Автоматизация звука [р] в слогах и словах

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [р].

• Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах
и словах.

• Упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.

• Продолжать учить подбирать слова-антонимы.

• Упражнять в согласовании существительных с числитель­ными 2 и 5.

• Развивать внимание, мышление, пространственную ориен­тировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус­ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок или шкатулка с конфетами.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?

Ребенок. Р-р-р.

2.Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй­ки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздя­ми (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча­тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива­ется! Можно готовиться к отплытию.

3. Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора­чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.

Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.

4. Берем курс на первый остров!

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады­вает курс.

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — про — пры. Бро — бра — брэ.

Гры — грэ — гро. Тра — тру — тры.

Кру — кро — кра. Фрэ — фра — фро.

Дро — дру — дрэ. Вры — вро — вра.

5. Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу­ющему.

А на втором острове живет зубастый, голодный ... кроко­дил. Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пи­рожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.

Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.

6. Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова
разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при­ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод­ку? (Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть
у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово
погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус,
палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп­ка, труба, труба, мостик.

Ребенок повторяет слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

7. К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.)
На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы
и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар­тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло­ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги
обезьянам разложить кокосы.

Ребенок выполняет.

8. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле­дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

Он не молодой, а ... старый. Не плохой, а ... хороший.

Не злой, а ... добрый.

Не сердитый, а ... радостный.

Не растрепанный, а ... аккуратный.

Не ленивый, а ... трудолюбивый.

Не глупый, а ... мудрый.

9. Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос­леднем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправля­емся туда.

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед.

Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда.

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

10. Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол­гим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

Ребенок. Р-р-р.

Наши рекомендации