Функции государственного управления

Функции в механизме государственного управления выступают как некая внешняя определенность и статичная заданность, а они реализуются, приводятся в «динамику» посредством совокупности средств и через практические действия, поведение людей. Только це­лостность и взаимодействие статичных и динамичных ее составляю­щих поможет понимать и обеспечивать интегральный (синергетический) эффект механизма государственного управления.

У понятия «функция» есть антоним — дисфункция, т.е. те наблю­даемые последствия, которые уменьшают приспособление или адапта­цию системы к потребностям и интересам общества. В любой момент явление (действие, воздействие) может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Исходя из этого оптимизация функционирования направлена на то, чтобы избежать или минимизи­ровать дисфункцию, интенсифицировать исполнение необходимых функций.

Функция, как уже сказано выше — производная, вторичная кате­гория по отношению к целям и задачам. Каждый госорган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления, т. е. конкретные виды дея­тельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентирова­ны на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция — на процесс достижения цели и решения задач.

Функции всегда характеризуются глаголами: осуществляет, разра­батывает, организует, участвует, обеспечивает, подготавливает, уста­навливает, определяет, утверждает, проводит, представляет, обобщает, анализирует, выступает, координирует, рассматривает, содействует, вносит, оказывает, прогнозирует, совершенствует, финансирует, вво­дит, заключает, изучает, назначает, получает, принимает, принимает меры, решает, создает, формирует, вводит, взаимодействует, выполня­ет, дает разрешение, оформляет, развивает* распространяет, регулиру­ет, рекомендует, руководит и др.

Государственный аппарат, выполняющий управляющее воздейст­вие на общество, — это сложный человеко-комплекс (органы государ­ства и лица должностные), который осуществляет деятельность на Публику (внешнюю среду) — это суть публичные, внешние, инфра-Функции и внутриорганизационную деятельность — интрафункции.

Деятельность любой организации направлена как на внешние (интрафункции), так и на внутренние (интрафункции) задачи. Крайно­сти могут проявляться в том, что организаторы увлекаются внешни­ми, представительскими функциями и уходят от систематической ра­боты внутри самой организации, что грозит ей по меньшей мере нестабильностью. Замыкание же на внутренних функциях может при­вести к консервированию достигнутого, лишить организацию страте­гического обзора и перспективы. Нужно оптимальное соотношение интра- и инфрафункций. Пропорции эти относительные и устанавли­ваются чаще всего эмпирическим путем.

Каждый госорган реализует не одну, а «набор», систему функций, т. е. осуществляет несколько видов управляющего воздействия. Каж­дый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только в целостной совокупности обес­печивают выполнение задач. Анализ распределения каждой функции «по вертикали» и по «горизонтали», т. е. функциональная структура госадминистративного управления, дает представление о политиче­ском режиме, фррме госуправленческого устройства, уровне центра­лизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, ха­рактере и объеме самоуправляющихся систем. Объясняя функцио­нальную природу - управления, мы тем самым раскрываем его содержание. Анализ деятельности любой организации (госоргана) на­чинается с описания деятельности индивидов, групп, т. е. чем они за­нимаются, какие виды деятельности осуществляют — функциональный контекст. От этого исходного момента переходим к изучению органи­зационного обеспечения функций, т. е. выделения отдельных струк­турных подразделений, должностных лиц — структурный контекст. Итак, цели (задачи) организации обусловливают функции, а функции определяют структуру органа

Цели -» Функции -» Структура.

Обусловленность структуры функциями (а не наоборот, как это порой бывает: создаем структурную единицу — должность, а то и це­лое министерство, а потом «придумываем» виды занятий) определяет целесообразность названия изучаемой подсистемы госуправления именно как функционально-структурной. В данном случае перестанов­ка мест слагаемых влияет на результат. Функция вместе с тем как на­учная категория, элемент понятийного аппарата — это исследователь­ский инструмент, средство для оценки результата труда госаппарата, каждого госслужащего. Именно на это акцентировала внимание проф. В. А. Столярова в своем исследовании, и такой подход заслуживает поддержки[46].

