Характеристика нарушений письма
Для учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба характерны главным образом замены букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка.
1. Наиболее специфичными являются замены букв, соответствующих ротовым и носовым звукам: п — н, л — н, д — н, т — н, м — б, б — м; взаимозамещения букв, соответствующих носовым звукам: м — н, н — м, например, купила вместо «купила», весенье — «веселье», светный — «светлый», на тонах — «на токах», дад — «над», дени — «дети», Моря — «Боря».
Данные ошибки свидетельствуют о влиянии носового оттенка речи на процесс фонемообразования.
2. Большое количество замен букв относится к гласным звукам. Школьники ошибаются в словах не только с безударными гласными: заречала, сарушала вместо «зарычала», ячыриса — «ящерица», литают — «летают», но и в тех случаях, когда гласная находится под ударением, например вместо буквы у употребляют о, а вместо а —о: Доня вместо «Дуня», у Морки —«у Мурки», в коклу — «в куклу», вроч — «врач», клают — «клюют» и т. п.
3. Нередко учащиеся допускают замены гласных, когда ими обозначается мягкость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны — «клены», опат— «опять» и т. п.
4. С недостаточным различением твердых и мягких звуков связаны ошибки употребления букв ы и и: пионера вместо «пионеры», риба — «рыба» и т. п.
5. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употребление мягкого знака: ехат вместо «ехать», трещат — «трещать», болшой — «большой», листя—«листья», в баньке плавали рибы — «в банке плавали рыбы» и т. п.
6. Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», толпит — «долбит», пелка — «белка», дрыщат — «трещат», дядлы — «дятлы», боную — «полную», блескались — «плескались», картовель — «картофель».
7. В письменных работах учащихся наблюдаются различные варианты ошибок данного типа: в одних случаях замены звонких глухими, в других — глухих звонкими, в третьих — двусторонние замены 'букв, например: Надаша вместо «Наташа», етет — «едет», грук — «крюк», корка — «горка», в лезу — «в лесу», кризот — «грызет».
8. Распространены взаимозамещения букв, соответствующих свистящим звукам: лисиса — «лисица», птисы — «птицы», заяс — «заяц», экскурция — «экскурсия»; замены букв, соответствующих свистящим и щипящим звукам: сенка вместо «щенка»,бережа — «береза», носницы — «ножницы», лезит — «лежит», кузнесики — «кузнечики», девоцка — «девочка» и т. п.
9. Довольно большую группу составляют ошибки, отражающие расщепление аффрикат: тапля вместо «цапля», тижи— «чижи», сверток — «сверчок», тепь — «цепь», светы — «цветы» и т. п.
10. Неправильное употребление согласных характеризуется также: взаимозамещениями букв, соответствующих звукам т — д — к — г — х:крешат вместо «трещат», ручеёт — «ручеёк», кормик — «кормит», ёлочта — «ёлочка», донит — «гонит», долдожданный — «долгожданный», неподода — «непогода»,авдуст—«август»,хоренья — «коренья»;
§ смешениями букв, соответствующих звукам б — в — д —ф — т — п:бьёт гнездо вместо «вьёт гнездо», дот — «вот», беревья — «деревья», долпит — «долбит», выдегали — «выбегали», десетка — «беседка»;
§ заменами буквой х букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: хвехая вместо «свежая», побехала — «побежала», хуравлиная — «журавлиная», дорохной — «дорожный», похел — «пошел», херно — «зерно»;
§ смешениями букв, соответствующих звукам л и в, л и я, л и у; нащупав— «нащупал»., собирая — «собирала», увидел —«увидела», стрейка — «стрелка»;
§ взаимозамещениями букв, соответствующих звукам р и л: класная вместо «красная», плодали — «продали», приклепил — «прикрепил», грина — «глина», грянул — «глянул».
11. Помимо фонематических замен букв в диктантах учащихся наблюдаются и такие ошибки, как сокращение стечений согласных (пицы вместо «птицы», девока — «девочка»); опускание букв (устах вместо «в кустах», сеёжки — «серёжки»); вставка лишних букв (синтца вместо «синица», третчат — «трещат», надерели — «надели»); недописывание окончаний (летя вместо «летят», бели — «белый», пушисты — «пушистый»). Такого рода ошибки можно встретить и у школьников с нормальным речевым развитием, однако в письменной речи учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием они являются более стойкими и шире распространены. Большое количество перечисленных ошибок объясняется недостаточным фонематическим развитием детей. Для иллюстрации сказанного приведем следующие факты: Лена А., ученица подготовительного класса, не дифференцируя звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки, пишет кузснечики вместо «кузнечики», взаяли — «взяли»; Слава А., ученик первого класса, не различая звуки с — н, ц — ч — т — д, пишет линитча, лисидца вместо «лисица», заяетц — «заяц», не дифференцируя носовые м — н,— огроная вместо «огромная». Алеша К., ученик второго класса, не дифференцируя гласные звуки, л и и, пишет еожит вместо «ёжик», столят — «стоят», скулийл — «скулил», собирая — «собирала».