Для студентов всех форм обучения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ

учебно-производственнОЙ практикИ по документоведению

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение

профиля подготовки « Документоведение и документационное обеспечение управления»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «Учебно-производственная практика по документоведению». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение.

Автор: кандидат ист. наук, доцент Е.П. Пирогова
     
     
Рецензент: Доктор ист. наук, доцент Л.Н. Мазур

Одобрена на заседании кафедры правового и документационного обеспечения управления. Протокол от 27 января 2012 г. № 1 .

Заведующая кафедрой правового и документационного обеспечения управления   Н.Г. Суровцева

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от № .

Председатель методической комиссии ИСП   А.Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С.Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Пирогова Е.П., 2012

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-производственная практика по «Документоведению» является составной частью учебного процесса и одной из важнейших форм профессиональной подготовки к трудовой деятельности бакалавра по данному направлению.

Практика организуется кафедрой ПДО согласно учебному плану и настоящей программе, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту.

Цель учебно-производственной практики по «Документоведению» – углубление и закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков работы с документами.

Задачи учебной практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин направления;

- приобретение опыта профессиональной деятельности, интеграция в профессиональную сферу, выработка знаний, умений и навыков в работе с различного рода документами;

- изучение спектра проблем, решаемых организацией, на базе которой проходит практика;

- оказание конкретной помощи в деятельности этой организации, приобретение опыта работы в коллективе;

- изучение нормативных документов и методических пособий (положений, правил, инструкций, методических разработок и т.п.);

- ознакомление с организацией работы в подразделениях (отдел кадров, канцелярия, архив и т.д.), методикой и содержанием конкретных работ непосредственно на рабочем месте;

- оказание помощи в практической работе по выполнению конкретных заданий;

- фиксирование в конспектах и дневниках полученной информации и результатов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Прохождение учебно-производственной практики по «Документоведению» должно привести к формированию у студентов необходимых компетенций, которые будут необходимы и развиты в дальнейшем при изучении перечня последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые в период данной практики:

«Организация и технология документационного обеспечения управления»;

«Организация и документирование работы с обращениями граждан»;

«Кадровое делопроизводство и хранение документов по личному составу»;

«Документирование деятельности коммерческих организаций»,

«Археография»;

«Источниковедение».

Соответствующие дисциплины позволят профессионально ставить задачи перед практическими работами, что в свою очередь позволяет студентам в результате успешного усвоения программ теоретических курсов и практики иметь знания, умения и готовность к практической деятельности.

Формы проведения учебной практики

Учебно-производственная практика студентов по дисциплине «Документоведение» проводится на базе учреждений, организаций и предприятий как государственных, так и других видов собственности, в органах государственного и муниципального управления, в государственных архивах, музеях. В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку учреждения. Наравне с сотрудниками студенты принимают участие во всех проводимых в организации мероприятиях: научно-методических и производственных совещаниях, конференциях и др.

Непосредственное руководство студентами в период практики от учреждения осуществляется сотрудником, назначенным руководителем данной организации. Руководителем практики может быть начальник структурного подразделения или другой квалифицированный сотрудник учреждения, имеющий достаточный стаж и опыт практической работы. Руководитель практики от организации осуществляет контроль за качеством выполняемой студентами работы.

Методическое руководство и контроль за ходом работы студентов на практике осуществляется преподавателями кафедры ПДО, читающими курс по дисциплине «Документоведение».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-производственная практика по «Документоведению» имеет большое значение для формирования у студентов практических навыков работы с документами.

В процессе учебной практики студенты должны получить умения и навыки работы с документами на различных стадиях их движения (первичная обработка документов в экспедиции, работа с документами в канцелярии, регистрация, контроль, исполнение документов в структурных подразделениях, их отправка, организация хранения, подготовка документов к сдаче в архив и т.д.).