Итак, функции государственного управления — это реальные, целенаправленные, регулирующие, контролирующие и т.п. воздействия, рдияния на управляемые явления; это и средство оценки результатов труда государственных служащих, позволяющее определить, что, ка­кими способами, в процессе каких взаимодействий с обществом осу­ществляется управление социальными процессами, отношениями.

Функции государственного управления — это совокупная, общест­венно и объективно необходимая деятельность всей системы гос­управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.

К ним относятся все функции по обеспечению и защите консти­туционного строя, каждой статьи Конституции РФ. Основы конститу­ционного строя являются институтом, который не может реализовы­ваться в порядке какого-либо усмотрения; создание сугубо юридиче­ского порядка обеспечения и защиты основ конституционного строя есть необходимое условие сохранения национального и государ­ственного суверенитета. Решение этой задачи и определяет 'важней­шие функции госуправления и государственной службы (ст! 10, ч. 1 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»): обеспечить реализацию Конституции РФ и законов РФ как демокра­тического правового федеративного государства с республиканской формой правления.

Так, конституционные нормы ст. 2 определяют функцию — обес­печить признание, соблюдение и защиту прав и свобод граждан; ст. 4 — распространить суверенитет РФ на всю ее территорию, обес­печивать целостность и неприкосновенность территории России; ст. 3 — противодействовать присвоению и захвату власти (властных полномочий), обеспечивать законное преследование совершивших та­кие деяния и т.д.

Важной задачей государственного управления является регулиро­вание и удовлетворение потребностей общества, конкретного челове­ка, запросов и ожиданий. Качество жизни и отношений в обществе — главный показатель эффективности госуправления. И нужно, чтобы кто-то профессионально изучал, выявлял потребности, запросы и ожидания, оценивал и структурировал их, сообразно им выдвигал Цели, разрабатывал решения и программы, совершал действия по их практическому осуществлению.

. К числу важнейших функций государственного управления отно­сится регулирование интересов, предупреждение и снятие конфликтов в обществе. Сюда входит выработка общей политики (внешней, внут­ренней, отраслевой и т. д.), ее реализация в нормативных актах, по­средством государственного финансирования и иными правовыми пу­тями. В основе — правовое регулирование, которое сообщает, форми­рует в стране твердый и единый правопорядок, устанавливает равные стартовые возможности для однозначных видов деятельности и их субъектов (в экономике, социальном обслуживании и т. д.), а зна­чит — ограничивает поле для произвола властных структур и лиц, за­крепляет наиболее высокие стандарты поведения. Особенно значима эта, функция государственного управления на современном этапе фор­мирования российской государственности. По всем вопросам бытия нужно компетентно определить, почему это — можно, а это — нельзя, почему что-то запрещено, а что-то нет, кто решал вопросы, и каковы реальные следствия таких решений. Устранить анахронизмы в право­вых нормах, полностью и внутренне согласовать их, своевременно из­дать актуальные по содержанию правовые регламенты, обеспечить правовой контроль (с помощью прокуратуры, суда, арбитража) — без этого наше общество не сможет достичь социального компромисса и приобрести новое качество — правового государства. В реализации этих функций участвуют все ветви государственной власти, выполняя конституционные нормы, установленные статьями гл. 4—8.

Функции правительственной администрации определены ст. 114:

— разрабатывает и представляет на утверждение законодательно­му органу бюджет и обеспечивает его исполнение;

— распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собст­венности государства;

— разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной, культурной сферой;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбес преступностью; ;

— принимает в пределах своей компетенции правовые акты (по­становления, распоряжения);

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики;

— другие функции.

Названные функции в силу своего смысла не могут зависеть от политической конъюнктуры, а обязательны для реализации в админи­стративном, т. е. бесспорном, безусловном, порядке — в этом суть функций государственно-административных органов.

Функции исполнительной власти (государственно-административно­го управления) — это совокупность юридически обоснованных, закре­пленных в законодательных, указных, иных правовых актах публич­но-управляющих воздействий субъектов государственно-администра­тивного управления, осуществляемых в административном, т. е. безусловном, бесспорном порядке.

