Состояние и перспективы электронного управления в Азербайджане.

В Азербайджанской Республике создание информационного общества является одним из приоритетов государственной политики. 17 февраля 2003 года Президент Азербайджанской Республики Г. Алиев утвердил «Национальную стратегию по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003–2012 годы)». В этот период в целях реализации данной стратегии Правительством Азербайджана был осуществлен ряд комплексных мероприятий по созданию юридических основ информационного общества, развитию человеческого фактора, прав граждан на получение информации, ее распространение и использование, формированию электронного государства, электронной торговли, а также в иных направлениях.

В качестве основного комплексного мероприятия Стратегии следует выделить проект «Электронный Азербайджан», реализованный к 2012 году. Для его осуществления из бюджета было выделено около 10 миллионов манатов. В рамках проекта обеспечено применения информационно-коммуникативных технологий в государственных учреждениях, органах самоуправления, усовершенствование работы всех веб-ресурсов официальных структур, и их подразделений, увеличение потенциала конкурентоспособности и направленности ИКТ, для развития почтовой, телекоммуникационной и электронной систем услуг.

Важное значение в ходе реализации Национальной стратегии придавалась работе по информатизации органов государственного управления.

Одним из наиболее интересных примеров в плане являлись работы, проведенные в управления налоговой сферой. Так, например, Министерство налогов систематически расширяло охват предоставляемых налогоплательщикам электронных услуг. В 2004 – 2005 годах Министерство налогов, совместно с Министерством финансов разработало и утвердило концепцию развития системы электронного налогового администрирования. В 2006 году была создана Автоматизированная налоговая информационная система (AVIS), в 2007 году сформировано Интернет-налоговое управление (www.e-taxes.gov.az).

С банками начался обмен электронными документами и прием налоговых деклараций в электронной форме. Помимо этого, в 2009 году внедрением депозитных счетов НДС были созданы условия для реализации оплаты НДС в электронной форме по купленным у других налогоплательщиков товарам (работам и услугам), а также по импортированным в страну товарам. Как продолжение предоставляемых услуг, с 1 января 2010 года начато применение электронных налоговых счет-фактур. С 1 января 2011 года режим электронного документооборота распространен на две трети всех видов документов вовлеченных в процесс налогового администрирования. При этом активно использовались возможности передачи информации и данных в Интернете, а также с помощью электронной почты.

Важно отметить, что в 2012 году Азербайджан находился на пороге внедрения 3G, открывающего перспективы активного внедрения беспроводных технологий. Это достижение поможет стране достичь более высокого уровня развития информационного общества в обозримом будущем.

Однако, несмотря на то, что в период 2003 – 2012 годов развитие информационного общества в Азербайджане носило устойчивый характер и затрагивало наиболее значимые сферы жизнедеятельности людей, в настоящее время разработка проектов стратегических документов, направленных на дальнейшее развитие данной сферы, носит ограниченный характер. Перспектива 2020, часто упоминаемая в стратегиях развития информационного общества наиболее развитых государств – участников СНГ, до настоящего времени в Азербайджанской Республике представлена довольно скромно.

Единственным существующим документом, в котором развитие информационного общества рассматривается в качестве одного из направлений государственной политики Азербайджанской Республики является проект государственной Концепции Развития “Азербайджан-2020: взгляд на будущее” размещенный на сайте президента Азербайджанской Республики И. Алиева. В этом документе задача по обеспечению перехода к информационному обществу приводится в качестве одного из 11 глобальных вызовов будущего.

В настоящее время проект представлен общественности для обсуждения.

Следует обратить внимание на то, что, в проекте государственной концепции в значительной мере делается акцент на обновление образования, в том числе в контексте вхождения в европейское образовательное пространство, как основы для эффективного развития информационного общества. К примеру, в рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах» за счет финансирования из Государственного нефтяного фонда, а также иных источников на учебу в ведущих университетах мира будет направлено 11000 молодых азербайджанцев.

Развитие информационной составляющей наряду с инициативами по модернизации системы образования предполагает реализацию соответствующих мер по развитию космической промышленности. К 2020 году Азербайджан планирует войти в число стран, обладающих своим искусственным спутником Земли. Будет расширено применение новых технологий в телекоммуникационной сети, организована пакетная трансляция национальных радио- и телевизионных программ со спутника.

Также ставится цель устранения цифровых различий между странами региона путем реализации проекта Трансевразийской суперинформационной магистрали, обеспечение дешевого и качественного выхода на широкополосной интернет за счет создания сильной и устойчивой информационной инфраструктуры, развитие систем е-торговли и е-рынка, ускорения интеграции страны в глобальное информационное пространство.

5. Центры Asan xidmət и различные службы государственных органов.

В последние годы проделана значительная работа, направленная на применение в работе государственных структур информационно-коммуникационных технологий, сформирована соответствующая правовая база. В большинстве государственных органов обеспечено оказание населению электронных услуг. Эти услуги исключают бюрократические препоны и факты коррупции. С созданием 13 июля 2012 года Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте была проведена важная реформа в этой сфере.

