Рограммно - нормативные требования организации современного учебно-педагогического процесса многолетней спортивной тренировки в водном поло.

В соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений спортивной направленности возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах (СОП) может составлять от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения.

Весь период обучения подразделяется на следующие этапы: спортивно-оздоровительный (СОП); начальной подготовки (НП); учебно-тренировочный (УТ); спортивного совершенствования (СС); высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Для каждого этапа обучения в спортивной школе устанавливаются режимы обуславливающие параметры учебно-тренировочного процесса (Табл.1).

Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке

Наиме­нова­ние этапа Год обуче­ния Минималь­ный возраст для зачисления Мини­маль­ное число учащихся в группе Максимальное количество учебных часов в неделю Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года
СОП Все Выполнение контрольно-переводных нормативов
НП До 1 года Выполнение контрольно-переводных нормативов
Свыше года  
УТ До 2-х лет Уровень спортивных результатов, выполнение контрольно-переводных нормативов
Свыше 2-х лет  
СС До 1 года   Уровень спортивных результатов, выполнение приемных нормативов
Свыше года  
ВСМ Весь период   Уровень спортивных результатов

Для многолетних педагогических наблюдений за ростом спортивного мастерства, и выявления динамики развития занимающихся, применяются индивидуальные карты спортсмена (Табл.2). В этом документе, хранящемся в администрации спортивной школы, находят отражение результаты многолетних наблюдений за уровнем развития основных физических качеств, антропометрическими показателями, динамикой роста показателей технической и специальной физической подготовленности, уровня тактической и теоретической подготовленности, соревновательной деятельностью.

Таблица 2

Индивидуальная карта спортсмена

Ф.И.О. ___________________________ Дата и место рождения ________________________

Год, месяц начала занятий спортом ­­­­­­­­­­­­­_______________________, избранным видом ________

Спортивная школа _________ Спортивное общество ________ Город, республика ________

А) Физическое развитие

Учебные группы Дата обследо­ва­ния Длина тела, см Масса тела, кг Длина стопы, см Сила сгибателей кисти, кг ЖЕЛ, мл Заключение врача
Исходные данные              
Группы начальной подготовки
1-й год              
2-й год              
3-й год              
Учебно-тренировочные группы
1-й год              
2-й год              
3-й год              
4-й год              
5-й год              
Группы спортивного совершенствования
1-й год              
2-й год              
3-й год              

Б) Физическая подготовленность

Учебные группы, год обучения Бег 30 м Бег 60 м Бег 100 м Наклон с возвышения Прыжок в длину с места Челночный бег 30 м Метание теннисного мяча Бросок набивного мяча двумя руками сидя Сгибание и разгибания рук в упоре лежа (отжимания) Подтягивания тест Купера На скамейке: лечь-сесть-согнуться (см. табл. 7)
Исходные данные                        
Группы начальной подготовки
1-й год                        
2-й год                        
3-й год                        
Учебно-тренировочные группы
1-й год                        
2-й год                        
3-й год                        
4-й год                        
5-й год                        
Группы спортивного совершенствования
1-й год                        
2-й год                        
3-й год                        

В) Техническая, специальная плавательная и интегральная подготовленность

Учебные группы, год обучения Ведение мяча 15 м, с Бросок на дальность, м Бросок на точность Бросок на суше правой Бросок на суше левой Бросок на суше правой + левой Сумма бросков на суше Плавание 400 м в/с Плавание 100 м в/с Плавание 50 м в/с Плавание 25 м в/с Плавание 15 м в/с Тест 5х3 м Время 10 выпрыгиваний Количество игр
Исходные данные                              
Группы начальной подготовки
1-й год                              
2-й год                              
3-й год                              
Учебно-тренировочные группы
1-й год                              
2-й год                              
3-й год                              
4-й год                              
5-й год                              
Группы спортивного совершенствования
1-й год                              
2-й год                              
3-й год                              

Планирование тренировочных нагрузок по различным разделам подготовки должно осуществляться с учетом возрастных особенностей развития занимающихся на всех этапах обучения (табл.3,4)

Таблица 3

Темпы прироста показателей физического развития и сенситивные периоды для совершенствования физических качеств у девушек

Показатели Возрастные периоды, лет
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Длина тела   С В ОВ ОВ В С    
Масса тела       С В ОВ В В  
ЖЕЛ       С В ОВ В В С
Координационные способности С В В В С        
Подвижность в суставах В В В В С        
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) С В В В В С      
Базовая выносливость (на уровне МПК)     С В ОВ В С    
Анаэробные возможности       С В В В С  
Быстрота ОВ В ОВ В С        
Максимальная сила       С В В В    
Силовая выносливость       С В В В С  
Скоростно-силовые способности     С В ОВ С      

Таблица 4

Темпы прироста показателей физического развития и сенситивные периоды для совершенствования физических качеств у юношей

Показатели Возрастные периоды, лет
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Длина тела       С В ОВ ОВ В С
Масса тела         С В ОВ В В
ЖЕЛ   С С С В ОВ В В С
Координационные способности С В В В В С      
Подвижность в суставах В В В В В С      
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) С С С В ОВ ОВ В С  
Базовая выносливость (на уровне МПК)     С С ОВ ОВ С    
Анаэробные возможности           С ОВ В ОВ
Быстрота В В С С С        
Максимальная сила           С В ОВ С
Силовая выносливость         С В В ОВ В
Скоростно-силовые способности           С В ОВ В

Условные обозначения и сокращения. Темпы естественного прироста: С – средние, В – высокие, ОВ – очень высокие. ЖЕЛ – жизненная емкость легких, ПАНО – порог анаэробного обмена, МПК – максимальное потребление кислорода.

Наши рекомендации