Задание 6. Образуйте формы родительного падежа имен существительных

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Теоретические вопросы

1. Учение о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.

2. Общая характеристика имени существительного. Род несклоняемых имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности склонения некоторых русских и иноязычных фамилий.

3. Общая характеристика имени прилагательного. Полная и краткая формы имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных, способы их образования.

4. Разряды числительных по значению и по структуре. Особенности склонения имен числительных. Особенности употребления собирательных числительных.

5. Общая характеристика глагола. Глаголы с избыточной и недостаточной парадигмой. Образование причастий и деепричастий.

6. Наречие. Слова категории состояния. Служебные слова: предлоги, союзы, частицы.

7. Понятие о словосочетании. Типы словосочетаний. Виды подчинительной связи.

8. Понятие о предложении. Основные типы простых предложений.

9. Виды осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены и др.

10. Сложное предложение. Основные типы.

11. Основные типы морфологических и синтаксических ошибок.

Практические задания

Задание 1. Определите род имен существительных, мотивируйте ответ.

Образец: Имя существительное прудишко относится к существительным мужского рода, так как образовано от существительного пруд мужского рода с помощью эмоционально-оценочного суффикса -ишк-.

Педагог, домишко, Женя, забияка, воспитатель, рояль, тюль, мозоль, шампунь, табель, подмастерье, трудяга, братишка, хвастунишка, доцент, слуга, староста, профессор, Валя, невежда, режиссер, недоучка, судья, невежа, лежебока, ветрище, холодина, вуз, БАМ, АТС, МХАТ, МИД, плащ-палатка, театр-студия, ракета-носитель, штаб-квартира, чудо-ребенок.

Задание 2. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Образец: В словосочетании разноцветное конфетти существительное конфетти согласуется с прилагательным в форме среднего рода, поскольку является несклоняемым неодушевленным существительным и относится к среднему роду.

Юн… кабальеро, крошечн… колибри, сочн… манго, мощн… торнадо, увлекательн… шоу, стар… рантье, заброшенн… ранчо, установленн… эмбарго, заморск… кольраби, рискованн… антраша, мастерски исполненн… болеро, справедлив… рефери.

Задание 3. Подберите к данным существительным соответствующие формы мужского или женского рода. Определите семантические или стилистические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Образец: Существительное почтальон, характеризующее лицо с точки зрения рода занятия, имеет форму только мужского рода вне зависимости от того, к лицу какого пола относится: наш почтальон. Форма женского рода почтальонша носит разговорный характер.

Поэт, стюардесса, бакалавр, секретарь, машинистка, писатель, врач, балерина, адвокат, артист, корректор, парикмахер, кондитер.

Задание 4. Образуйте форму множественного числа имен существительных; определите, меняется ли при этом значение существительного. Если образование формы множественного числа невозможно – определите причину отсутствия данной формы.

Образец: Существительное соль относится к разряду вещественных существительных, поэтому характеризуется такой грамматической особенностью, как отсутствие формы множественного числа. Однако, меняя лексическое значение (приобретая значение «сорт, вид»), данное существительное имеет форму множественного числа: минеральные соли.

Сыр, кисель, листва, радость, искренность, смирение, мебель, музыка, холод, боль, снег, Приморье, Мария, Песков.

Задание 5. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Образец: Вариантные формы свитера – свитеры с окончаниями а – ы различаются стилистической окраской: форма с окончанием а (свитера) является разговорной, а с окончанием ы(свитеры) – нормативной. Существительные корпуса – корпусы образуют форму именительного падежа в зависимости от значения: если существительное имеет значение «отдельное здание», то имеет окончание а (корпуса института), а если выступает в значении «туловище человека или животного», то имеет окончание ы(мужские корпусы).

Век, орден, лагерь, порт, сорт, доктор, якорь, джемпер, адрес, редактор, прожектор, договор, полюс, сектор, инструктор, шофер, ветер.

Задание 6. Образуйте формы родительного падежа имен существительных.

Образец: Существительное ботинки в форме родительного падежа, согласно правилу, имеет нулевое окончание (несколько пар ботинок), поскольку относится к группе имен существительных, называющих парные предметы.

Носки, армяне, погоны, сапоги, сумерки, вишни, башни, барышни, шорты, туфли, солдаты, апельсины, бананы, баклажаны, килограммы, гектары, грабли, простыни, буряты, комментарии, чулки, блюдца.

Задание 7. Раскройте скобки, поставив в нужной форме заключенные в них слова; обратите внимание на склонение личных имен.

Образец: Руководствуясь правилом, согласно которому русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются, если относятся к лицу мужского пола, и не склоняются, если относятся к лицу женского пола, предложение Студенту (Юрий Кулик) необходимо срочно явиться в деканат перестраиваем так: Студенту Юрию Кулику необходимо срочно явиться в деканат.

1. Спектакль пройдет в сценической редакции и постановке главного режиссера театра (Валерий Колосенок).

2. 31 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорока). Дирекция поздравила (Б.И. Сорока) с юбилейной датой.

3. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).

4. В японской классической литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).

5. Второе место жюри присудило студентке второго курса (Валентина Корнейчук).

Наши рекомендации