В настоящее время большая часть обращений в эти центры касается услуг, связанных с получением и заменой удостоверения личности, заменой водительского удостоверения, нотариальной деятельностью, а также миграционными и имущественными вопросами. Если раньше в центрах «ASAN xidmət» оказывались 23 правовые услуги, то сегодня 10 государственных органов оказывают 30 видов услуг. Одновременно в центрах организованы 30 видов функциональных вспомогательных услуг. Все это является важной составной частью проводимой Азербайджанским государством политики по формированию нового подхода в отношениях государственный служащий – гражданин. Здесь, как и в других центрах, установлены подключенные к интернету компьютеры и созданы условия для пользования гражданами всеми видами электронных услуг. Для ожидания и рационального проведения гражданами своего времени в центре «ASAN xidmət» организованы функциональные вспомогательные услуги – здесь действуют банковское отделение, страховой центр, центры правовой помощи и перевода, лаборатория, медицинская служба, почтовое отделение, фотостудия. Посредством специальных терминалов можно осуществить оплату мобильной связи, интернета, света, воды, газа и других коммунальных услуг, кредитные или страховые платежи. Система обслуживания оснащена современным телефоном IP и сетью IP. Цель работы центра «ASAN xidmət» заключается в удовлетворении граждан при оказании государственными органами правовых услуг, обеспечении прозрачности, полном устранении фактов коррупции, применении современных технологий, принципа «одного окна», формировании в отношениях государственный служащий – гражданин нового образа мышления – подхода «обязанность государственного служащего заключается в обеспечении права гражданина».

С начала деятельности в центр «ASAN xidmət» обратились около 5 миллионов 500 тысяч граждан. В течение дня в центры «ASAN xidmət» обращаются 15-16 тысяч граждан. С 2013 года в целях обеспечения доступности услуг населению регионов, в которых не учреждены центры «ASAN xidmət», посредством специальных автобусов оказываются выездные услуги. На сегодняшний день этими услугами воспользовались около 200 тысяч граждан. Примерно 500 гражданам-инвалидам, нуждающимся в особой заботе, услуги были оказаны бесплатно. В целях организации качественного и постоянного оказания выездных услуг населению регионов количество специальных автобусов увеличено до 10-ти.

Обращение граждан в центры «ASAN xidmət» одновременно осуществляется посредством Центра «Чагры» и социальных сетей. В Центре «Чагры», функционирующем с 1 февраля 2013 года, зарегистрировано 594 тысячи 103 звонка. Количество ежедневных звонков составляет 1000-1500. Кроме этого, посредством социальных сетей принято более 150 тысяч обращений. Согласно проведенным на сегодняшний день в центрах услуг 43 периодическим опросам мнения, удовлетворенность граждан центрами «ASAN xidmət» находится на уровне 98-100 процентов. Особое значение в центрах «ASAN xidmət» уделяется человеческим ресурсам и обучению.

В настоящее время в Государственном агентстве и центрах «ASAN xidmət» работает около 1600 сотрудников. На сегодняшний день Государственное агентство провело 675 тренингов со всеми работающими в центрах сотрудниками. Важная работа проведена и с работающими в центрах волонтерами. В целом на сегодняшний день в агентстве и центрах «ASAN xidmət» к волонтерской деятельности привлечено до 4500 человек. В настоящее время в центрах продолжают работать около 600 волонтеров. 19 декабря 2013 года состоялся Первый съезд волонтеров «ASAN xidmət». А 16 декабря 2014 года был проведен I Общереспубликанский форум волонтеров ASAN. В целях оказания поддержки трудоустройству волонтеров-выпускников создан портал «ASAN кадр». Завершившие свою деятельность около 600 волонтеров приняты на работу в различные организации. Из них 142 человека работают в центрах «ASAN».

Специфическая правовая структура «ASAN xidmət» уже получает высокую оценку многих международных партнеров и экспертов, этот опыт преподносится как азербайджанская модель. «ASAN xidmət», являющийся брендом Азербайджана, стал обладателем премии ООН в области государственных услуг за 2015 год в категории «Улучшение оказания государственных услуг». Это подтверждает, что к «ASAN xidmət» проявляют большой интерес в мире. Неслучайно, официальные представители ряда государств, приезжая в нашу страну, знакомятся с деятельностью «ASAN xidmət». Как результат большого интереса, с 2014 года Государственному агентству и центрам «ASAN xidmət» вручаются сертификаты соответствия международного уровня.

Готовится уже и проект «ASAN FM», который будет задействован в ближайшее время. Это станет единственным радио, специализирующимся в области государственных услуг. Цель заключается в выходе на более широкую аудиторию, правильном и оперативном ее информировании.

Был организован также «банк идей». Это – интернет-портал, который подготовлен с целью привлечения граждан к процессу усовершенствования деятельности центров «ASAN xidmət» и различных государственных органов, предоставления государственных услуг, использования их идей. Создав на этом портале личный кабинет, граждане могут направлять свои идеи и предложения, связанные с деятельностью различных государственных органов. Накопленные идеи оцениваются и принимаются меры по реализации победивших идей. На сегодняшний день в «банк идей» поступило более 1765 идей. Отличившиеся идеи включены в соответствующий план мероприятий, из них 194 уже реализованы.

В центрах установлен принтер, осуществляющий повторное использование печатного листа после стирания имеющихся на нем записей. Этот принтер имеет функцию, благодаря которой можно стереть запись на использованной бумаге и напечатать новый текст. При печатании используется обычная бумага. Посредством этой экологичной и экономной установки один печатный лист можно использовать 8 раз.

Наши рекомендации