Программа подготовки в Школе посредников

Тема 1. Введение

Цель и задачи посредничества. Основные понятия: посредничество, конфликт, общение, взаимопонимание. Существенные отличия от других приемов и способов разрешения конфликтных ситуаций (добровольность, сотрудничество, открытость в общении, внимание не только к поступкам, но и к чувствам и мыслям, отсутствие свидетелей, конфиденциальность, взаимная удовлетворенность решением )

Тема 2. Общение

Общение как обмен информацией. Общение и язык. Вербальные и невербальные коммуникации.

Общение как межличностное взаимодействие. Социальный контроль и нормы. Роли и ролевые ожидания в процессе общения. Такт и бестактность. Психологический контакт. Межличностный конфликт и его возможные причины. Смысловые барьеры в общении.

Общение как понимание. Механизмы восприятия людьми друг друга (идентификация, рефлексия, стереотипизация). Причинная интерпретация.

Эффект ореола. Обратная связь в общении (осведомительная функция и функция саморегуляции). Приемы эффективного общения. Вхождение в эмоциональный контакт, активное слушание, ведение диалога и др.

Тема 3. Конфликты

Внутренние и внешние конфликты.

Внутренние конфликты: конфликт взаимоисключающих желаний, конфликт желания и его отрицательных последствий, конфликт отрицательных последствий.

Внешние конфликты. Психологическая совместимость. Природа внешних конфликтов. Конфликты в детской среде.

Способы, стили поведения в конфликтных ситуациях, их тестирование и обсуждение. Стиль посредника – сотрудничество.

Тема 4. Разрешение конфликтных ситуаций на основе посредничества

Принципы и правила посредничества. Теоретическая основа модели – терапия реальностью. Модель разрешения конфликтов. Модель процедуры посредничества. Обсуждение “подводных камней” в разрешении конфликтах.

Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение преподавателем (демонстрации). Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение детьми (демонстрации). Анализ. Осмысление нового опыта.

Тема 5. Характеристики эффективного посредника

Управление гневом (своим и участников конфликта)

Коммуникативная культура посредника. Умение активно слушать. Приемы установления психотерапевтических отношений.

Умение отражать понимание чувств, облегчать своим вербальным и невербальным поведением выражение участниками конфликта своих мыслей и чувств. Избегание судейской позиции.

Тема 6. Тренинг личностного роста

Проработка личных проблем, связанных с функцией посредничества.

Проработка неблагоприятных реакций: недоброжелательности, оценочных суждений, принятия позиции превосходства.

Проработка конфликтов внутри тренинговой группы.

Развитие эмпатии, умения ее выразить.

Тема 7. Тренинг компетентности в оказании помощи сверстникам в решении проблем

Ведение помогающей беседы на основе модели разрешения проблем, работа в парах (посредник – сверстник). Анализ на основе видеозаписи.

Ведение процедуры посредничества при разрешении смоделированного конфликта. Анализ проведения процедуры посредничества на основе видеозаписи.

Ведение процедуры посредничества при разрешении реальных конфликтов (принцип добровольности).

Анализ собственного стиля проведения процедуры посредничества.

Анализ нового опыта (Оценка, чувства, мысли, новое поведение) Возможности приложения опыта посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в трудную ситуацию. Анализ возможных ситуаций. Стратегии сдерживания сверстников от опрометчивых поступков.

Приложение 9

Положение о Службе примирения

(МОУ школы № 63)

Общие положения

1.1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе.

1.2. Служба примирения является подразделением школы.

1.3. Служба не является юридическим лицом.

1.4. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и настоящего Положения.

Наши рекомендации