Учебная практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, преподавателями и руководителями от мест прохождения практики, что обеспечивает формирование их профессиональных компетенций:

– владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);

– владение основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);

– умение самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);

– владение тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления (ПК-14);

– умение анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-17);

– знание законодательной и нормативно-методической базы документационного обеспечения управления (ПК-26);

– владение правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки (ПК-42);

– владение принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей (ПК-44);

– знание особенностей документирования предприятий и организаций различных форм собственности, уровней управления и сфер деятельности (ПСК-2).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость учебно-производственной практики по «Документоведению» составляет 6 зачетных единиц,
216 часа в течение 2-х недель во 2-м семестре и 2-х недель в 4-м семестре – всего 4 недели.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

1-я часть (2-й семестр)

Таблица 1

№ п/п Разделы (этапы) практики Семестр Неделя семестра Виды деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Практическая деятельность СРС Консультации
С ру-ководителем С преподавателем
1. Организационное собрание   - Еже-нед. Собеседование
2. Знакомство с норматив-ными актами, регламентирующими деятельность олрганизации   - Еже-нед. Составление дневника прохождения практики
3. Знакомство с основными направлениями деятельности организации   Еже-нед. Составление днев-ника прохождения практики
4. Участие в конкретных видах деятельности     Еже-нед. Составление днев-ника прохождения практики
5. Оформление и составление документов     Еже-нед. Составление днев-ника прохождения практики и приложение копий или оригиналов правовых документов
6. Составление отчета по итогам прохождения практики     Еже-нед. Отчет о прохождении практики
7. Защита отчета по итогам прохождения практики   - - Еже-нед. Комиссионная защита с представлением отчета и дневника прохождения практики
Итого за 2 семестр   Защита отчета о прохождении практики

2-я часть (4-й семестр)

Таблица 2

№ п/п Разделы (этапы) практики Семестр Неделя семестра Виды деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Практическая деятельность СРС Консультации
С руководитель С преподавателем
8. Организационное собрание   - Еже-нед. Собеседование
9. Знакомство с нормативными актами, регламентирующими деятельность организации   - Еже-нед. Составление дневника прохождения практики
10. Знакомство с основными направлениями деятельности организации   Еже-нед. Составление дневника прохождения практики
11. Участие в конкретных видах деятельности     Еже-нед. Составление дневника прохождения практики
12. Оформление и составление документов     Еже-нед. Составление дневника прохождения практики и приложение копий или оригиналов правовых и процессуальных документов
13. Составление отчета по итогам прохождения практики     Еже-нед. Отчет о прохождении практики
14. Защита отчета по итогам прохождения практики   - - Еже-нед. Комиссионная защита с представлением отчета и дневника прохождения практики
Итого за 4 семестр     Защита отчета о прохождении практики

Организация практики

Учебно-производственная практика проводится в течение четырех недель в два этапа в соответствии с графиком учебного процесса.

За четыре недели до начала практики начинаются процедуры по ее организации. Организация и проведение учебно-производственной практики осуществляется кафедрой ПДО. Для проведения практики студентов назначаются руководители:

- от кафедры – руководитель-организатор и методический руководитель – преподаватели кафедры;

- от организации (учреждения), в котором непосредственно проходит практика – организатор и руководитель – специалисты организации (учреждения), которые назначаются руководителем учреждения (базы практики).

Руководитель-организатор практики от кафедры обязан:

- определить базы практики;

- подготовить и заключить договоры (совместносучебным отделом РГППУ) о приеме студентов на практику;

- подготовить проект распоряжения о направлении студентов на конкретные базы практики;

- подготовить пакет документов для студентов, направляемых на практику (направление на практику, форму отчета);

- составить расписание консультаций по практике;

- подготовить и провести организационное собрание со студентами и методическими руководителями накануне практики.

Методический руководитель практики от кафедры обязан:

- присутствовать на организационном собрании;

- провести консультации накануне практики в соответствии с расписанием;

- обеспечить студентов необходимыми методическими материалами;

- сопроводить студентов на места прохождения учебной практики, организованные кафедрой;

- организовать встречу студентов-практикантов с руководителями практики от учреждения;

- посетить практикантов во время их работы в организации (учреждении) и получать справки об их деятельности;

- заполнить необходимые позиции в отчете по практике.

- назначить и провести защиту по учебной практике.

Организатор практики от организации (учреждения) обязан подготовить приказ о закреплении студентов за методическими руководителями практики от организации (учреждения).

