Теоретические основы игровой деятельности. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с ТНР.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Она является ведущим видом деятельности, в которой он развивается как личность, проявляя свои способности, интересы и определённые черты характера. Именно игра позволяет ребёнку реализовать себя во взаимодействии с окружающим миром. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В развитии игровой деятельности выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Развитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

- игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

- игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

- развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Этапы игровой деятельности ребёнка:

* Ознакомительный.

* Предметно-орудийный.

* Сюжетно-отобразительный.

* Сюжетно-ролевой.

Виды игр: с игрушкой, со строительным и природным материалом, дидактические (настольно-печатные, музыкальные), логоритмические, пальчиковые, со словом, на инструментах, хороводы, театрализованные игры, сюжетно-ролевые (творческие).

Классификация игр.

Творческие игры:

1 -Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

2 -Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?",которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

3 - Игры-драматизации (театрализованные игры) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами:

1 - Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

2 -В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

Основными функциями игры в развитии ребёнка являются:

1. Коррекционные:

* Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, дыхательной системы, артикуляционного аппарата.

* Формирование выразительных средств (интонации, мимики, жестов, пластики).

2. Оздоровительные:

• Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата.

• Развитие моторики (общей, мелкой).

3. Образовательные:

• Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам.

• Развитие творческих, коммуникативных способностей, музыкальных.

4. Воспитательные:

• Воспитание культуры (общей, речевой, двигательной, музыкальной).

• Эстетическое отношение к окружающему.

5. Развивающие:

• Познавательная активность.

• Устойчивый интерес к действованию.

• Самоконтроль.

• Внимание, память, мышление.

• Ориентировка в пространстве.

Роль педагога в руководстве игрой:

- ведущий участник

- организатор

- рядовой участник деятельности, воздействующий на детей личным примером

- участник-новичок

- советчик

- помощник детей в организации деятельности.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желание детей , их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному обращению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям непонятна монотонная, невыразительная речь, зато они чутко удавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не используется стандартными заученными фразами и словами.

К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры желательно подойти и обратиться не менее 3 – 5 раз: с заскучавшим ребенком- поиграть в прятки, приласкать его; другому- показать, как правильно сложить пирамиду; третьему- привести в порядок костюм. С детьми надо обращаться ровно спокойно, терпеливо.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра, будучи ведущей деятельностью дошкольного возраста оказывает определяющее влияние на все психическое развитие ребенка. В игре развивается произвольность, волевая регуляция и рефлексия, происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; преодоление познавательного эгоцентризма; развиваются восприятие, память, внимание, воображение. Формирование высших эмоций у дошкольника также осуществляется, прежде всего, в игровой деятельности. В ходе игровых взаимодействий на протяжении дошкольного детства развивается самооценка и уровень притязаний, формируется общественная направленность личности.

Наши рекомендации