Для студентов всех форм обучения
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ
учебно-производственнОЙ практикИ по документоведению
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение
профиля подготовки « Документоведение и документационное обеспечение управления»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Учебно-производственная практика по документоведению». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение.
Автор: | кандидат ист. наук, доцент | Е.П. Пирогова |
Рецензент: | Доктор ист. наук, доцент | Л.Н. Мазур |
Одобрена на заседании кафедры правового и документационного обеспечения управления. Протокол от 27 января 2012 г. № 1 .
Заведующая кафедрой правового и документационного обеспечения управления | Н.Г. Суровцева |
Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от № .
Председатель методической комиссии ИСП | А.Г. Кислов | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИСП | С.Е. Вершинин |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Пирогова Е.П., 2012 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-производственная практика по «Документоведению» является составной частью учебного процесса и одной из важнейших форм профессиональной подготовки к трудовой деятельности бакалавра по данному направлению.
Практика организуется кафедрой ПДО согласно учебному плану и настоящей программе, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту.
Цель учебно-производственной практики по «Документоведению» – углубление и закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков работы с документами.
Задачи учебной практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин направления;
- приобретение опыта профессиональной деятельности, интеграция в профессиональную сферу, выработка знаний, умений и навыков в работе с различного рода документами;
- изучение спектра проблем, решаемых организацией, на базе которой проходит практика;
- оказание конкретной помощи в деятельности этой организации, приобретение опыта работы в коллективе;
- изучение нормативных документов и методических пособий (положений, правил, инструкций, методических разработок и т.п.);
- ознакомление с организацией работы в подразделениях (отдел кадров, канцелярия, архив и т.д.), методикой и содержанием конкретных работ непосредственно на рабочем месте;
- оказание помощи в практической работе по выполнению конкретных заданий;
- фиксирование в конспектах и дневниках полученной информации и результатов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Прохождение учебно-производственной практики по «Документоведению» должно привести к формированию у студентов необходимых компетенций, которые будут необходимы и развиты в дальнейшем при изучении перечня последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые в период данной практики:
«Организация и технология документационного обеспечения управления»;
«Организация и документирование работы с обращениями граждан»;
«Кадровое делопроизводство и хранение документов по личному составу»;
«Документирование деятельности коммерческих организаций»,
«Археография»;
«Источниковедение».
Соответствующие дисциплины позволят профессионально ставить задачи перед практическими работами, что в свою очередь позволяет студентам в результате успешного усвоения программ теоретических курсов и практики иметь знания, умения и готовность к практической деятельности.
Формы проведения учебной практики
Учебно-производственная практика студентов по дисциплине «Документоведение» проводится на базе учреждений, организаций и предприятий как государственных, так и других видов собственности, в органах государственного и муниципального управления, в государственных архивах, музеях. В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку учреждения. Наравне с сотрудниками студенты принимают участие во всех проводимых в организации мероприятиях: научно-методических и производственных совещаниях, конференциях и др.
Непосредственное руководство студентами в период практики от учреждения осуществляется сотрудником, назначенным руководителем данной организации. Руководителем практики может быть начальник структурного подразделения или другой квалифицированный сотрудник учреждения, имеющий достаточный стаж и опыт практической работы. Руководитель практики от организации осуществляет контроль за качеством выполняемой студентами работы.
Методическое руководство и контроль за ходом работы студентов на практике осуществляется преподавателями кафедры ПДО, читающими курс по дисциплине «Документоведение».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-производственная практика по «Документоведению» имеет большое значение для формирования у студентов практических навыков работы с документами.
В процессе учебной практики студенты должны получить умения и навыки работы с документами на различных стадиях их движения (первичная обработка документов в экспедиции, работа с документами в канцелярии, регистрация, контроль, исполнение документов в структурных подразделениях, их отправка, организация хранения, подготовка документов к сдаче в архив и т.д.).
