Теоретические основы организации процесса обучения в учреждениях среднего профессионального
Бурцева Л.П.
Б91 Методика профессионального обучения : учеб. пособие / Л.П. Бурцева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 160 с.
ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука)
Пособие содержит обобщенный теоретический материал по ор-ганизации процесса профессионального обучения в современных условиях и комплекс заданий разного характера, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения. Содержание пособия со-ответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) для профиля «Экономика и управление».
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов педагогических и профессионально-педагогических вузов по дисциплинам «Методика профессионального обучения», «Практикум по методике профессионального обучения», «Психолого-педагогический практикум».
УДК 377(075.8)
ББК 74.00я78
ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА) © Бурцева Л.П., 2015
ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука) © Издательство «ФЛИНТА», 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………..…….5
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……….………..…8
1.1 Основные направления развития профессионального образования в России в XXI в. …………….…………………...…….8
1.2 Ключевые понятия компетентностного подхода ………...…....13
1.3. Технологии и методы обучения, направленные на реализацию
идей компетентностного подхода………...………….……………. .21
Раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ…….....28
2.1. Методика профессионального обучения как научная отрасль
или учебная дисциплина…….……...……...…………..…………….28
2.2. Особенности методической деятельности педагога
профессионального обучения ………………………………...….....51
2.3. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования ……..….60
Раздел 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …………...……….....67
3.1 Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования .…………………...……………………………...…...…67
3.2 Формы организации теоретического и практического обучения
в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования ………….……………………………………….………77
3.3. Отбор и проектирование содержания теоретического
и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования ……………………....84
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И ЕГО КОМПОНЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………...….102
4.1. Отбор и проектирование дидактических средств, методов
и технологий профессионального обучения при подготовке
рабочих (специалистов) в учреждениях среднего
профессионального образования ……………...……………102
4.2. Проектирование учебного занятия теоретического
и практического (производственного) обучения в учреждениях
среднего профессионального образования …………......…........110
4.3. Проектирование контрольно-оценочных средств
в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования …………………………………..……...…………....129
4.4. Анализ учебного занятия теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях среднего профессионального образования ………………………..……....135
Контрольные задания по курсу «Методика профессионального
обучения. Практикум но методике профессионального
обучения»…………………………...……………….……….…....141
Литература ………………………………………………......……155
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые бакалавры!
Сегодня становится все более очевидным, что только про-фессионалы, способные «делать дело» и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кри- зиса, возврат к национально-культурным традициям и полно- ценным контактам с другими странами и народами. Образо- вательный процесс в вузах в период внедрения и реализации ФГОС стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого осмысления преподавателя- ми закономерностей педагогической деятельности, принципов и методов обучения п воспитания, развития личности студен- тов, их профессионального становления п определения. Таким образом, первостепенное значение приобретает функция под- готовки студентов к профессиональной деятельности, препода- ватель становится необходимым спутником студента в учебном процессе, в его профессиональном определении, утверждении и росте.
Профессиональная школа длительное время ориентиро- валась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию профессионального мастерства ее выпускни- ков. Это не стимулировало должным образом развитие про-фессиональной компетентности студентов, стремление их к образованию и самообразованию. Учитывая основные тенден- ции современного профессионального образования, возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки компетентных специалистов в вузе. Стало очевидным, что про-фессиональное образование должно ориентироваться на спе-циализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Необходимо формирование высокого мастерства, позволяющего выпускни- ку быть конкурентоспособным на рынке труда; обеспечение вы- сокой мобильности специалистов и их способности оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющим- ся условиям производства. А так же быть способными самосто- ятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответствен- ные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Курс «Методика профессионального обучения» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин профес- сионального цикла. Освоение данного курса базируется па изучении таких учебных дисциплин, как «Общая и профессио- нальная педагогика», «Педагогические технологии», «Психо- логия профессионального образования», «Введение в профес-сионально-педагогическую специальность», «Практическое (производственное) обучение». Знания и умения, общекультур- ные и профессиональные компетенции, развиваемые в процес- се изучения курса «Методика профессионального обучения», закрепляются и включаются в осваиваемую профессиональную деятельность на педагогической и преддипломной практике.
«Методика профессионального обучения» - учебное посо- бие, предназначенное для самостоятельной работы студентов, построенное на основе требований Федерального государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предусматривающее закрепление знаний, от- работку практических умений и развитие профессиональных компетенций студентов-бакалавров по всем темам учебной дис-циплины.
Каждая представленная в пособии тема учебной дисципли- ны содержит перечень общекультурных и профессиональных компетенций, развитие которых максимально предусмотре- но заданиями данной темы, список основных дидактических единиц, подлежащих усвоению, и комплекс учебных заданий. Задания могут использоваться во внеаудиторной самостоя- тельной работе студентов, а также стать предметом индивиду- ального или коллективного проектирования и последующего обсуждения на аудиторных занятиях. Задания представлены в различной форме. Помещенные в пособии фрагменты из учеб- ников, учебных пособий, научных монографий и статей служат теоретической основой выполнения предлагаемых заданий.
Необходимо обратить внимание при выполнении заданий на их формулировку и дополнительную информацию к зада- нию; многие задания предполагают вариативность ответов и актуализацию межпредметных связей; все предлагаемые зада- ния носят практикоориентированный характер и требуют аргу-ментации и обоснования.
Пособие заканчивается контрольными заданиями, по кото- рым можно проверить свои знания, умения, компетенции по дисциплине, а также подготовиться к экзамену.
Условные обозначения, применяемые в пособии:
!!! теоретический материал обобщающего характера
► — задание
© дополнительный информационный материал для вы- полнения задания
▲ — задание обобщающего характера
Удачного изучения дисциплины!
˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ Раздел 1 ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
_______________________
Перечень формируемых компетенций: способен на-учно анализировать социально значимые проблемы и про- цессы, умеет использовать на практике методы гуманитар- ных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности; готов анали-зировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности; способен вы-полнять профессионально-педагогические функции для обе-спечения эффективной организации и управления педагогиче- ским процессом подготовки рабочих (специалистов).