Абстракция в игровой деятельности
Абстракция, или отвлечение,—один из компонентов таких сложных видов деятельности, как игра дошкольников, выполнение учебной деятельности школьниками. Известно, что уже в игре детей младшего дошкольного возраста завернутый в салфеточку деревянный брусочек может выполнять роль куклы, палочка может в одних случаях служить ложечкой, чтобы поить куклу чаем, в других—термометром, кубик—куском хлеба, а крышка стола — крышей устраиваемой под ним комнаты.
Для того чтобы в игровой ситуации использовать длинную палочку в роли термометра, надо акцентировать в ней и в термометре соответствующие друг другу признаки (длину, ширину и толщину) и отвлечь их от всех прочих признаков этих двух предметов. Воображение, позволяющее обращаться в условиях игры с деревянной палочкой как с градусником, развивается на базе абстракции, выполняемой в действии, средствами наглядного мышления. Переименование палочки в термометр в условиях игры предполагает осуществление абстракции.
Более позднее развитие игры у глухих детей, чем у их слышащих сверстников, в известной мере связано с задержкой развития у глухих абстрагирующей деятельности.
Нами были сделаны некоторые подступы к изучению особенностей абстракции у глухих детей 6—7 лет в условиях предложенной им игры. Эксперимент строился так: дети должны были «напоить кукол чаем и уложить их спать». Куклы были рассажены на игрушечных креслицах вокруг столика, на котором стояли чашечки; их было меньше, чем кукол. Для того чтобы у каждой куклы была своя чашечка, следовало воспользоваться в качестве чашек иными находившимися тут же предметами: пластмассовой цилиндрической коробочкой со снимающейся крышкой, чайницей (с крышкой), наперстком, электрическим роликом и ракушкой моллюска. Самостоятельно никто из детей, участвовавших в исследовании, не сделал этого. Убеждая детей, что куклы, у которых нет чашек, обижены и плачут, педагог постепенно преодолел нежелание детей заменить отсутствующие чашки иными предметами и добился того, что пять из восьми детей, участвовавших в игре, воспользовались некоторыми из предложенных вещей, акцентируя в них пригодность выполнять функции чашки и отвлекаясь от других их особенностей. Трудность отвлечения была одним из препятствий переосмысливания знакомых предметов, затрудняла их использование в игре в качестве чашек. Дети категорически отказывались пользоваться в качестве чашек наперстком, пластмассовой коробочкой, мотивируя отказ тем, что в пластмассовую коробочку надо положить какие-нибудь вещи, а не пить из нее, а наперсток надо надеть на палец, когда шьешь. Между тем электрическим роликом, назначение которого не было им знакомо, они пользовались для этой цели охотнее. Иначе говоря, если не надо было выполнять отвлечения, переосмысливание объектов достигалось быстрее.
Когда дети «напоили» кукол, им предложили уложить их спать. Кроваток для кукол не хватало, но было много креслиц. Соединив их попарно, легко было сделать из них кроватку для кукол. Слышащие дошкольники немедленно стали на этот путь.
Глухие дети упорно показывали, что в кресло следует посадить куклу и придвинуть к столику. Даже после того как экспериментатор сдвигал кресла, показывая, как сделать из них кровать, дети воспроизводили это неохотно, утверждая, что это плохо и что в креслах спать не полагается, что нужно достать настоящую кровать.
Тот факт, что незнакомые объекты легче использовались в новом назначении, чем знакомые, показывает, как трудно отвлекаться глухим детям от основного функционального назначения предметов, и в известной мере объясняет задержки в развертывании их игровой деятельности. Не только глухие дошкольники, но и глухие школьники легче использовали во время игры в качестве заменителей незнакомые им объекты, чем знакомые.
Акцентирование одних сторон и свойств объектов и отвлечение от других, т. е. расшатывание их взаимосвязи в объекте как целом, затрудняет глухих детей. В описанных экспериментах можно было подметить, что, когда в игровой ситуации детям надо было воспользоваться какими-то объектами как заменителями других, т. е. в случаях «мнимого» их использования, труднее всего было отвлечься от прямого назначения, труднее даже чем от формы и тем более величины объектов.
Аналогичные трудности выявились в экспериментах с глухими детьми младшего школьного возраста при решении ими занимательной задачи, состоявшей из трех звеньев. Из одних и тех же 10 предъявленных им объектов (пластмассовая коробочка, деревянная чайница, пузырек из-под одеколона, наперсток, электрический ролик, раковина моллюска, плоский камень, ножницы, ручка, карандаш) они должны были сперва отобрать заменителей для отсутствовавшей в наборе кружки, затем молотка и, наконец, пробки—рис. 26. (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, 1962). Трудности акцентирования в каждом из трех случаев в соответствии с требованиями задачи в одном и том же объекте разных сторон и свойств и трудности отвлечения всякий раз от иных особенностей этого объекта свидетельствовали о недоразвитии операции абстракции.