Избирательное право, его основные принципы и виды

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ

1. Роль выборов в политической системе общества.

2. Избирательное право, его основные принципы и виды.

3. Понятие и типы избирательных систем.

4. Избирательная система Республики Беларусь.

Избирательное право, его основные принципы и виды

Избирательное право как таковое принято делить на субъективное и объективное. Под субъективным избирательным правом подразумевают право гражданина избираться или быть избранным, под объективным – совокупность норм избирательного права, определяющих характер и регулирующих избирательный процесс в стране. Остановимся более подробно на каждом из них.

Субъективное избирательное право принято подразделять на активное и пассивное. Активное избирательное право – этот возможность индивида участвовать в формировании органов государственного управления, т. е. право избирать. Для того что бы активное избирательное право было признано демократическим, оно должно соответствовать нескольким основополагающим принципам:

1)всеобщности – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют право на участие в выборах;

2) равенства – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя;

3)тайны голосования – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа;

4)непосредственного голосования – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов;

5)добровольности – избиратель сам принимает решение участвовать ему или не участвовать в выборах и за кого отдать свой голос в случае участия.

Что касается субъективного пассивного избирательного права, то в части принципов основным является принцип равенства,предполагающий, что все кандидаты имеют равные возможности в процессе выборов, и принцип всеобщности,подразумевающий, что любой гражданин может претендовать на занятие выборной государственной должности. Однако следует иметь ввиду, что на пассивное избирательное право, как правило, распространяется гораздо большее количество избирательных цензов – в первую очередь возрастных и оседлости.

Таким образом, можно отметить, что основная задача избирательного права создать предельно прозрачные и понятные правила проведения выборов в стране, а также максимально способствовать реализации права граждан на участие в политической жизни своей страны на практике.

3. Понятие и типы избирательных систем.

Как уже говорилось выше, избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Конкретное наполнение эти принципы и нормы получают через избирательную систему, которую можно охарактеризовать как совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимацию органов государственной власти.

На сегодняшний день в мире существует два основных типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная. Кроме того, довольно часто используются смешанная и консенсусная системы, однако поскольку они могут рассматриваться как модификации первых двух, будет уместно рассмотреть вначале подробно основные типы.

Мажоритарная система (происходит от лат.major – больший,старший) – это такая система, при которой территория страны делится на избирательные округа и победителем признается кандидат, набравший большинство голосов по округу, где он баллотируется. Все остальные кандидаты, независимо от того сколько голосов они набрали, никаких мандатов (от лат.mandatum – поручение т.е. документ, удостоверяющий законность представительства) не получают.

В зависимости от того, какое количество голосов необходимо набрать для победы, мажоритарные системы делятся на системы абсолютного и относительного большинства.

Система абсолютного большинства предусматривает, что для признания кандидата победителем ему необходимо набрать более половины, т. е. 50%+1 голос избирателей. Системы абсолютного большинства чаще используются на президентских выборах в странах с президентской формой правления. При данной системе зачастую ни один из кандидатов не набирает более половины голосов по итогам голосования, поэтому предусматривается проведение второго тура голосования.

В системе относительного большинства для победы кандидату необходимо набрать больше голосов относительно других претендентов. Это может быть и менее половины голосов избирателей, главное – что бы было больше, чем у других кандидатов. Голосование при такой системе всегда проходит в один тур, так как понятно, что победитель будет выявлен сразу. Система относительного большинства действует в таких странах как США, Великобритания, Канада, Япония и др.

Суть пропорциональной избирательной системы состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на общенациональном уровне. При данном типе системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за парию или избирательный список. Каждая партия или избирательны блок, участвующий в голосовании, составляет свой список, где фиксирует имена кандидатов, которые в случае победы получат депутатские места.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие – в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободное распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Как уже говорилось выше, кроме двух основных систем применяются различные модификации мажоритарной и пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы,сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, обычно в такой системе половина парламента избирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе.

4. Избирательная система Республики Беларусь.

В соответствии сКонституцией Республики Беларусьее граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального собрания, который формируется путем косвенных выборов.

Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Закон предоставляет право высшему партийному органу одновременно выдвинуть кандидатов во все 110 избирательных округов по выборам депутатов Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, и имеет на территории избирательных округов нижестоящие структуры.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета – не менее 20 избирателей.

Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих местных Советов – такое же количество избирателей, как и при сборе подписей.

Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушенииКонституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями. Процедура отзыва детально раскрывается в Избирательном кодексе.

Наши рекомендации