Понятие урока как формы обучения. Структура урока. Этапы
Понятие о формах обучения
Форма обучения – это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного общения и взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств, а так же совершенствование учителя.
Слово «форма» в переводе с латинского языка означает наружный вид, внешнееочертание. Отсюда, форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать группу учащихся, т.е. проводить коллективное обучение или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). В данном случае форма обучения связана с количественным составом учащихся.
Форма может отражать временную регламентацию учебных занятий. Так, в общеобразовательной школе урок может продолжаться 45 минут или 30 минут при модульной системе обучения. В высшем учебном заведении занятие длится 1 час 20 минут.
Учебные занятия можно проводить в классе или осуществлять выход к изучаемым объектам (экскурсии). В этом случае форму обучения определяет место проведения занятий.
Таким образом, форма обучения создает условия для передачи знаний учащимся (урок, экскурсия, факультативные занятия). Метод обучения представляет собой непосредственно сам способ передачи знаний учащимся, отвечает на вопрос: «как происходит процесс обучения?» Например, на уроке как форме обученияможно применить такие методы обучения как семинар, устный или письменный опрос и другие.
В общеобразовательной школе применяются следующие формыорганизации учебной работы: урок, экскурсии, семинарские занятия, предметные кружки, факультативные занятия, дополнительные групповые и индивидуальные занятия, домашняя учебная работа учащихся.
Понятие урока как формы обучения. Структура урока. Этапы
Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения.
Урок– логически законченная, целостная, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, которую проводят по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учеников.
Урокявляетсяформой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки (30, 40, 45 минут), твердо установленное расписание и определенный учебный материал.
Структура и методика проведения урока зависят от цели и задач, которые решаются в процессе усвоение определенной темы конкретного предмета.
Подготовка к проведению урока начинается с определения темы урока. Затем определяетсявид (например, рисование с натуры, рисование по представлению, теоретическое занятие) и тип занятия (например, комбинированный урок, урок усвоения новых знаний).
Затем определяются целизанятия.
В методике обучения разделяют 3 основные цели урока:
1) Образовательная цель (овладение определенными знаниями, умением, навыков и т.п.);
2) Развивающая цель (развитие мышления, памяти, творческих способностей и т.п.);
3) Воспитательная цель (формирование научного мировоззрения, нравственности, эстетической культуры, художественного вкуса и т.п.).
Цель занятия зависит от преподаваемого предмета, темы урока, а так же возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Например, цели занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе могут быть следующие:
- формирование у учащихся навыки рисования с натуры или по памяти, по представлению;
- развитие у учащихся эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности;
- знакомство учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства или архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства;
- воспитать любовь к искусству, помочь учащимся понять значение искусства в жизни людей и т.п.
Затем производится подбор литературы по данной теме и работа с ней.
После чего подбирается наглядность. Это могут быть технические средства обучения или наглядные пособия. После этого можно приступать к составлению плана – конспекта урока. При составлении план - конспекта урока необходимо учитывать структуру урока.
Структура урока
1. Организационная часть.Ее суть: психологически настроить учащихся на работу, подготовить рабочие места.
2. Вводное слово преподавателя включает:
-сообщение темы и постановку целей урока,
- объяснение нового материала,
- правила и приемы выполнения учебного задания.
3. Практическая работа учащихся на уроке. Во время выполнения практического задания преподаватель следит за работой учащихся, проверяет насколько они уяснили задание и справляются с поставленной перед ними задачей; оказывает методическую и практическую помощь учащимся.
4. Подведение итоговзанятия: Проводится анализ работ учащихся: анализируется каждая работа, дается сравнительная характеристика работ, делается общий вывод, затем, если необходимо, выставляются оценки. К примеру, анализ выполненных рисунков осуществляется примерно по такой схеме: компоновка изображения, конструктивное построение, выявление пространственного положения формы, прорисовка формы и выявление ее характера, прокладка светотени, обобщение рисунка.
Задание на дом.
Основные типы уроков.
Можно выделить следующие типы уроков:
1. Уроки смешанные или комбинированные.
2. Уроки сообщения новых знаний учителем.
3. Уроки закрепления изучаемого материала.
4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.
5. Уроки проверки и оценки знаний.
Подготовка к уроку по определенной теме начинается с определения дидактических целей и задачи, с продумывания структуры и методики проведения урока.