Рограммно-нормативные основы организации педагогического процесса на этапе начального обучения.
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП).Для спортивно-оздоровительной подготовки допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники водного поло и плавания.
Основными задачами подготовки являются: укрепление здоровья и закаливание; устранение недостатков физического развития; обучение основам техники плавания и широкому кругу двигательных навыков; изучение техники способов передвижения ватерполистов и совершенствования в ней; изучение техники приемов владения мячом, техники выполнения основного броска и ее совершенствование; развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей); формирование устойчивого интереса, мотивации к занятием водным поло и к здоровому образу жизни; овладение минимумом теоретических знаний по водному поло и спортивному плаванию; воспитание морально-этических и волевых качеств.
Этап начальной подготовки (НП).На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься в спортивной школе превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия водным поло в группах НП, либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям водного поло. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки (Табл.,5-7;10-12).
Таблица 5
Примерный учебный план для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) и групп начальной подготовки (ГНП)
Разделы подготовки | СОГ | ГНП | ||
Годы обучения | ||||
Все | 1-й | 2-й | 3-й | |
Возраст | 6-17 | |||
Количество часов в неделю | ||||
Количество занятий в неделю | 3-4 | 3-5 | 4-5 | |
Теоретические занятия | ||||
ОФП и СФП | ||||
Плавательная подготовка | ||||
Техническая подготовка | ||||
Контрольные испытания | ||||
Общее количество часов |
Таблица 6
Примерный годовой план-график учебно-тренировочных занятий спортивно-оздоровительных групп
Содержание занятий | Месяцы | Итого | |||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | ||
Теоретические занятия | |||||||||||||
ОФП и СФП | |||||||||||||
Плавательная подготовка | |||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
Всего часов |
Основными задачами подготовки являются: улучшение состояния здоровья и закаливание; устранение недостатков физического развития; привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям водным поло, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни; обучение основам техники всех спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; изучение техники способов передвижения ватерполистов и совершенствования в ней; изучение техники начальных приемов владения мячом, техники выполнения основного броска и ее совершенствование; приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; овладение минимумом теоретических знаний по водному поло и спортивному плаванию; воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера; поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Рекомендуется комплектовать группы начальной подготовки детьми примерно равного уровня подготовленности, создавая отдельные группы для не умеющих плавать (при наличии условий для начального обучения плаванию), умеющих держаться на воде, знакомых с азами спортивного плавания. Следует учитывать, что период обучения в группах начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в ДЮСШ.
Таблица 7
Примерный годовой план-график учебно-тренировочных занятий групп начальной подготовки 1-го года обучения
Содержание занятий | Месяцы | Итого | |||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | ||
Теоретические занятия | |||||||||||||
ОФП и СФП | |||||||||||||
Плавательная подготовка | |||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
Всего часов |
Спортивный отбор должен предусматривать, прежде всего, проверку состояния здоровья, уровня физического развития и биологического возраста школьника. При отборе следует учитывать, что низкий уровень оценки отдельных показателей (за исключением состояния здоровья, личностных качеств и двигательной одаренности) не является противопоказанием к отбору, если эти не совсем благоприятные признаки могут быть компенсированы высоким уровнем развития других, определяющих качеств. Например, средний рост или низкие показатели динамометрии могут быть компенсированы высокой двигательной одаренностью, «моторностью», экономичностью движений, выносливостью, ориентировкой и т. д.
При проведении контрольных упражнений по оценке техники (по 5-ти бальной системе) рекомендуется создавать специальные просмотровые комиссии, утвержденные на тренерском совете.
Применение контрольных упражнений на первых трех годах обучения в группах начальной подготовки преследует целью проверку усвоения занимающимися учебного материала.
Зачисление занимающихся в учебные группы и перевод с одного этапа обучения на другой должен осуществляться при условии соответствия определенным модельным показателя характеризующим уровень развития физических качеств и степень владения технико-тактическими приемами. Этот уровень определяется при выполнении приемно-переводных нормативов (табл. 8,9).