Учебная практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, преподавателями и руководителями от мест прохождения практики, что обеспечивает формирование их профессиональных компетенций:
– владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);
– владение основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
– умение самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
– владение тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления (ПК-14);
– умение анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-17);
– знание законодательной и нормативно-методической базы документационного обеспечения управления (ПК-26);
– владение правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки (ПК-42);
– владение принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей (ПК-44);
– знание особенностей документирования предприятий и организаций различных форм собственности, уровней управления и сфер деятельности (ПСК-2).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость учебно-производственной практики по «Документоведению» составляет 6 зачетных единиц,
216 часа в течение 2-х недель во 2-м семестре и 2-х недель в 4-м семестре – всего 4 недели.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
1-я часть (2-й семестр)
Таблица 1
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Семестр | Неделя семестра | Виды деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Практическая деятельность | СРС | Консультации | ||||||
С ру-ководителем | С преподавателем | |||||||
1. | Организационное собрание | - | Еже-нед. | Собеседование | ||||
2. | Знакомство с норматив-ными актами, регламентирующими деятельность олрганизации | - | Еже-нед. | Составление дневника прохождения практики | ||||
3. | Знакомство с основными направлениями деятельности организации | Еже-нед. | Составление днев-ника прохождения практики | |||||
4. | Участие в конкретных видах деятельности | Еже-нед. | Составление днев-ника прохождения практики | |||||
5. | Оформление и составление документов | Еже-нед. | Составление днев-ника прохождения практики и приложение копий или оригиналов правовых документов | |||||
6. | Составление отчета по итогам прохождения практики | Еже-нед. | Отчет о прохождении практики | |||||
7. | Защита отчета по итогам прохождения практики | - | - | Еже-нед. | Комиссионная защита с представлением отчета и дневника прохождения практики | |||
Итого за 2 семестр | Защита отчета о прохождении практики | |||||||
2-я часть (4-й семестр)
Таблица 2
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Семестр | Неделя семестра | Виды деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Практическая деятельность | СРС | Консультации | ||||||
С руководитель | С преподавателем | |||||||
8. | Организационное собрание | - | Еже-нед. | Собеседование | ||||
9. | Знакомство с нормативными актами, регламентирующими деятельность организации | - | Еже-нед. | Составление дневника прохождения практики | ||||
10. | Знакомство с основными направлениями деятельности организации | Еже-нед. | Составление дневника прохождения практики | |||||
11. | Участие в конкретных видах деятельности | Еже-нед. | Составление дневника прохождения практики | |||||
12. | Оформление и составление документов | Еже-нед. | Составление дневника прохождения практики и приложение копий или оригиналов правовых и процессуальных документов | |||||
13. | Составление отчета по итогам прохождения практики | Еже-нед. | Отчет о прохождении практики | |||||
14. | Защита отчета по итогам прохождения практики | - | - | Еже-нед. | Комиссионная защита с представлением отчета и дневника прохождения практики | |||
Итого за 4 семестр | Защита отчета о прохождении практики |
Организация практики
Учебно-производственная практика проводится в течение четырех недель в два этапа в соответствии с графиком учебного процесса.
За четыре недели до начала практики начинаются процедуры по ее организации. Организация и проведение учебно-производственной практики осуществляется кафедрой ПДО. Для проведения практики студентов назначаются руководители:
- от кафедры – руководитель-организатор и методический руководитель – преподаватели кафедры;
- от организации (учреждения), в котором непосредственно проходит практика – организатор и руководитель – специалисты организации (учреждения), которые назначаются руководителем учреждения (базы практики).
Руководитель-организатор практики от кафедры обязан:
- определить базы практики;
- подготовить и заключить договоры (совместносучебным отделом РГППУ) о приеме студентов на практику;
- подготовить проект распоряжения о направлении студентов на конкретные базы практики;
- подготовить пакет документов для студентов, направляемых на практику (направление на практику, форму отчета);
- составить расписание консультаций по практике;
- подготовить и провести организационное собрание со студентами и методическими руководителями накануне практики.
Методический руководитель практики от кафедры обязан:
- присутствовать на организационном собрании;
- провести консультации накануне практики в соответствии с расписанием;
- обеспечить студентов необходимыми методическими материалами;
- сопроводить студентов на места прохождения учебной практики, организованные кафедрой;
- организовать встречу студентов-практикантов с руководителями практики от учреждения;
- посетить практикантов во время их работы в организации (учреждении) и получать справки об их деятельности;
- заполнить необходимые позиции в отчете по практике.
