Задания для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС), предусмотренная учебными планами всех форм обучения в объеме 50-90 % от общего количества часов

Самостоятельная работа студентов (СРС), предусмотренная учебными планами всех форм обучения в объеме 50-90 % от общего количества часов, отведенных для освоения дисциплины, способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, развитию умений и навыков применять теоретические знания на практике, формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов включает:

-проработку учебного материала по изучаемой дисциплине (поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, изучение нормативных документов, подготовку реферата и т.д.);

-развитие практических умений и навыков (решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий и т.д.);

-формирование общекультурных и профессиональных компетенций (подготовка и участие в деловой игре, кейс-стади, имитационные/психологические тренинги, разработка проектов, написание контрольной работы и т.д.)

б) для студентов, обучающихся по сокращенной образовательной программе по заочной форме

Модули/ темы дисциплины Виды и содержание самостоятельной работы
1.Введение Выполнение тестов
Модуль I. Методологические основы коммерческой деятельности  
2. Основные понятия и сферы применения коммерческой деятельности Написание реферата, дискуссия, кейс-стади
3.Объекты коммерческой деятельности Подготовка к кейс-стади
4. Субъекты коммерческой деятельности Подготовка к кейс-стади
5. Методология коммерческой деятельности организации Выполнение тестов
Модуль II. Управление коммерческой деятельностью организации  
6.Информационное обеспечение коммерческой деятельности организации Подготовка к кейс-стади
7.Управление коммерческой деятельностью организации Подготовка и участие в деловой игре, тренинг
8.Государственное регулирование и контроль коммерческой деятельности организации Изучение нормативных документов
Модуль III. Материально-техническое и товарное обеспечение коммерческой деятельности организации  
9.Материально-техническая база для коммерческой деятельности организации Разработка проекта
10.Договоры в коммерческой деятельности организаций Тренинг, подготовка к кейс-стади
11.Управление товарным обеспечением Подготовка к кейс-стади, разработка проекта
12.Анализ и оценка коммерческой деятельности Подготовка к кейс-стади
13. Инновации в сфере коммерции Выполнение тестов

Выполнение студентом самостоятельной работы контролируется преподавателем. Результаты самостоятельной работы учитываются при проведении текущего контроля внутрисеместровой и промежуточной аттестации в форме экспресс-опроса, во время проведения деловых игр на практических/семинарских занятиях, проверке письменных работ , защите проектов контрольного тестирования и т.д.

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) федеральные законы и нормативные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части 1,2,3. - М.: Омега - Л, 2011. – 480 с.

Федеральные законы РФ

«О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-I (ред. от 29.03.2012 г.).

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г., ФЗ-№ 381 (ред. 23.12.2010 г.).

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» от 31.12. 2005 г., ФЗ-№ 94 (ред. от 07.12.2011 № 418-ФЗ).

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26 декабря 2008 г., ФЗ-№ 294 (ред. от 01.08.2011 г.).

«О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г., ФЗ- № 315 (ред. от 03.12.2011 г.).

«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998, ФЗ-№ 14 (ред. от 07.03.2012 г.).

«Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. , ФЗ- № 208 (ред. от 30.11.2011 г.).

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г., ФЗ- №209 (ред. от 06.12.2011)

«О техническом регулировании» от27 декабря 2002 г., ФЗ- № 184 (ред. от 28.09.2010).

«О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г., ФЗ-№ 135 (ред. от 01.03.2011).

«О некоммерческих организациях» от 12.01. 1996 г.,ФЗ-№ 7 (с изм. на 16 ноября 2011 года).

«О хозяйственных партнерствах» от 3 декабря 2011 года, № 380-ФЗ.

Постановления Правительства Российской Федерации

«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» /www/rbc. ru

«Об утверждении Правил продажи по образцам» от 21 июля 1997 г. № 918 ( в ред. от 07.12. 2000 № 929, с изм. от 27.02.2007 № ГКПИ06 - 1651);

"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 27.01.2009);

Приказ Минпромторга РФ от 31.03. 2011 № 422 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года».

Стандарты

ГОСТ Р51303-99. Торговля: термины и определения. – М.: Госстандарт России, 2000.-12 с.

ГОСТ Р 51304-2009. Услуги торговли: Общие требования. - М., Стандартинформ, 2010. – 7 с.

ГОСТ Р 51305-2009. Услуги торговли: Требования к персоналу.– М., Стандартинформ, 2009.- 16 с.

ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли: Классификация предприятий торговли. - М., Стандартинформ, 2010. – 30 с.

б) основная литература

1. Коммерческая деятельность производственных предприятия (фирм): Учебник / Под ред.О.А. Новикова, В.В. Щербакова. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2009. – 416 с.

2.Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник, 13-е изд., перераб. и доп.- - М.: ИТК Дашков и К, 2012. – 500 с.

4.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. Гриф МО РФ. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 248 с.

в) дополнительная литература

  1. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
  2. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебник. – Мн.: Выш.Шк., 2009.
  3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2012. – 688 с.
  4. Кондрашов В.М. Менеджмент продаж: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.