При этом состав функций государственно-административного управления может толковаться как расширительно, так и ограничи­тельно. Например, ст. 6 Конституции РФ требует обеспечения и за­щиты равноправия граждан на всей территории России. Расширитель­ное толкование диктует необходимость унифицирования паспортного режима, контроля за его соблюдением, защиты равноправия граждан всех субъектов РФ в вопросах получения гражданства и гражданских прав и т. д. Такой подход требует единой системы соответствующих административных служб в масштабах страны, начиная от паспортной службы и вплоть до уровня верхнего звена (уровня главы государства) в решении вопросов натурализации (вступления, приема в гражданст­во РФ)- Ограничительное толкование ст. 6 допускает необходимость лишь унифицирования повсеместно одной паспортной службы.

На институциональном уровне реализуются функции конкретного государственного органа — это установленные статутным актом (пЪ-ложением, регламентом, уставом) система, набор видов деятельности, воздействий, которые он вправе и обязан осуществлять в отношении конкретных управляемых объектов. Объем управленческих функций обусловлен местом госоргана в' структуре управляющей системы и очерчивает роль (задачи) и пределы данного органа в управлении общественными процессами, отношениями, институтами.

Если взять именно функциональный, деятельностный критерий для характеристики и классификации институтов власти (субъектов госуправления), то можно выделить: общефункциональные субъекты, использующие целую гамму функций как видов деятельности в целях общеполитического, социального интеграционного воздействия. К та­ким субъектам относятся федеральные, региональные и местные тер­риториальные органы власти. От них отличаются отраслевые субъектыу управления, использующие более узкий набор специфических функ­ций; потому-то отраслевое управление иногда именуют функциональ­ным управлением. Такое функциональное управление могут осуществ­лять федеральные структуры (министерства, федеральные службы, агентства), а также однотипные службы различных госорганов. На­пример, юридические (правовые) отделы функционируют в аппаратах всех органов: парламента, правительства, министерств, территориаль­ных администраций.

Функции основные, публично-управляющие воздействия по ха­рактеру различаются на политические и административные. Очень важно, чтобы и те, и другие выделялись в Положении конкретного министерства, уставе административной службы.

Политические функции характеризуют ведомство как институт, осуществляющий государственную юрисдикцию и управление с пра­вом издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере.

Указом №314 федеральному министерству определены функции:

• по выработке государственной политики и нормативно-право­вому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельно­сти. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Пра­вительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

• на основании и во исполнение Конституции Российской Феде­рации, федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Рос­сийской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулиро­вание в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации;

• в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю, надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кро­ме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Феде­рации;

• осуществляет координацию и контроль деятельности находя­щихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Политические функции не требуют непрерывного, постоянного процесса государственной деятельности. Политика — мир поиска вне законоурегулированных границ, определение общего руководства, курса, программ, отдельных мер и действий. Политический интерес или возможность (невозможность) могут стать причиной воздержания от каких-то мер действий, разработки программы и т, д. Политика — всегда выбор и альтернативность в функциональной деятельности субъектов административно-политического управления.

Административные функции характеризуют ведомство как инсти­тут, осуществляющий: а) функции по контролю и надзору за исполне­нием общеобязательных правил поведения и б) предоставляющий го­сударственные услуги физическим и юридическим лицам. Субъекты, вступающие в отношения получения услуг от данной госадминистра-тивной службы, подпадают под определенную административную юрисдикцию данной службы и несут ответственность за нарушение законодательства, действующего в отношении данной службы и ее клиентов.

В Указе № 314 функции по контролю и надзору определяются как: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими норма­тивными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдача органами государственной власти, органами местного са­моуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Эта функция в качестве основной установлена для всех 34 феде­ральных служб.

Функции по оказанию государственных услуг понимаются как осу­ществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопре­деленному кругу лиц. Эти функции в качестве основных установлены для 28 федеральных агентств.

Для федеральных агентств установлена также функция по управле­нию государственным имуществом, что означает осуществление полно­мочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным пред­приятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями от­крытых акционерных обществ.

