Выборы в политическом процессе. Избирательное право и его основные принципы.

Пол выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Это совок. правовых норм, в соответствии с которыми политически правоспособные граждане общества выдвигают из своей среды определенное число представителей для управления данным обществом и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем ее гражданам.

Выборы бывают общенациональные президентские, парламентские, в местные органы власти и др.

В ряде государств выборы в представительные органы власти являются всего лишь своеобразным пол ритуалом, не оказывающим решающего влияния на пол жизнь общества. Так, в СССР до конца 80-х годов на одно выборное место выдвигался только один кандидат по разнарядке КПСС. Причем не требовалось даже заполнение избирательного бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата. Последние президентские выборы при С. Хусейне в Ираке проводились на альтернативной основе, однако в избирательном бюллетене надо было указывать фамилию и домашний адрес голосовавшего. В результате в выборах приняло участие 99,96 % избирателей, и, естественно, с большим преимуществом одержал победу тогдашний президент С. Хусейн. По схожему сценарию проходят выборы в Северной Корее, на Кубе, в Туркмении.

Используется также практика создания привилегированного положения для отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к средствам массовой информации, фальсификации итогов голосования. Всем известно выражение И. Сталина: неважно, как проголосуют, важно, как подсчитаем. В книгу рекордов Гиннеса, как факт фальсификации, попала Либерия, где на президентских выборах в 1927 г. кандидат в президенты Кинг набрал в 15 раз больше голосов, чем было в стране избирателей. В результате демократических выборов формируется представительная система, кот состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов государства, предназначенных для непосредственного выражения интересов населения, а также воплощения воли народа в государственной воле.

Избирательное право – это система государственно-правовых норм, регулирующих условия и порядок проведения выборов в представительные органы власти и занятие выборных государственных должностей. Совок. норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц государства. Право граждан участвовать в образовании представительных органов.

Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает установленное законам право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, то есть право избирать. Пассивное избирательное право – это установленное законом право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, то есть это право быть избранным.

Избирательное право, на основе которого проводятся пол выборы, включает в себя ряд важнейших принципов.

1. Принцип всеобщегоизбирательного права. Он означает право всех взрослых граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и профессии, пол и религиозных убеждений, участвовать в избрании выборных государственных органов, а также быть избранным в представительные стр-ры власти.

Всеобщее право, как правило, ограничено рядом избирательных цензов:

a) возрастной ценз означает, что социально - пол дееспособность гражданина наступает по достижении определенного возраста. В Республике Беларусь, право избирать сейчас наступает с 18 лет.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права: быть избранным в палату представителей наступает с 21 года, в Совет республики – с 30 лет, на пост президента – с 35 лет.

б) ценз гражданства означает предоставление избирательного права лицам, кот в течение определенного срока являются гражданами данной страны.

в) ценз оседлости означает требование для избирателей или кандидатов в выборные органы власти соблюдения установленного законом срока проживания на данной территории. В РБ ценз оседлости заменяется институтом прописки.

г) ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах. До конца ХІХ века существовал во всех странах мира. Впервые всеобщее избирательное право получили женщины Новой Зеландии только в 1893 году, в Австралии – в 1902, в Финляндии – 1906, в России – в 1917 году.

До недавнего времени существовал имущественный ценз, означающий обладание фиксированной величиной дохода или имуществом. Существует т.н. моральный ценз,кот устанавливает определённые нравственные требования. В Республике Беларусь не могут реализовать свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы по приговору суда, граждане, в отношении кот. в порядке, установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. В нашей республике, также, как и в большинстве стран мира, ограничены в правах граждане, признанные недееспособными по медицинскому и юридическому критериям.

2. Принцип прямого избирательного права означает право избирателя голосовать непосредственно за кандидата.

3. Принцип равногоизбирательного права означает, что каждый избиратель имеет одинаковую возможность влиять на результаты выборов.

В некот. государствах сознательно допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство определенных групп общества, кот иначе вообще не смогли бы получить места в представительных органах.

Кроме того, все кандидаты в представительные органы власти должны иметь равную возможность для выдвижения, агитации, доступа к СМИ. Этому противоречит смешанное финансирование в большинстве государств мира, так как при нём преимущество получает тот кандидат, у кого больше денег. Поэтому законодательство многих стран предусмотрело ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, а также ввело частичное гос финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников.

4. Принцип свободногоголосования означает субъективное право гражданина лично решать: принимать ему участие в выборах или игнорировать их, за кого голосовать.

Одной из серьезных проблем избирательного процесса во многих странах является безразличное отношение значительной части населения к пол жизни, практика неучастия граждан в выборах – т.н. абсентеизм. Причины абсентеизма различны – это и отсутствие доверия граждан к выборам, как к способу что-либо изменить в своей жизни, это и разочарование в деятельности пол партий. Кроме того, при низкой явке избирателей выборы могут не состояться вообще. В этом случае назначаются повторные выборы, что значительно увеличивает расходы на их организацию.

5. Принцип тайного голосования предполагает исключение любого контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушения этого принципа могут быть различны: предложение проголосовать за определенного кандидата за материальное вознаграждение; оказание помощи плохо видящему человеку в заполнении бюллетеня; голосование на дому в присутствии членов избирательной комиссии. Проставление карандашом на избирательных бюллетенях номеров, при помощи кот. будет легко определить, кто из граждан избирательных списков голосовал за того или иного кандидата.

Основные ф-ции выборов.

- выражение интересов различных соц слоев и групп;

- обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;

- формирование органов государственной власти;

- мирное разрешение конфликта между поли силами и их лидерами, претендующими на властей;

- пол социализация и мобилизация граждан.

Это наиболее общие ф-ции выборов, присущие стабильным пол системам. К ним могут быть добавлены другие, хар-рные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:

- возможность узаконить новую пол систему, основанную на принципе разделения власти;

- формирование и легитимация многопартийной системы;

- рекрутирование пол элиты, ее обновление, появление новых лидеров;

- способ презентации пол партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности;

способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.

Пол выборы могут приобрести действительно демократический хар-р при соблюдении следующих общих принципов:

1. Обязательность выборов означает, что они являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. Процедура проведения периодичных выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти.

3. Всеобщность избирательного права.

4. Пол выборы осуществляются на основе избирательного права закрепленного в конституции и соответствующем законодательстве государства.

Наши рекомендации