Таблица 8
Нормативы для спортивно-оздоровительных групп
Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
Общая физическая подготовка | ||
Челночный бег 3 х10 м, с | 9,5 | |
Прыжок в длину с места, см | ||
Метание теннисного мяча с места, м | ||
Наклон вперед с возвышения | + | + |
Кистевая динамометрия | + | + |
Техническая подготовка | ||
Техника плавания спортивными способами | + | + |
Проплывание дистанции 100 м, способом по выбору | + | + |
Ловля мяча одной рукой и его последующая передача основным броском | + | + |
Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей
Таблица 9
Контрольные нормативы для групп начальной подготовки 1-го года обучения
Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
Общая физическая подготовка | ||
Бег 30 м, с | 5,8 | 5,7 |
Прыжок в длину с места, см | ||
Метание теннисного мяча с места, м | ||
Наклон вперед, стоя на возвышении | + | + |
Техническая и плавательная подготовка | ||
Оценка техники плавания всеми спортивными способами, баллы (25 м, в полной координации) | + | + |
Проплывание дистанции способом по выбору, м | ||
Ловля игрового мяча одной рукой и его последующая передача основным броском (на суше) | + | + |
Броски игрового мяча на точность (на суше) | + | + |
Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Таблица 10
Прохождение материала практических занятий по освоению техники спортивных способов плавания в группе начальной подготовки 1-го года обучения и контрольные упражнения по плавательной подготовке
Этап обучения | Основная задача | Часы | Контрольные упражнения | ||
теория | занятия в воде и на суше | контрол. испытан. | |||
Освоение с водой | 1. Погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-12 погружений подряд); 2. Скольжение на груди (руки вытянуты вперед) и на спине (руки вдоль бедер) после толчка от стенки бассейна (2-3 м); | ||||
Изучение техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, брасс, дельфин; техника выполнения открытых поворотов при плавании на груди и на спине; старты из воды и с низкого бортика | 1. Проплывание с оценкой техники 8-10 м каждым из 4-х способов; 2. Проплывание способом по выбору 50 м ; 3. Соскок в воду вниз ногами с метрового трамплина. | ||||
Дальнейшее освоение техники спортивных способов плавания: кроля на груди и на спине, дельфина, брасса, стартов и поворотов | 1. Проплывание с оценкой техники плавания, техники стартов и поворотов; 50 м кролем на груди, 50 м кролем на спине, 50 м брассом, 25 м дельфином; 2. Проплывание способом по выбору 100 м (без учета времени); 3. Спад в воду с метрового трамплина. | ||||
Совершенствование в технике плавания всеми спортивными способами в технике выполнения стартов и поворотов; начальная тренировка в плавании | 1. Проплывание с оценкой техники плавания, техники выполнения стартов и поворотов: 100 м кролем на груди, 100 м кролем на спине, 100 м брассом, 50 м дельфином; 2. Проплывание дистанции 200 м способом по выбору (без учета времени). | ||||
Всего часов |
Таблица 11
Прохождение материала практических занятий по плавательной подготовке в группе начальной подготовки 2-го года обучения и контрольные упражнения
Этап обучения | Основная задача | Часы | Контрольные упражнения | ||
теория | занятия в воде и на суше | контроль. испытан. | |||
Совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов (повторение материала 1-го года обучения) | 1. Проплыть с оценкой техники плавания, стартов и поворотов 50 м кролем на груди, 50 м кролем на спине, 50 м брассом. 25-50 м дельфином. 2. Проплыть дистанции 100-200 м способом по выбору (без учета времени) | ||||
Углубленное изучение рациональных вариантов техники плавания, стартов и поворотов; совершенствование техники | 1. Проплыть с оценкой техники плавания, выполнение старта и поворота, дистанцию 200 м комплексное плавания (без учета времени). 2. Проплыть дистанции 200-300 м способом по выбору (без учета времени). | ||||
Совершенствование техники плавания, стартов и поворотов; начальная спортивная тренировка | 1. Проплыть с оценкой техники плавания, стартов и поворотов дистанцию 200 м комплексно. 2. Проплыть дистанцию 400 м способом по выбору (без учета времени). | ||||
Всего часов: |
Таблица 12
Прохождение материала практических занятий по плавательной и технической подготовке в группе начальной подготовки 3-го года обучения
Этап обучения | Основная задача | Часы | Контрольные упражнения | ||
теория | занятия в воде и на суше | контроль. испытан. | |||
Совершенствование техники плавания, стартов и поворотов, начальная спортивная тренировка. Изучение техники способов передвижения ватерполистов, специальных приемов игрового плавания, начальных приемов техники владения мячом | 1. Проплыть с оценкой техники плавания ватерпольными способами передвижения. 2. Продемонстрировать технику специальных приемов игрового плавания. 3. Продемонстрировать технику начальных приемов владения мячом. | ||||
Дальнейшее освоение техники способов продвижения ватерполистов, специальных приемов игрового плавания, начальных приемов техники владения мячом, техники основного броска | Программа контрольных упражнений 1-го этапа. Проплыть с оценкой техники плавания, стартов и поворотов, дистанцию 200 м комплексного плавания. | ||||
Совершенствование техники плавания, способов продвижения, специальных приемов игрового плавания и начальных приемов техники владения мячом. начальная спортивная тренировка | Программа контрольных упражнений 1-го этапа. Проплыть дистанцию 800 м способом по выбору. | ||||
Всего часов: |