Административное управление связано с осуществлением право­применительной функции, т. е. изданием индивидуальных правовых ак­тов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Функции административные — в этом еще одна их специфика и отличие от политических — непрерывны в исполнении. Обеспечение законов, норм, правил, порядка всецело принадлежит к безусловной необходимости, непрерывному исполнению законоустановленных Функций государства. Идеалом здесь служит автоматизм принятия административных мер (скажем, пресечения правонарушения) или Реализации законоустановленного правила.

Именно этим и достигается правовой характер государства, пуб­лично-правовой режим функционирования демократии (демократия и порядок — каждый день, а не по праздникам или в дни чрезвычай­ных операций ГИБДД, МВД (как, например, «Вихрь» в Москве), ко­торые производятся в случаях непосредственных служебных указаний от вышестоящих начальников в ситуации «ЧП», либо как шумно-эффектные предвыборные кампании.

Наряду с базовыми функциями государственное управление охва­тывает и те, что реализуются в отдельных сферах, отраслях или участ­ках управления. В научной литературе эти функции именуются по-разному: специфические, специальные, специализированные, осо­бенные.

По соотношению с главными целями (задачами) госоргана функ­ции различаются как главные, общественно значимые и вспомога­тельные, обеспечивающие. Иногда, впрочем, функции одного наиме­нования являются главными для одних госорганов и обеспечивающи­ми (вспомогательными) для других. Так, контроль — главная функция правоохранительных органов и обеспечивающая — в других, скажем, в министерстве.

Функции управляющего воздействия на внешнюю (общественную) среду включают в себя процесс познания действительности и процесс преобразования. Преобладание первого либо второго в функциях управления является основанием для классификации и выделений двух основных групп функций государственно-административного управления: познавательно-программирующих и организующе-регули-рующих.

На уровне государственного органа административного воздейст­вия есть такие подходы к классификации функций. По отношению к целям (задачам) внутриорганизационного характера известный административист Д. Н. Бахрах выделяет такие три группы функций:

— ориентирование (управляемой) системы — прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, 'методическое руководство и др.;

— обеспечение системы — кадровое, материально-техническое, финансовое, организационное, информационное и др.;

— оперативное управление системой — непосредственное регули­рование деятельности, учет, контроль, оценка и др.

Эту весьма продуманную классификацию можно все же несколько дополнить, в частности в первую группу включить программирование, информирование, анализирование, консультирование, в третью — ко­ординацию, коррекцию.

Такой подход может быть использован для систематизации функ­ций не только внутриорганизационного управления, но и публичного воздействия.

О. А. Тихомиров предлагает свою классификацию функций пуб­личного управления, раскладывая их на общие и специальные полно­мочия, служащие мерой должного поведения (органа, подразделения, должностного лица), самостоятельности в выполнении задач и функ­ций. Эти суждения представлены следующим образом:

— руководящие функции, при этом полномочия выражаются слова­ми: руководить, решать, направлять, определять, утверждать;

— регулирующие функции — полномочия: регулировать, устанавли­вать, обеспечивать;

— расчетно-информационно-аналитические функции — полномо­чия: изучать, разрабатывать, подготавливать, рассматривать, оцени­вать, информировать;

— организационные функции — полномочия: организовывать, ко­ординировать, согласовывать, инструктировать, содействовать;

— контрольные функции — полномочия: проверять, заслушивать, контролировать, корректировать.

На первичном уровне управления реализуются функции индивиду­альные как воздействие должностного лица — это виды конкретной управленческой деятельности, которые регламентируются, устанавли­ваются в должностной инструкции, соответствуют компетенции (юри­дической соразмерности правомочиям) и требуют определенной ква­лификации (профессионального опыта, образования).

Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществ­ление универсальных управленческих функций, которые: а) реализу­ются на всех этапах управленческого процесса — целеполагания, при­нятия решений, организации их исполнения; б) требуют профессио­нальной управленческой квалификации (знания и опыта). Назовем их квалификационо-управленческие. К таковым относятся: планирование, организация, регулирование, координация, контроль и анализ. Любой из этих видов есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения тру­да и специализации управления.

Определение общих функций включает следующее основное со­держание.

Планирование рассматривается как постановка целей, определяю­щих перспективы развития и будущее состояние управляемых объек­тов и процессов, а также способы достижения намеченных целей.

