Характеристика нарушений письма

Для учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба харак­терны главным образом замены букв, отражающие недоразвитие фо­нематической системы языка.

1. Наиболее специфичными являются замены букв, соответ­
ствующих ротовым и носовым звукам: п—н, л—н, д—н, т—н,- м—б, б—
м; взаимозамещения букв, соответствующих носовым звукам: м—н,
н—м. Например, купила вместо «купила», весенье — «веселье», свет-
ный — «светлый», на тонах — «на токах», дад — «над», дени — «дети»,
Меря — «Боря».

Данные ошибки свидетельствуют о влиянии носового оттенка речи на процесс фонемообразования.

2. Большое количество замен букв относится к гласным зву­-
кам. Школьники ошибаются не только в случаях с безударными глас-­
ными: заречала, сарушала вместо «зарычала», ячыриса — «ящерица»,
лишают — «летают», но и когда гласная находится под ударением,
например вместо букв у н а употребляют о: Доня вместо «Дуня», у
Марки — «у Мурки», в коклу — «в куклу», вроч — «врач», клают —
«клюют» и т.п.

3. Нередко допускаются замены гласных, обозначающих мяг­-
кость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны
— «клёны», опат — «опять» и т.п.

4. С недостаточным различением твёрдых и мягких звуков свя­-
заны ошибки употребления букв ы и и: пионери вместо «пионеры»,
риба — «рыба» и т.п.

5. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употреб­-
ление мягкого знака: exam вместо «ехать», трещат — «трещать», бол-
шой — «большой», листя — «листья», в баньке плавали рибы — «в
банке плавали рыбы» и т.п.

6. Значительное число специфических замен букв касается звон­-
ких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», толпит —
«долбят», пелка — «белка», дрыщат — «трещат», дядлы — «дятлы», бо-
ную — «полную», блескались — «плескались», картовель — «картофель».

7. Наблюдаются различные варианты ошибок данного типа: в
одних случаях замены звонких глухими, в других — глухих звонкими,
в третьих — двусторонние замены букв, например: Надаша вместо
«Наташа», етет — «едет», грук — «крюк», корка — «горка», в лезу —
«в лесу», кризот — «грызёт».

8. Распространены взаимозамещения букв, соответствующих
свистящим звукам: лисиса — «лисица», птысы — «птицы», заяс —
«заяц», экскурция — «экскурсия»; замены букв, соответствующих сви­-
стящим и шипящим звукам: сенка вместо «щенка», берёжа — «берё-

- 20-

за», носницы — «ножницы», лезит — «лежит», кузнесики — «кузнечи­ки», девоцка — «девочка» и т.п.

9. Довольно большую группу составляют ошибки, отражаю-­
щие расщепление аффрикат: тапля вместо «цапля», тижи — «чижи»,
сверток — «сверчок», тепъ — «цепь», светы — «цветы» и т.п.

10. Неправильное употребление согласных характеризуется
также:

. взаимозамещениями букв, соответствующих звукам т, д, к, г, к: крешат вместо «трещат», ручеё'т — «ручеёк», кормик — «кормит», ёлочта

— «ёлочка», донит — «гонит», долдожданный — «долгожданный», непо-
дода — «непогода», авдуст — «август», коренья — «коренья»;

. смешениями букв, соответствующих звукам б, в, д, ф, т, п: бьёт гнездо вместо «вьёт гнездо», дот — «вот», беревья — «деревья», долпит — «долбит», выдегали — «выбегали», десетка — «беседка»;

. заменами буквой х букв, соответствующих свистящим и ши­пящим звукам: хвехая вместо «свежая», побехала — «побежала», хурав-лыная — «журавлиная», дорохной — «дорожный», похёл — «пошёл», херно

— «зерно»;

• смешениями букв, соответствующих звукам л и в, л и я, л и i: нащупав — «нащупал», собирая — «собирала», увидея — «увядела», стрейка — «стрелка»;

. взаимозамещениями букв, соответствующих звукам р и л: клас-ная вместо «красная», плодали — «продали», приклепал — «прикре­пил», грина — «глина», грянул — «глянул».

11. Помимо фонематических замен букв в диктантах наблюда-­
ются и такие ошибки, как сокращение стечений согласных (пщы вме-­
сто «птицы», девока — «девочка»), опускание букв (устах вместо «в
кустах», сеёжки — «серёжки»), вставка лишних букв (синтца вместо
«синица», третчат — «трещат», надерели — «надели»), недописывание
окончаний (летя вместо «летят», бели — «белый», пушисты — «пушис-­
тый»). Такого рода ошибки можно встретить и у школьников с нор-­
мальным речевым развитием, однако в письменной речи учащихся с
фонетико-фонематическим недоразвитием они являются более стой­
кими и шире распространены. Большое количество перечисленных
ошибок объясняется недостаточным фонематическим развитием де-­
тей. Для иллюстрации сказанного приведём следующие факты: Лена
А., ученица подготовительного класса, не дифференцируя звонкие и
глухие, твёрдые и мягкие звуки, пишет кузснечики вместо «кузнечики»,
взаяли — «взяли»; Слава А., ученик первого класса, не различая звуки
с—н, ц—ч—т—д, пишет линитча, лисидца вместо «лисица», заяетц —
«заяц», а из-за неспособности дифференцировать носовые м и н —
огроная вместо «огромная». Алеша К, ученик второй класса, не диффе­-
ренцируя гласные звуки, ли и, пишет еожит вместо «ёжик», стелят —
«стоят», скулийл — «скулил», собирая — «собирала».

2* - 21 -


Наши рекомендации