями и не отвечает по их обязательствам. Министерство выступает по отношению к ним как орган государственного управления, наделенный определенными властными полномочиями. А администрация объединений и предприятий, являющихся хозяйствующими субъектами, естественно, распоряжается закрепленным имуществом и средствами в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая их наиболее эффективное использование.
Методы регулирования и общего руководства присущи министерству. Метод непосредственного управления используется администрацией предприятий и объединений и лишь частично министерствами в отношении подчиненных им предприятий.