Планирование является первейшей задачей управления. Оно Должно появляться во всех управленческих функциях, поскольку оно определяет природу этих функций. Планирование включает выбор Цели, прокладку курса и продвижение этим курсом в направлении це­ли[47].

Организация направлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управ­ления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управле­ния; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалифика­ции работающих; регламентации и стимулирования работы подразде­лений и каждого работающего.

Координация обеспечивает согласованность работ всех звеньев сис­темы управления; благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления, связывающая и объединяющая все усилия персонала.

Регулирование создает отношения упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае ее отклонения от за­данных параметров приводит в эффективное действие ее персонал.

Контроль призван выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.

Анализ — разложение управляемых процессов и процессов управ­ления на составляющие их элементы таким образом, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закре­пить, Синтезировать все прогрессивные, дающие социально-экономи­ческий эффект.

Квалификационно-управленческие функции по отношению к ос­новным (критически-важным, общественно-предназначенным функ­циям публичного воздействия) являются вторичными, обеспечиваю­щими. «Вторичность», однако, вовсе не означает «несуществен­ность» — они упорядочивают, профессионализируют саму деятельность управленцев.

Функции как виды управляющего воздействия взаимоувязаны с компетенцией госоргана.

Компетенция (от лат. сотре1епиа — принадлежность по праву) — круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать,

Компетенция госоргана — установленный на основе Конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он име­ет полномочные обязанности принимать и издавать правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном произ­водстве с другими госорганами.

Есть два подхода к решению актуального вопроса о компетенции исполнительных органов.

Один подход основан на понимании компетенции как полити­ко-правовой категории, трактует компетенцию как властное полномо­чие, право решать, издавать обязательные для исполнения правовые акты по вопросам своего ведения.

Для другого подхода характерно признание полномочий в качестве составного элемента управленческих функций, как право и обязанность осуществлять конкретные виды управляющего воздействия, использо­вать определенные методы и способы воздействия в рамках установленных задач. Компетенция как управленческая категория определяет­ся как совокупность установленного круга предметов ведения, задач в определенной сфере деятельности, а также обязательных для их ре-рения функций (видов деятельности) и полномочий (прав и ответст­венности).

Итак, в целом проблема компетенции исполнительного органа включает такие вопросы:

— определение предметов ведения, тех общественно значимых за­дач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать — это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством;

— определение правообязанности органа не только перед государ­ством, но обществом и гражданином, с тем.чтобы его деятельность не нарушала права и свободы человека, а обеспечивала их. Полномочия — совокупность прав и ответственности за действия (и бездействие) ис­полнительных органов, должностных лиц;

— определение «меры должного поведения», т. е. «радиуса» юри­дически необходимого и возможного действия госслужащих. Компе­тенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотре­нию — решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право. Деятельность по усмотрению — перманентная составляющая
госадминистративного управления, ибо жизненные ситуации настоль­ко многообразны, что трудно все урегулировать, предусмотреть зако­ном, правовым актом. И тут на первый план выступает не юридиче­ская норма, а профессионализм, интеллект, чутье.

Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.

Установление компетенции — нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.

Централизация — осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.

Децентрализация — передача части функций и права принимать Решения по определенному4 кругу вопросов нижестоящим исполни­тельным органам и местным органам власти, т. е. другим центрам принятия решений.

Деконцентрация — рассредоточение функций управления по «го­ризонтали» и по «вертикали».

Передана — нормативное закрепление за иным субъектом (власти, общества) права на ведение какого-либо предмета (вопроса), ресурсов на осуществление необходимых функций и ответственность за пере­данный предмет (вопрос) ведения.

Передача может быть осуществлена на нижестоящий уровень вла­сти (субъектам Российской Федерации или муниципалитетам), а так­же саморегулируемой организации.

Делегирование — согласованная взаимная передача полномочий ор-ганами власти различных уровней — на установленное время, в уста­новленном объеме, при сохранении ответственности за тем субъектом управления, который делегировал полномочие.

Субсидиарность — взаимодополняемая деятельность разных звень­ев власти и управления.

На практике нужно умело применять эти способы, причем в та­ком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления.

Наши рекомендации