Руководитель практики от учреждения обязан:

- познакомить практикантов со структурой и функцией организацией (учреждения), в котором проходит практика;

- предоставить практикантам возможность изучения основной документации, порядком ее подготовки, ведения и хранения;

- познакомить с характером и спецификой собственной профессиональной деятельности;

- обеспечить приобретение практикантами основ практического навыка работы с документами;

- привлекать практикантов к участию в проводимых в учреждении плановых мероприятиях;

- курировать составление практикантом отдельных документов (проектов) по профилю работыорганизации;

- заполнить необходимые позиции в отчете об учебной (правовой) практике.

Студенты имеют право на:

- выбор организации (учреждения) прохождения учебной практики с предоставлением гарантийного письма руководителю-организатору практики от кафедры;

- методическую помощь со стороны руководителей практики;

- самостоятельное составление индивидуального плана работы на период практики в соответствии с программой и с учетом условий и возможностей базового учреждения;

- обращение к организатору практики за разрешением повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий при признании работы неудовлетворительной.

Студенты обязаны:

- изучить рабочую программу учебной практики;

- присутствовать на организационном собрании;

- выполнять все поручения руководителей в рамках установленных требований;

- получить необходимые материалы по практике.

Прохождение практики

Практика курируется руководителем-организатором от кафедры, методическими руководителями от кафедры, организаторами практики от учреждения и руководителями практики от организации (учреждения).

Прохождение учебной практики включает в себя:

- знакомство с учреждением, его задачами, функциями и структурой, особенностями документирования управленческой деятельности (Устав, Положение организации, Положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.);

- изучение организационно-правовых документов, регламентирующих юридический статус организации, организационно-правовую структуру, руководство (Положение о службе делопроизводства, Инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и др.);

- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих документирование ее деятельности;

- документирование управленческой деятельности (составление документов, их оформление, тиражирование; документирование работы совещаний; проверка правильности оформления документов, представляемых на подпись руководству и предназначенных к отправке и др.);

- работа с документами (прием поступивших документов, их первичная обработка; регистрация, ведение информационно-поисковых систем-картотек, компьютерных баз данных; информационно-справочное обслуживание; отправка документов по почте, телеграфу, факсу, электронной почте; формирование дел в соответствии с номенклатурой дел; подготовка дел для сдачи в архив и др.);

- организационные виды работ (организация и обслуживание совещаний; прием посетителей и т.п.);

- ознакомление с учетно-справочным аппаратом архива и проверка наличия и состояния документов;

- комплектование и экспертиза ценности документов, инспектирование ведомственных архивов;

- участие в проводимых в базовом органе (учреждении) плановых мероприятиях;

- составление отдельных документов (проектов) по профилю работы базового органа;

- подготовка отчета по практике, сбор заключений руководителей практики и представление отчета на кафедру в установленные сроки.

Подготовленный отчет по практике сдается методическому руководителю от кафедры. Оценка практики (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ставится на основании отчета и защиты.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к следующей за практикой сессии.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для организации работы руководителем практики от учреждения составляется календарный план с учетом бюджета времени. Этот план согласовывается с руководителем практики от кафедры и утверждается руководством организации или подразделения. Целесообразно разработать индивидуальный план-график работы каждого студента.

В зависимости от особенностей и условий работы учреждения может меняться последовательность выполнения разделов программы и отдельных видов работы по согласованию с представителем кафедры. Программой предусматривается выполнение работ различного характера, в связи с чем, студенты-практиканты могут работать в разных структурных подразделениях организации и архива. Для изучения организации делопроизводства используются методы: интервьюирования, личного наблюдения, а в необходимых случаях – графические и анкетные.

Для накопления материала студенты ведут дневники, которые систематически просматриваются руководителями. На основании дневника составляется отчет о практике.

К числу рекомендуемых образовательных технологий следует отнести: непосредственная работа студента-практиканта с руководителями, консультации специалистов и экспертов баз практик, самостоятельная работа студентов, ведение дневника практики и составление общего отчета о прохождении учебно-производственной практики.

Наши рекомендации