Результаты освоения дисциплины.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине:
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Направления подготовки:
050100.62 Педагогическое образование
(профессионально-образовательный профиль Русский язык и литература (Б)
Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.
РАЗРАБОТАНО
Старший преподаватель кафедры педагогики
профессионального образования И.А. Рыбалёва
СОГЛАСОВАНО
Учебно-методическое управление
Начальник В.Е. Бутрим
Заведующий кафедрой Е.В. Анкудинова
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики профессионального образования протокол № 1 от «___» __09__ 2013 г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
Пояснительная записка
Курс «История образования и педагогической мысли» базируется на принципах фундаментализации, культуросообразности, историзма и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, рассматривающих изучаемые явления и факты в контексте конкретно-исторического времени, и соответствует требованиям государственного стандарта. Курс способствует целостному рассмотрению истории педагогики и образования как единого педагогического процесса, составляющего «золотой» фонд всемирного педагогического наследия, основанного на общечеловеческих ценностях.
При изучении курса «История образования и педагогической мысли» широко используются межпредметные связи с отечественной историей, философией, теоретической педагогикой, психологией, этнопедагогикой и др.
Методологическими основами курса являются: принцип исторического подхода; принцип интеграции; принцип цивилизационного подхода; принцип соотношения истории и современности.
Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по данной дисциплине являются: личностно ориентированный; активно деятельностная форма освоения содержания обучения; диалоговый характер обучения.
Курс «История образования и педагогической мысли» имеет большое значение для подготовки будущего педагога, для формирования его аналитического мышления, взглядов и убеждений. Изучая эту учебную дисциплину, студенты овладевают знаниями и умениями необходимыми для их самоопределения в многообразии образовательных теорий и практических наработок, для выбора собственного педагогического пути и использования опыта прошлого в конкретной деятельности в качестве школьного учителя или руководителя.
Цели и задачи изучения дисциплины:
Целью данной дисциплины является освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней; развитие историко-педагогического мышления будущих бакалавров и формирование у них системы знаний для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения. Содержание курса направлено на выявление объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур и опыта воспитания у народов мира.
Задачи дисциплины:
· сформировать целостное представление о развитии теории и практики образования и воспитания у народов мира в различные исторические эпохи;
· раскрыть положительные тенденции, непреходящие ценности историко-педагогического процесса, востребованные современностью;
· повысить социальную и профессиональную активность студентов, развить толерантность с учетом плюрализма педагогических концепций, систем и моделей в их критическом осмыслении;
· содействовать формированию общепрофессиональной компетенции, способствующей пониманию высокой социальной значимости профессии, развитие мотивации к выполнению профессиональной деятельности, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, используя систематизированные историко-педагогические знания.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина относится к блоку Б1 гуманитарный, социальный и экономический цикл, в части Дисциплины по выбору: Б3.Б.2.2 «История образования и педагогической мысли». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.
Изучение курса предполагает изложение преподавателем основных теоретических позиций, характерных для современной педагогической деятельности и восприятия их студентами, а так же последующую самообразовательную работу студентов с научной литературой и представление результатов этой работы в форме выступлений и реферативных докладов на семинарских занятиях.
Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориентированность не только на формирование у студентов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Основное содержание дисциплины: Исторические подходы и современная трактовка истории образования как области педагогической науки. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Основные реформы образовательной политики в России и за рубежом. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Гуманистические идеи педагогики за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Отечественные и зарубежные педагогические теории, системы и технологии в современном мире.
Результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «История образования и педагогической мысли» выпускник бакалавриата должен обладать следующимикомпетенциями в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:
общекультурными компетенциями (ОК):
· владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
профессиональными компетенциями (ПК):
в области педагогической деятельности:
· способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
в области педагогической деятельности:
· способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
в области научно-исследовательской деятельности:
· готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
В результате освоения дисциплины «История образования и педагогической мысли» обучающийся должен:
Знать:
В процессе освоения содержания дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания и представления:
- о предмете, понятийном аппарате, ведущих историко-педагогических идеях курса истории педагогики и образования как отрасли педагогической науки;
- о тенденциях развития историко-педагогического процесса и особенностях современного этапа развития образования в мире;
- о ценностных основах профессиональной деятельности в сфере образования в историко-педагогическом контексте.
Уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи в развитии всех компонентов сферы образования на разных этапах человеческого общества;
- ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;
- самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу,
- отстаивать личностный подход к усвоению курса, формирующий педагогическую Я-концепцию.
Владеть:
- навыки самостоятельной работы с педагогической литературой;
- историческим методом и уметь его применять в раскрытии положительных тенденций, непреходящих ценностей историко-педагогического процесса, востребованные современностью;
- готов использовать основные положения и методы демократической и гуманистической направленности, представленные в многообразии ретроспективных моделей образования при решении социальных и профессиональных задач;
- способен самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу, последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли.