Возможное состояние структуры управления формированием электронного правительства в целом

Для повышения эффективности формирования электронного правительства структура управления этим процессом, вероятно, могла бы выглядеть так:

Стратегическое управление формированием электронного правительства должно осуществляться на надведомственном уровне, например, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, основными функциями которого должны были бы стать:

- Установка политических целей формирования электронного правительства которые должны носить высокоуровневый характер — например, «снижение коррупции» или «обеспечение доступности государственной информации», «перевод предоставления услуг в электронный вид» и т. п. стратегические цели. Число таких целей не должно превышать пяти-семи.

- Сопоставление сформулированным целям конкретных и измеримых индикаторов — причем, все индикаторы должны формулироваться в терминах полезности для граждан и организаций, а не органов власти. Формирование корректных и измеримых индикаторов — важнейший связующий фактор между политическими (и тем самым абстрактными) целями и конкретными проектами и программами.

- Измерение индикаторов и формулирование выводов относительно успешности или неуспешности деятельности за текущий период (один год).

Фактически орган стратегического управления должен стать «заказчиком» формирования электронного правительства, формулирующим на ближайший и перспективный период задание (цели) и требования к результатам работы (целевые индикаторы) и принимающим «работы».

На исполнительском уровне целесообразно выделить три уровня управления формированием электронного правительства: уровень общей координации, уровень управления «по направлениям», ведомственный уровень. На верхнем уровне общей координации должно осуществляться средне- и долгосрочное планирование направлений работ, а также оценка их эффективности. На уровне «управления по направлениям» должны решаться задачи нормативного, методического и финансового обеспечения процессов формирования электронного правительства. На ведомственном уровне должно осуществляться управление конкретными проектами.

На общую координацию мероприятий по формированию электронного правительства целесообразно уполномочить единственный орган государственной власти. В настоящее время в наибольшей степени такую роль совместно играют Правительственная комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Возможны два варианта — когда их длительность остается организационно обособленной, однако целевые задачи и высокоуровневый план действий формируются комиссиями совместно, так и организационное объединение двух комиссий с выделением соответствующих внутренних направлений.

Полномочия по оценке эффективности реализации текущих мероприятий в оптимальном варианте необходимо закрепить за органом государственной власти, прямо не участвующем в процессе создания электронного правительства. В качестве таких органов могут выступать органы статистики, российские и международные рейтинговые организации, академические и рыночные структуры и др.

Управление отдельными направлениями — такими как, например, перевод услуг в электронную форму — должны осуществлять соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти в сфере своей компетенции. В частности, можно выделить следующие органы:

- уполномоченный орган в сфере оптимизации порядка предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций;

- уполномоченный орган в сфере перевода государственных услуг в электронный вид;

- уполномоченный орган в сфере формирования инфраструктуры электронного правительства.

Управление конкретными проектами — такими как, например, перевод конкретной услуги в электронную форму — должны осуществлять соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти, предоставляющие данную услугу.

Аналогичный изложенному подход можно рекомендовать к использованию и на региональном уровне.

Наши рекомендации