- назначить и провести защиту по учебной практике.
Организатор практики от организации (учреждения) обязан подготовить приказ о закреплении студентов за методическими руководителями практики от организации (учреждения).
Руководитель практики от учреждения обязан:
- познакомить практикантов со структурой и функцией организацией (учреждения), в котором проходит практика;
- предоставить практикантам возможность изучения основной документации, порядком ее подготовки, ведения и хранения;
- познакомить с характером и спецификой собственной профессиональной деятельности;
- обеспечить приобретение практикантами основ практического навыка работы с документами;
- привлекать практикантов к участию в проводимых в учреждении плановых мероприятиях;
- курировать составление практикантом отдельных документов (проектов) по профилю работыорганизации;
- заполнить необходимые позиции в отчете об учебной (правовой) практике.
Студенты имеют право на:
- выбор организации (учреждения) прохождения учебной практики с предоставлением гарантийного письма руководителю-организатору практики от кафедры;
- методическую помощь со стороны руководителей практики;
- самостоятельное составление индивидуального плана работы на период практики в соответствии с программой и с учетом условий и возможностей базового учреждения;
- обращение к организатору практики за разрешением повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий при признании работы неудовлетворительной.
Студенты обязаны:
- изучить рабочую программу учебной практики;
- присутствовать на организационном собрании;
- выполнять все поручения руководителей в рамках установленных требований;
- получить необходимые материалы по практике.
Прохождение практики
Практика курируется руководителем-организатором от кафедры, методическими руководителями от кафедры, организаторами практики от учреждения и руководителями практики от организации (учреждения).
Прохождение учебной практики включает в себя:
- знакомство с учреждением, его задачами, функциями и структурой, особенностями документирования управленческой деятельности (Устав, Положение организации, Положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.);
- изучение организационно-правовых документов, регламентирующих юридический статус организации, организационно-правовую структуру, руководство (Положение о службе делопроизводства, Инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и др.);
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих документирование ее деятельности;
- документирование управленческой деятельности (составление документов, их оформление, тиражирование; документирование работы совещаний; проверка правильности оформления документов, представляемых на подпись руководству и предназначенных к отправке и др.);
- работа с документами (прием поступивших документов, их первичная обработка; регистрация, ведение информационно-поисковых систем-картотек, компьютерных баз данных; информационно-справочное обслуживание; отправка документов по почте, телеграфу, факсу, электронной почте; формирование дел в соответствии с номенклатурой дел; подготовка дел для сдачи в архив и др.);
- организационные виды работ (организация и обслуживание совещаний; прием посетителей и т.п.);
- ознакомление с учетно-справочным аппаратом архива и проверка наличия и состояния документов;
- комплектование и экспертиза ценности документов, инспектирование ведомственных архивов;
- участие в проводимых в базовом органе (учреждении) плановых мероприятиях;
- составление отдельных документов (проектов) по профилю работы базового органа;
- подготовка отчета по практике, сбор заключений руководителей практики и представление отчета на кафедру в установленные сроки.
Подготовленный отчет по практике сдается методическому руководителю от кафедры. Оценка практики (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ставится на основании отчета и защиты.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к следующей за практикой сессии.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для организации работы руководителем практики от учреждения составляется календарный план с учетом бюджета времени. Этот план согласовывается с руководителем практики от кафедры и утверждается руководством организации или подразделения. Целесообразно разработать индивидуальный план-график работы каждого студента.
В зависимости от особенностей и условий работы учреждения может меняться последовательность выполнения разделов программы и отдельных видов работы по согласованию с представителем кафедры. Программой предусматривается выполнение работ различного характера, в связи с чем, студенты-практиканты могут работать в разных структурных подразделениях организации и архива. Для изучения организации делопроизводства используются методы: интервьюирования, личного наблюдения, а в необходимых случаях – графические и анкетные.
Для накопления материала студенты ведут дневники, которые систематически просматриваются руководителями. На основании дневника составляется отчет о практике.
К числу рекомендуемых образовательных технологий следует отнести: непосредственная работа студента-практиканта с руководителями, консультации специалистов и экспертов баз практик, самостоятельная работа студентов, ведение дневника практики и составление общего отчета о прохождении учебно-производственной практики.