Развитие зрительного восприятия, памяти. Усвоение родительного падежа существительных
Наф-Наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-Наф.
Убирается по одной или две игрушки, и дети отгадывают, кого не стало
Проблемная ситуация
Пока они играли, стало темно, значит, наступила ... (ночь).
Выставляется картинка с изображением ночного пейзажа.
Как вы догадались, что это ночь? (Темное небо, светит луна.) Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (Можно позвонить по телефону.) Что они сказали мамам? Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно.
Рассуждения детей.
Надо, можно и нельзя — Всем знакомые слова. Надо маме помогать. Можно с другом погулять. Но нельзя без разрешенья Нам из дома убегать
Назовите слова со звуками н, н'. Чего нельзя делать в детском саду? А дома? Ответы детей.
Знакомство с буквой к
Буква н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква н? (На букву и.)
Н надела поясок.
Буква Я надела ровно,
И надела поясок
Буква И — наискосок.
А Шибаев
Буква нвыставляется в Голубом замке. Найдите букву нв замке. Выложите ее из палочек. Станьте парами, изобразите букву н. А теперь поможем нашим друзьям — Наф-Нафу, Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу. Заспорили они о первой букве их кличек. Наф-Наф и Нуф-Нуф утверждают, что их клички пишутся с буквы н, а Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая буква н\ Кто из них прав, ведь первые звуки в их кличках разные — н и н'? И Наф-Наф с Нуф-Нуфом и Ниф-Ниф правы, так как звуки н, н' обозначаются одной ... (буквой н).
13. Чтение слогов на, но, ни, ну
Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф. Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слоги.
Итог занятия
Тема «Звуки м, м' и буква м»
СЕМЬЯ
Материал.Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки (дом, мак, молоток, машина, самолет, гармонь, малина и др.); цветовые символы, домик для определения позиции звуков, буквенные кассы.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убега-
ем, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся пошевелиться.)
Разыгрываются две-три сценки.
Сообщение темы занятия
Выставляется картинка «Дом».
Что это? (Дом.) Какой последний звук вы услышали в этом слове? (Звук м.)
Выставляется картинка «Семья».
В доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова? (Звук м') Сегодня будем изучать звуки м, м'.
3. Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и акустическим признакам
Чем мы произносим звуки м, м'? (Губами.) Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук м', и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук м.
Обозначение этих звуков цветовыми символами.
Развитие фонематического восприятия
Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Поднимите синий кружочек, если услышите в слове звук м, и зеленый — если ч в слове есть звук м'.
Логопед произносит слова, дети поднимают кружки.
5. Произношение звуков в слогах. Анализ слогов ом, ма
Этот малыш только учится говорить. Вот так он просит кушать: «Ам!» Сколько звуков он сказал? (Два звука.) Какой звук первый? Второй? А сейчас он произносит слоги: ма-мо-му, мы-ма-мо, ми-мя-ме.
Дети повторяют эти слоги, обозначают их кружочками.
6. Произношение звуков м, м' в словах
Перед детьми выставляется картинка «Семья».
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку — Майя, а старшего брата — Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.) Дима учится произносить слова, но пропускает звуки.
Предметные картинки выставляются после того, как дети правильно назовут слова. Слова произносятся логопедом без звуков м,
м':______ алина... (малина),___ уха... (муха),___ едведь... (медведь), ды__ ...
(дым),_____ аяк... (маяк), пу а... (пума),_ ука... (мука),_ ашина...
(машина). Определяется позиция звуков м, м', обозначается место звуков в звуковом домике.