г) программное обеспечение

-Программные средства офисного назначения:Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus;

- Прикладная программа:«1С - Предприятие», версия по торговле - 8.0; ;

-Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц):Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:/ www. budgetrf. ru - Мониторинг экономических показателей;

http:/ www. businesspress.ru - Деловая пресса;

http:/ www. garant.ru - Гарант;

Справочно-правовая система «Кодекс» «Эксперт-Торговля»;

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»;

http:/ www. nta –rus. ru - Национальная торговая ассоциация;

http:/ www. rbc. ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http:/ www. rtpress. ru - Российская торговля;

http:/ www. torgrus. ru - Новости и технологии торгового бизнеса.

Журналы: Современная торговля, Российская торговля, Управление сбытом, Управление продажами.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Коммерческая деятельность» используются компьютерные классы, специализированная аудитория и фонд библиотеки.

В каждом компьютерном классе установлено по 10 компьютеров и одному мультимедийному проектору.

В специализированной аудитории при подготовке бакалавров по направлению «Торговое дело» используют аудио-, видео- и мультимедийные материалы; мультимедийные комплекты, включающие ноутбук, проектор, экран; специальную мебель.

Общий фонд включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: диссертации, монографии, авторефераты, вся справочная литература, энциклопедии - универсальные и отраслевые, электронные учебники.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной состоит из официальных, справочно-библиграфических и периодических изданий. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

11. Образовательные технологии:

При реализации программы дисциплины Коммерческая деятельность используются различные образовательные технологии.

В начале дисциплины применяется метод адаптивного обучения – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала учебного процесса (Введение, практическое занятие 1) и в процессе обучения.

На первом практическом занятии выясняется уровень индивидуальной подготовки студентов на основе результатов входного контроля по тестам с открытыми вопросами. Далее по темам курса каждый студент получает индивидуальное практическое задание и активно участвует в достижении поставленной цели. При этом студент овладевает информационно-коммуникационными технологиями для подготовки презентации по теме практического занятия.

Во время аудиторных занятий лекции (28 часов) проводятся с использованием ПК и проектора, практические занятия (44 часов) – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области. В учебном процессе используются материалы печатные и в электронной форме; аудио, видеокассеты; аудио видео- лекции в электронной форме и др.

Для реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-класс специалиста.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в бизнесе, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (практическое занятие 9 по теме 7).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия 10,14 по темам 7,10).

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем (практическое занятие 2 по теме 2).

Мастер-класс – занятие, которое проводит эксперт - известный действующий специалист в профессиональной области, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете (практическое занятие 11 по теме 8).

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (практическое занятие 12 по теме 8).

Метод кейс-стади – обучение при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его (практические занятия 3,6,8, 15-19, 21 по темам 2, 3, 4, 6, 11, 12).

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта и явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (практические занятия13, 20 по темам 9,11).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема модуля может быть проведена в форме тестирования. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения практических заданий и самостоятельной работы (практические занятия 7, 22, темам 5, 13).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с требованиями ФГОС и учетом специфики ООП. Занятия лекционного типа для групп студентов не составляют более 40% аудиторных занятий в соответствии с рабочим учебным планом.

12. Оценочные средства (ОС):

12.1 Оценочные средства для входного контроля. Тесты с открытыми вопросами.

1. Какие экономические категории и термины Вы применяете в своей деятельности?

2. Какие законы и теории действуют в экономике и бизнесе?

3. Владеете ли Вы методами экономической теории? Если да, то перечислите их.

4. Расчеты, каких математических величин Вы производите в своей деятельности и какими пользуетесь при этом программами или средствами?

5. Осуществляете ли процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации. Если да, то какие - перечислите.

6. Пользуетесь ли Вы локальными и глобальными сетями ЭВМ. Если да, то назовите их.

7. Применяете ли Вы средства реализации информационных процессов при изучении торгового дела. Если да, то назовите их.

8. Знаете ли Вы технологии программного обеспечения и программирования? Используете ли их в своей деятельности. Если да, то назовите их.

9. Какие основные экономические показатели определяют в процессе деятельности предприятия? Раскройте их суть и значимость для профессиональной деятельности бакалавра.

10. Изложите суть анализа и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

11. Применяете ли Вы в своей деятельности статистические методы обработки данных для ее оценки и прогнозирования? Приведите примеры.

12.Укажите, какие нормативные акты по техническому и метрологическому законодательству Вы используете в своей деятельности?

13. Приведите примеры международных и национальных единиц измерения количества товаров и их количественных характеристик из практики Вашей работы.

14. Рассмотрите классификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров. 15. Укажите основные свойства и показатели ассортимента, учитываемые в торговом деле.

16. Перечислите группы потребительских свойств товаров. Какие показатели Вы применяете при оценке их качества?

17. Укажите основные факторы, формирующие и сохраняющие качество и ассортимент товаров.

18. Перечислите виды товарной информации, обозначенные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах и договорах в профессиональной деятельности.

19. Какие технические документы по подтверждению соответствия обязательным требованиям и требованиям на добровольной основе должны быть представлены розничному продавцу?

20.Какие экономические методы регулирования природопользования и ресурсосберегающие технологии применяют в сфере коммерции.

21. Укажите организационно-правовые формы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в сфере применения коммерческой деятельности.

22. Какие действующие федеральные законы и нормативные документы необходимы для осуществления коммерческой деятельности, заключения договоров и контроля их исполнения?

23. Перечислите, какие принципы, функции и методы менеджмента применяют в деятельности коммерческих организаций?

12.2. Оценочные средства для текущего контроля

Наши рекомендации